КинОкрошка. Фильм, которому не везет

КинОкрошка


Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО



Памяти ЕРША и Пороховщикова!

Недавно удосужился по «культурной наводке» ознакомиться с 30-летней давности фильмом Константина Ершова «Человек, которому везло». Лента, увы, мало популярная, а точнее мало раскрученная сегодня, что не отменяет оригинальности художественного решения и весьма своеобычной эстетики постановщика.
 
Прежде всего, великолепен актерский состав: Г. Бурков, А. Пороховщиков, А. Адоскин, Э. Романов, Ю. Катин-Ярцев, Г. Антипина, Т. Шестакова, А. Январев… Плюс закадровый голос В. Смехова. Исключителен, как и полагается исключительным лицедеям, тандем: Бурков-Пороховщиков. Один – поэт-романтик  Ишутин, выученик лирика Н. Клюева - из-за романтичной любви к женщине, становится… геологом, на первых же порах – дилетантом (чисто внешне).

Ибо Та  Женщина - геолог по специальности, а по назначению – призрак призвания. Его призвания и, как вышло, предназначения! За нею Ишутин 40 лет неутомимо гонялся по таежным трущобам и горным кручам, как за мечтой (особенно, после ее гибели на войне). Неуловимая мечта и стала талисманом его везения, страшно редкого и нелегкого, кстати. Как признался сам герой под занавес фильма и жизни: «везло мне раза три». Но для геолога это много! Не всякому, увы, такое предначертано. Да и сам Ишутин открывал месторождения бокситов вопреки логике. Ибо его вела своенравная дева-поэзия, а не суровая дама-наука. Не потому ль кое-кто так не хотел «выпускать» бурковского героя за рамочки «дилетанта»?

Но ведь это тот самый безнадежно долго искомый и уникальный синтез в одном лице лирика и физика, разрешающий (или всего лишь примиряющий?) извечный спор сих дюже неуживчивых «особ» мировой культуры. Пусть и в рамках конкретного кино!

Но если Ишутин (Бурков) неисправимый чудик, как и водится за самородками, то Таракин (Пороховщиков), наоборот, преподнесен как чистый реалист. Коего без капли артистической наигранности мастерски и делает Александр Шалвович. Таким, очевидно, и должен был быть партийный начальник геологической конторы, работающей на военпром.

Сухой внешне, требовательный всегда, одним словом – типичный. И не типичный: после всех строгих предупреждений поэту с теодолитом, Таракин не только не «вызверился» на рассеянного товарища, что потерял и растоптал колбу с образцами бесценной породы… Впрочем, это нужно уже видеть, как водрузил он, почти нарком, ишутинские башмаки с пыльцой руды на свой «важный» стол, как бережно подстелил газету и велел секретарше пуще зеницы ока хранить для экспертизы… Ведь это долгожданный металл авиации и, значит, крылатой Победы!

В фильме, вообще, немало интересных находок, если угодно, «фишек». Взять, например, деревенского мужичка с гармошкой, что почти сутки кряду голосил на промозглом ветру матерные частушки… И не то что бы с жиру, спьяну. Просто супротив него уселся с вечеру слушатель, который боится только громких звуков - «хозяин тайги». Медведь! А чуть заглохнешь, мишка делает «шаг навстречу». Или вот тоже фигура «пятая, изломная»: подсунули, понимаешь, начинающему геологу Ишутину в лесной избушке пирожок с камешком: спробуй на зуб, не обломаешь (-ся)?

Довольно занимателен и дядя Сережа (Адоскин), еще один тандемный практику Ишутину профи. Вот уж чистой воды ученый-теоретик… И вечная их (с лириком Бурковым) полемика на поверку оборачивается нежной и непоказной дружбой - без рукопожатий, но с сердцем… Таких героев в наше время не тиражируют. Полагаю, вы уже поняли отчего…

А, в целом, не буду навязываться. Смотрите сами.

Опубликовано в «Кино-театр.ру» 14 сентября 2008


Рецензии
Испытывая отвращение к тому, что частенько сейчас снимают, что сейчас в "тренде", стала смотреть на Yutub советские старые фильмы. Прямо бальзам на душу. Вчера как раз и попала на фильм "Человек, которому везло". Посмотрела с удовольствием. Заинтересовалась сюжетом. Стала искать в Рунете информацию и попала на Вашу страницу на сайте Проза.ру. Мне понравилась Ваша рецензия. Интересно,с кого списан образ главного героя. Согласна с Вами насчет актерского состава. Золотой век нашего кинематографа.

Татьяна Ивлина   17.06.2019 16:58     Заявить о нарушении
Душевно благодарю за отклик.

Когда я делал рецензию (точнее краткий пост) на этот не очень известный, но крайне достойный фильм, то даже не задумывался о прототипах.

Я с конца 2007-го просто, но увлеченно и с удовольствием "клепал и вбивал золочёные гвозди" в "доску" забытой на тот момент истории нашего великого (Советского, прежде всего) КИНО для еще только раскрывавшего крылья, оперяющегося сайта "КИНО.Театр.РУ", ныне - Головного в сей сфере.

Многие свои биографические посты и кино-рецензии я включил позже в два сборника на этой своей странице: "Грани и кадры" и "КинОкрошка", что-то дополнило мою книгу "Самарские тайны Российского кино. 1-2".

Сейчас я точно могу сказать, кто стал прообразом. Их было несколько. Это великие геологи Билибин, Цареградский и др.

Я сам в детстве жил на Колыме, а пару лет назад сделал , можно сказать, по завещанию рецензию на последнюю книгу замечательного самарского писателя и ученого, который этой теме посвятил свою последнюю прижизненную книгу. Если интересно (там про золото в сапогах куда серьёзней), то смотрите мою статью "Последняя сага профессора Малиновского" -

http://www.proza.ru/2017/12/10/1952

С уважением и признательностью!

Владимир Плотников-Самарский   25.07.2019 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.