Рассказы из жизни

                ВОСЬКА.

В нашем небольшом селе народ спокойный, рассудительный. Всегда внимательно выслушают собеседника, не спеша выскажут своё мнение по задаваемому вопросу, предложат несколько вариантов рассмотрения или решения этого вопроса. А если нужно, то окажут и материальную помощь или мукой, или зерном, или даже деньгами. Такое повелось издавна. Но как и в любом спокойном  тихом омуте обязательно есть или очень беспокойный, шустрый, в каждую дырку заглядывающий чертёнок, или пожилой, всегда задумчивый, спокойный с виду, но сам себе на уме, чёрт. Он всё знает, всем даёт советы, всегда «точно» предсказывает изменения в погоде. Но никогда не говорит, когда будут изменения, какие изменения- дождь, ветер, снег, солнечно. А советы даёт такими заковыристыми выражениями, что селяне никогда не понимают, что он хочет сказать, что хочет посоветовать. Ну а пакость посоветовать он горазд и всегда говорит точно, чтобы пакость получилась отменной. Вот Матвеевне, вдовушке, посоветовал не уничтожать колорадского жука, который атаковал картошку у неё. Он предложил ей набрать жуков в пол-литровую банку, налить в банку воды и поставить банку посередине огорода, где растёт картошка. Жуки будут кричать в банке на своём колорадском языке, а те, которые сидят на картошке и жрут её, будут слышать крики жуков из банки и ринутся убегать с картофельной делянки как можно дальше от этой картошки. Только нужно банку с жуками переставлять в разные места делянки. А через 2-3 дня все живые жуки убегут или улетят. Делянка же будет чистой.
-Да не слушай ты его, Матвеевна, чёрта старого- сказал сосед Матвеевны Воська, когда она рассказала ему советы чёрта старого- опрыскай делянку хлорофосом, жуки все и погибнут. А этот чёрт старый никогда путный совет не даст. Вон Акиму Семёновичу посоветовал опрыскать помидоры водичкой из колодца, холодненькой. Говорит на улице жарко, а при жаре даже человек попить холодненькой водички хочет, а помидоры тоже пить хотят. Листьями попьют, а вода которая стечёт с листьев и корешкам достанется. Вот дурацкий совет. Если сделать так, как посоветовал чёрт старый, то через три дня все помидоры заболеют и пропадут.
-Вот брехун проклятый- сказала Матвеевна- так и хочет сделать пакость людям, не зря его старым чёртом у нас зовут. Он сроду такой. Воська побеседовал с Матвеевной ещё несколько минут об огурцах, урожае на пшеницу, на ячмень и спокойно, тихонько пошёл домой. Идя по дороге, в селе тротуаров не было, Воська думал о Сафроне- это его в селе старым чёртом зовут.
-Откуда берутся такие люди?- думал Воська- всю жизнь живёт в селе, среди нормальных людей, а вот же на тебе, встречаются подленькие Сафроны- черти старые. Скоро Воська подошёл к домику старенького деда Тихона. Ему уже более восьмидесяти лет. Дед Тихон  плохо ходит, болят суставы в ногах. На улицу он выходит с табуреткой, сидит около дома рядом с палисадником и поглядывает по сторонам. С каждым прохожим поздоровается, пожелает здоровья, урожая, здоровья детям. Один дед сидит не долго на улице. К нему частенько подсаживается Сафрон и начинает рассказывать новости, которые слышал от Фроськи Акифьевой. Она была в городе и привезла много новостей. Сафрон излагает новости на свой лад, по собственному понятию. Обязательно приукрасит, преувеличит или приуменьшит, расширит или углубит. Столько лапши навешает деду на уши, что дед Тихон, ничего не поняв из рассказа Сафрона, только голову опустит и смотрит в землю. А Сафрон заливает и заливает, будто дед Тихон всю болтовню воспринимает и понимает, о чём говорит Сафрон. Ну а если идёт кто-нибудь мимо Сафрона и деда, то Сафрон обязательно остановит, начнёт рассказывать новости от Фроськи Акифьевой. Но уже будет излагать совершенно не так, как рассказывал деду Тихону. А дед Тихон будет продолжать слушать и потихоньку опускать голову к своим коленям. Вот таков Сафрон, чёрт старый. Воська уже подошёл к своему дому, а навстречу ему идёт старый друг. Друг, с которым ещё в школу ходили вместе во времена нэпа. Этому другу Воська всегда верил, всегда обращался за советом только к нему. Ведь он был старше Воськи на два года.
-Здравствуй, Воська- сказал Петро- где ты толкался, болтался?
-Здравствуй друг- ответил Воська.
Воська никогда не называл Петра по имени, а всегда называл другом. Это пошло ещё с тех далёких времён, ещё до первой мировой войны. Маленькими детьми росли в селе, дружили как дружат дети- то носы разбивают друг другу, то делятся любимыми игрушками, то делятся конфеткой, то обнимаются как вечные друзья.
-Да вот сказал Матвеевне- говорит Воська- чтобы она не слушала старого чёрта, вечного советчика в любом деле.
-Да- сказал Петро- уж старый чёрт насоветует столько, что и на можаре ( подвода с волами) не увезёшь. Он такой. Друзья нестали вести разговор дальше. Они только утром встречались и обо всём говорили: о политике, об урожае зерновых, о плохом урожае в садах- общим обо всём по немного. Петро пошёл дальше. Ему нужно было идти в магазин купить хозяйственного мыла, пачку махорки, конфеток внучатам. Петро шёл медленно, вспоминал своё не радостное детство, думал о Воське.
-Хороший человек Воська. Вот только бог счастьица не дал ему. Жена и сын умерли в голодовку в 1933 году, сам с дочкой еле выкарабкался. Всегда жили в нищете. Но Воська никогда не подавал виду, что он почти нищий. А когда был мальчишкой 9-10 лет, то богатенькие барчата частенько дразнили его голытьбой. Не знаю, кто его научил буквам и немного писать прописными и печатными, но на улице Воська был как и все одногодки грамотным, хотя в школу ещё не ходил. Да и никто у нас в селе не ходил в школу. Когда закончился нэп, пошла полная неразбериха в сельской жизни. Но уже в 1926 году у нас в селе открыли школу и нас, детей бедняков, обязали прийти в школу. Учительницу звали Евгения Павловна. Она к нам в село приехала из Воронежа. Там было уж очень голодно. Она собрала всех нас в одну комнату, которую назвала классом. Мы все расселись на длинные скамейки по 7-8 человек за такими же длинными столами. Среди нас были мальчишки и девчонки 8-9 лет, а также 12-14 лет.
-Кто знает буквы и умеет писать?- спросила Евгения Павловна- поднимите правую руку.
Руки подняли почти все, только кто правую, кто левую. Она улыбнулась.   
 - Теперь я дам каждому из вас по чистому листку бумаги и по карандашу. И вы,  каждый на своём листке напишите, как вас зовут- сказала Евгения Павловна.
Она раздала листки бумаги, карандаши и стала наблюдать, кто как пишет. Наконец через полчаса все написали и сделали большие вздохи облегчения от такого непосильного труда.
-Листки передайте мне, а карандаши держите у себя и берегите их, не ломайте и не теряйте. Они будут вам очень нужны- сказала Евгения Павловна.
Все передали листки, она их быстро посчитала, взглянула на класс и улыбнулась.
-Кто не передал листок?- спросила она- встаньте.
Сначала все молчали. Она ждала. Потом две девочки и мальчик встали и опустили головы.
-Где ваши листки?- спросила она.
-Вот они. Мы ничего не написали- сказали ребята.
-Почему? Ведь вы поднимали руку, что умеете писать и знаете буквы.
Они молчали. Евгения Павловна подошла к ним, погладила всех по голове.
Давайте ваши листки. Я сама напишу как вас зовут, а когда узнаете буквы и научитесь писать, то всё и напишите. Хорошо?
Ребята закивали головой, смущённо улыбнулись и сели на свои места. Евгения Павловна вернулась к своему столу, взяла стопку листков, посмотрела на них и сказала: Я буду читать на листке имя, чьё это имя- будет вставать, так мы и познакомимся. Хорошо?
 Все дружно закивали головой и заулыбались.
-Начнём- сказала Евгения Павловна и прочитала- Маня. Кто у нас Маня? Все молчали.
-А у нас здесь их три, Маньки- подсказал один из мальчиков.
-Хорошо, тогда кто это писал?- Евгения Павловна повернула листок написанной стороной к классу.
-Я- робко ответила и встала одна девочка.
-Очень хорошо. Так мы проверим всех Маней- сказала она, что и было сделано.
-Минька- прочитала Евгения Павловна.
-Это я писал- встал подросток и гордо посмотрел по сторонам.
-Мотя, Сёма, Стёпа, катя, Ваня, Клава, Мотя, Митя, Муся- читала Евгения Павловна, а ребята вставали, говорили «я» и садились на своё место.
-Воська- прочитала Евгения Павловна. Никто не вставал. Тогда она показала листок классу.
-Это я писал- встал мальчуган с взлохмаченными волосами. В классе все громко засмеялись – только там написано не Воська, а Васька.
-Здесь написано Воська. Вполне возможно, что ты Вася не дописал палочку в букве «а». Хорошо, будем считать, что здесь написано Васька.
-Воська, Воська- пошли разговоры по классу. Ребята долго не могли успокоиться, пока Евгения Павловна не прочитала следующее имя: Хведька- такого имени я ещё не встречала и не слышала- сказала она спокойно. Мальчик встал и опустил голову.
-Это Федька- встал один из мальчиков- он всегда вместо буквы «ф» говорит «хв»- хвабрика, Хвилька, Хвенька.
-А почему ты так говоришь, Федя?- спросила Евгения Павловна.
-А у нас дома все так говорят- ответил Федя.
-Ну что ж, будем учиться говорить букву «ф» вместо двух букв «хв».
-А у нас есть ещё девчонка, Хвеня- она тоже говорит «хв» вместо «ф»- разъяснили ребята.
И так мы знакомились с Евгенией Павловной- вспоминал Петро- а она снами. Когда она объявила перемену, все вскочили и побежали к выходу. Многие кричали: Воська, Воська айда к нам.
Вот с тех пор Воськой и зовут его. И стар, и млад все называют Воськой. И даже, когда он пришёл с войны, его называли Воськой. А у него на груди были медали «За отвагу», «За оборону Киева» и даже орден «Красной Звезды» был. Он не хвастался наградами, никогда их не носил, никогда не рассказывал за что его наградили. Вот таким скромным, тихим был в нашем селе Воська. Очень многие не знали его фамилии, а тем более отчества. А ведь он был Василий  Макарович Худяков.


В. АНДРЕЕВ.    Февраль   2009 год.

   


Рецензии