Шпаргалки - страховой полис

                Общее пособие для студентов и преподавателей. 
                "Учиться, учиться и ещё раз учиться". (Ленин В.И.)
Закончен учебный год. Сданы зачёты и экзамены в весеннюю сессию. Впереди лето и  каникулы. Для одних они свободны от учебного процесса на целых два месяца - о нём можно забыть  до сентября. Для других вариант успешной защиты своих знаний оказался не таким благополучным, как у первых, а потому свобода проведения каникул по своему усмотрению весьма проблематична.

Обе категории  студентов используют для гарантированной сдачи своих знаний преподавателю самые различные информационные источники, в том числе и подсобные средства в виде шпаргалок, официально  запрещённых к их применению. Это средство является тайным  и служит своего рода гарантией безопасности, позволяющее быть уверенным в себе и идти с гордо поднятой головой на, всегда щекочущую нервы, встречу с преподавателем   tet-a-tet. Их диалог, иногда похожий на сражение, происходит без арбитра, или попросту говоря, без свидетелей и без боевых дополнительных единиц, могущих прийти к тебе на помощь в гибельной ситуации. Диалог оппонентов, как правило, заканчивается уходом с позиций обороняющейся стороны с триумфальной победой или полным поражением в виде оценки «неуд» в твоей студенческой зачётке. После того, как ты покинул поле сражения, независимо от того – бежал ли ты с позором или, захватив трофей в виде оценки от «удовл» до «отл», оборонительный рубеж, оставленный тобой, перед главным противником – маститым профессором – занимает твой друг-сокурсник, жаждущий получить по заслугам, но не ниже, чем «удовл».

Получивший в зачётке «отл» или, хотя бы, «удовл»  уходит с чувством собственного достоинства и уверенностью в завтрашнем дне – ты свободен, как ветер и можешь заниматься «чёрт те чем». Если, конечно, не предстоит очередной зачёт или экзамен. Уносящий с поля сражения свои останки, облечённые в форме «неуд»,  фактически отступает, разбитый наголову. Он, как правило, чувствует себя глубоко несчастным, несправедливо обиженным, или, что бывает у некоторых индивидуумов с высоким чувством долга, злым на самого себя. У счастливчиков, «получивших по заслугам» возникает ощущение снятых цепей или вериг на руках и ногах, стесняющих  их свободу движения, например, расслабленно потянуться и беззаботно зевнуть от недосыпа при подготовке к бою с профессором или желание радостно, хоть и фальшиво, спеть любимую арию, триумфально завершающую нелёгкий этап жизненного пути.

Другие, «получившие по заслугам» - неудачники, имеющий философский жизненный настрой, не испытывают комплекса неполноценности. И, как правило, повторная сдача приносит желанный успех. Пессимистам, безусловно, сложнее преодолевать самих себя, что в конечном итоге определяет и качественную сторону их дальнейшего профессионального пути.

На поле сражения, где идёт борьба по принципу «кто кого», очень действенным оружием для нерадивых, пропускавших лекции, а потому не получивших, естественно, знаний, или «слабоумных», (да простят меня будущие гении из этого разряда), у которых до безобразия память хромает «на все четыре ноги», используется тайное оружие – шпаргалки. Средство небезопасное с точки зрения захвата с поличным. О них знают преподаватели, а потому проявляют бдительность. Но тогда, какая это тайна, если она традиционна у студентов всех времён и народов. Эта форма подсказки не игнорировалась ранее и не исключается сейчас ни у генсеков, ни у президентов. А фонограммы знаменитых певцов? Это тоже разновидность «шпоры», которая не позволяет в критический момент выступления перед зрителями, например, после изрядной ночной выпивки,  «дать петуха», то есть сфальшивить. Но у них эта подсказка вполне легитимна. Все  знают о фонограммах и, тем не менее, продолжают ходить на концерты. Им зритель-слушатель не выставляет «неуд» в той форме, которая их обрекает, как минимум на повторение концерта, но без фальши и фонограммы, а как максимум – исключения из ряда исполнителей. Они как выступали, так и будут продолжать выступать, по-прежнему используя свою «шпору» - фонограмму. И дивиденды будут продолжать «капать» понемногу. У студента иначе: при явном несоответствии его критериям накопления знаний, он исключается из учебного заведения в подавляющих случаях бесповоротно. Как минимум, лишается своих «дивидендов» - стипендии, что грозит ему не отказ от покупки «Феррари» или «Мерседеса», а самого тривиального – как не помереть с голоду.

Шпаргалка в большинстве случаев - это разновидность письменности и является древнейшим средством напоминания  плохо запоминающегося наизусть материала. Как современные люди, получившие первичные навыки письма ещё в школе, мы естественно стремимся совершенствовать его в будущем и, в частности, в виде написания  «шпор». 

Студент пишет шпаргалку в невероятно лаконичной форме и секретной, когда об этом знаешь только ты сам и, возможно, твой друг. А строгий лаконизм изложения необходим, поскольку двухтомник лекций практически невозможно отобразить в тайном виде ни одним из известных студентам способов. Правда, изобретательность некоторых студентов в поиске варианта сокрытия шпаргалок отличается в некоторых случаях гениальной изощрённостью, достойной премии Нобиля.

Импровизация материала, выдаваемая студентом за свою личную научную точку зрения, не приветствуется, поскольку чаще всего является ошибочной, о чём преподаватель делает соответствующую запись в зачётке оппонента в виде «неуда». Чаще всего эта импровизация, в студенческой среде называемая «лепить горбатого», допускается от незнания материала лекций, имеет нагловатый оттенок и используется студентами явно авантюрного характера. Пожалуй, только два сословия из рода человеческого могли свободно импровизировать – шуты и короли. Царственные особы могли себе позволить свободную вариацию изложения своих мыслей, отточенных до блеска дворцовыми интригами. Непонимание хода их мыслей, или, Боже упаси! критическое замечание в адрес сказанного царственной особой могло закончиться весьма плачевно, не исключалась и  плаха с топором. Шутам дана такая привилегия по роду их занятий, поскольку они призваны развлекать нас, в том числе и представителей королевской крови, за что они и прощаемы. А потому их импровизация всерьёз не принимается, хотя, безусловно, в смысловом значении имеет свой подтекст. Ни короли, ни шуты шпаргалками не запасались.

Итак, студент, импровизируя от себя лично, тем самым заявляет о незнании или непринятии общеизвестных постулатов, изложенных в лекционных материалах уважаемых профессоров кафедры или многотомных научных трудах известных учёных. Для запоминания лекционного материала  потребуется от тебя всего лишь не лениться конспектировать их при поднесении тебе его «на блюдечке» в виде лекций уважаемым профессором. Игнорируется этот оптимальный вариант чаще всего из-за  лени, изредка из принципа, когда индивид  считает, что  обращение  к многочисленным источником познания твоего предмета более надёжно, забывая, что для этого потребуются годы жизни и «вагоны» студенческого здоровья. Ну и, конечно, терпения. На это, увы, не хватит ни того, ни другого. А ведь в лекциях, по существу нам даётся суть. Это понимают большинство, а потому изобретательность, изощрённая многолетним опытом, допускает на вполне моральной основе, с точки зрения студента, устанавливать очерёдность посещения лекций со своим закадычным другом-однокурсником, с которым вы пишете лекции через копирку: один экземпляр для себя, другой для товарища. Тот в это время проводит своё время по усмотрению: продолжает спать после ночного загула или бдения ночным вахтёром в какой-нибудь конторе,  подрабатывая себе на «хлеб насущный». Возможно, трудится и днём с раннего утра, где-нибудь на погрузочно-разгрузочных работах, пока мы потеем, стараясь успеть записывать читаемую преподавателем лекцию, или «кемарим» в аудитории при прослушивании лекций наших уважаемых Учителей-лекторов.

Наиболее генетически «продвинутые» особи с качественной памятью идут по пути заимствования у доброжелательного сокурсника его лекций, трудолюбиво записанных почти каллиграфическим, но чаще корявым с сокращениями, почерком, который может расшифровать только студент. Студенческая этика и понятие о взаимовыручке позволяет такие действия – ведь мы протягиваем по-братски руку помощи нашему товарищу, оказавшемуся в крайне затруднительном положении. И тем самым мы спасаем его в критические минуты  непростого студенческого бытия. Да пусть не звучит это кощунственно, но мы следуем в этом случае принципу общеизвестной библейской заповеди: - «Возлюби ближнего своего!».

Приближающийся час фатально неизбежной  встречи с преподавателем на экзамене максимально обостряет ум, память и мысль о том, что ты жертва. А потому  распознавание знаков в лекционном рукописном материале твоего товарища не представляет особых затруднений. Чужой материал в виде толстенной общей тетради с многочисленными формулами подвергается осмысливанию в течение одной ночи. На другую ночь эти лекции переходят к другому страждущему получить знания и попытаться вооружиться к предстоящему на экзамене сражению с преподавателем.

Необходимо сказать, что для некоторых студентов с явной аллергией к наукам, формулы представляются кабалистикой…абракадаброй. Для них эти таинственные знаки – благоговение к высшей человеческой мудрости, гению и отвращение к непонятному одновременно.

Шпаргалки – неотъемлемая часть интеллектуальной жизни студента в стремлении быть причастным к научным трудам, хотя бы косвенно. Они пишутся, как правило,  на бумаге, складываемой, чаще в виде «гармошки», мелким убористым почерком, с сокращениями, понятными только вступающему в бой. Не исключается рукопись на манжетах рукавов белоснежных рубашек, а молодым очаровательным сокурсницам на той части бёдер, что располагаются под мини юбкой  выше колен: очень удобная и, пожалуй, «сов. секретная» форма скрытности. Попробуй-ка, профессор, проверь! Если твою «шпору», изложенную на бумаге, могут увидеть и забрать; потрогать руками, то в случае с прекрасным полом – увы!

Сессия закончена. Кто скачет «козликом» от радости, успешно завершив её без «неуда», а кто рыдает – в перспективе все летние каникулы будут посвящены вторичному, более скрупулёзному прохождению тернистого пути науки.

ПРИМЕЧАНИЕ. Настоящий материал является пособием для нерадивых студентов и ориентиром для бдительных преподавателей. За основу взят опыт бывшего студента, когда-то таскавшего на экзамены в МАИ лупу для чтения своих,  усердно  изготовленных, «шпор». Его опыт - из прекрасного прошлого – молодости. В настоящее время жизненный опыт вполне достаточен, чтобы обходится без подсказки практически в любой ситуации. Как частный случай – скрупулёзнейшая работа с последующей защитой кандидатской диссертации, результаты которой оказались внедрёнными в практику немаловажных исследований. По-честному, без «шпор».
               
                Рисунок автора.   РУЛЕВОЙ.               


Рецензии