Самолет
Петр - студент;
Владимир - школьный друг Петра;
Анна - школьная подруга Петра;
Писательница
Евгений,
Настя,
Толик,
Инга - слушатели курса;
Продавщица газет;
Старичок с газетой;
Люди на улице;
Приятели Владимира;
Примечание: Каждый раз, когда персонаж выходит на авансцену, его необходимо освещать отдельным прожектором.
Занавес открывается. На сцене находится несколько деревьев на заднем плане. По краям, перед занавесом, стоит по паре скамеек. Задник сцены оформлен в виде кирпичного забора в человеческий рост. Из-за забора выглядывают верхушки кустов.
Сцена равномерно освещена ярким светом.
На сцене застыв стоят несколько людей. Видно, что они куда-то шли, перед тем как замереть. Около стены стоит молодой человек с цветами и смотрит на часы. На правой скамейке сидит старичок, читающий газету. Посередине сцены стоит группа девушек и ребят, которая что-то активно обсуждает. Справа от них стоит продавщица газет. Еще несколько человек на сцене куда-то идут.
Раздается громкий хлопок. И сцена моментально приходит в движение.
Торопящиеся и прогуливающиеся люди идут по сцене, парень у забора периодически оглядывается по сторонам и поглядывает по сторонам, старичок перелистывает газету, периодически с неодобрением посматривает на кампанию, располагающуюся в центре сцены, которая периодически смеется. Слов разобрать нельзя, но смеются все дружно.
На левой скамейке лежит модель самолета.
Продавщица газет: Покупайте газеты!
По сцене пробегает молодая девушка, натыкается на компанию и бежит дальше. Группа замолкает, смотрит ей в след, а затем раздается дружный смех.
Старичок неодобрительно коситься на молодых людей и продолжает читать газету.
Продавщица газет: Журналы, свежая пресса!
К парню, стоящему у стены подходит не торопясь девушка и он дарит ей цветы. Пара начинает о чем-то негромко говорить.
На сцену выходит Петр. Он проходит мимо старичка, обходит шумную кампанию и выходит на авансцену.
Петр: Какой сегодня день... вроде как все как всегда... Но мне почему-то кажется, что... что сегодня произойдет что-то необыкновенное.
Все сегодня идет наперекосяк. Хотел пойти с друзьями в кино, но проспал. Мобильный телефон за ночь разрядился, а потому дозвониться никто не мог, так как трубка городского номера лежала плохо. В итоге все ушли без меня. Хотел сделать яичницу, но уронил яйца на пол...
Эх... Но, между тем, у меня все почему-то приподнятое настроение... Мне как-то весело и грустно одновременно.
Во время монолога Петра пара уходит со сцены, взявшись за руки. К продавщице газет подходит мужчина и покупает у нее журнал. Старичок дочитал газету и теперь дремлет. Кампания в центре начинает прощаться.
Петр: Пойду прогуляюсь в парке. Погода-то какая... Солнце, кажется, светит как-то по особенному...
Кампания начинает расходиться. Владимир, стоявший до этого в кампании спиной к зрителям, поворачивает лицом к зрителям. Владимир внимательно смотрит на Петра, а затем широко улыбаясь подходит к нему со спины. Остальная часть кампании уходит со сцены.
Петр: ... не знаю, как. То ли ласково, то ли грустно. Как-никак сегодня первый раз за неделю выглянуло...
Через сцену проходит тетенька с сумками.
Петр: До этого три дня подряд шел дождь. Ну что это за погода, когда днем дождь, а ночью нет никакого дождя... Хотя видны звезды...
Владимир со всего размаху хлопает Петра по спине и обходит его справа.
Петр: Ай!
Владимир: Петька!
Петр удивленно смотрит на Владимира, не понимая, кто это. Старичок просыпается и роняет на пол газету.
Владимир: Ты что, меня не узнаешь?
Петр: В-Вовка? Этто ты?
Владимир: Ага, это я!
Старичок неодобрительно коситься на друзей. Владимир обнимает Петра. Продавщица газет удивленно смотрит на друзей.
Петр: К-какими судьбами? Что ты здесь делаешь?
Владимир: Да вот, мы тут с друзьями в кино ходили...
Петр: А-а-а...
Старичок сердито смотрит на друзей, затем на газету, затем опять на друзей, после чего встает и медленно уходит со сцены.
Владимир: А ты что здесь делаешь? Как наши? Кого-нибудь видел?
Петр: Пойдем, что ли присядем...
Ребята подходят к лавочке, на которой раньше сидел старичок, садятся. Петр подбирает газету. Продавщица газет тихо уходи за занавес.
Свет на сцене гаснет. Прожектор направлен на правую скамейку.
Во время следующего разговора Петр сидит вполоборота к Владимиру и смотрит в зал. В руках Петр теребит газету, складывая ее, обмахиваясь ею и тому подобное. Владимир же на протяжении всего разговора смотрит на Петра. Петр обращается к залу, а Владимир только к Петру. Владимир активно жестикулирует, Петр же практически не двигается, когда говорит.
Петр: Ну как тебе сказать... Я вроде как гулял... А так ничего конкретно не делал. Вообще у меня всегда по жизни так. То - то, то - это. Наших я давно не видел. Это даже странно... вроде раньше мы все время были вместе, думали, мечтали, ссорились и мирились, любили и ненавидели, ходили в кино, дрались... А теперь уже все... и никого нет... и может быть никогда и не будет, а может быть и не было... кто знает. То мы все друг с другом виделись каждый день, а теперь и не вспомнишь, кого как зовут... все разбежалось, разлетелось и исчезло... как туман.
Владимир: Ну... ты всегда был немного поэт...
Петр: Это да... но я не преувеличиваю... нет ведь никого...
Владимир: Как нет? А я. Я ведь здесь! Это факт!
Петр: Это ты пока что здесь... Да и встретил ты меня случайно. А раньше ведь каждый день перезванивались... А теперь... Я тебе уже пол года дозвониться не могу, говорят что такого номера нет.
Владимир: Понимаешь, у меня мобильник украли...
Петр: Да, я понимаю... но у меня-то номер не изменился.
Владимир: Да, но... я хотел позвонить, но как-то забыл, да и .. вот...
Петр: Не надо оправдываться... Это просто факт, как ты любишь говорить. Мы друг другу уже почти чужие люди... Что ты знаешь про меня? Что я знаю про тебя? Да ни-че-го!
Владимир: Да что ты такое говоришь? Что я тебе такого сделал?
Петр: Да, собственно ничего. В этом-то и проблема.
Владимир: Ты там у себя на филфаке совсем свихнулся? Да?
Петр: Да нет, почему?
Владимир: А мне кажется, что свихнулся! Ты хоть думай, что говоришь!
Петр: А что-о такого? Правда глаза колет?
Владимир: Да как ты, как ты.... А вообще… ты прав.
Петр: Вот видишь.
Владимир: Ну зачем же ты меня так. Я ведь еще живой. Мне же больно! А ты так прямо ...
Петр: Что?
Владимир: Всё! Всё! Всё!
Петр: Что я? А ты сам?
Владимир: Да... Но зачем же... хотя... наплевать. Не надо читать мне натаций, сам то ты больно хорош! Аньку то ты давно видел, козлина ты благая! А?
Петр: Нет.
Владмир: Не слышу! В упор не слышу!
Петр: (Кричит Владимиру в лицо) Нет!
Владимир: То-то. И нечего тут ... Ладно, замяли...
Петр: Да, я понял... извини, что я так.
Владимир: Я сказал, замяли!... А что ты делаешь этим вечером?
Петр: А что такое?
Владимир: Понимаешь, у меня есть билет на литературный семинар на сегодняшний вечер... Вот представь себе, меня и такое может интересовать! Так вот. А вчера я познакомился с такой девченкой! Она такая, такая... Ну, в общем, я сегодня с ней иду на свидание...
Петр: И ты хочешь, чтобы я....
Владимир: Да, понимаешь, у меня сейчас напряг с деньгами... Стипендию задерживают... вот я и подумал, не купишь ли ты у меня билетик, а?
Петр: Что? Ты хочешь его мне продать?
Владимир: Д-да...
Петр: Сколько?
Владимир: Триста...
Петр: Хорошо...
Владимир: Вот спасибо, выручил!
Петр медленно достает кошелек, отсчитывает требуемую сумму и отдает ее Владимиру. Владимир передает билет Петру, который тот убирает в кошелек. Владимир прячет купюры в карман, смотрит на наручные часы и удивленно вскрикивает.
Владимир: У-у-у! Уже так поздно! Ну, мне пора! (Встает) Я побегу, мне надо еще подготовиться к свиданию. Ну, там цветы и все такое... (Торопливо хватает Петра за руку, встряхивает и отпускает ее). Ладно... Я побежал. После свидания я тебе позвоню. (Убегает)
Петр глядит ему в след с тоской и презрением.
Петр: Ушел.
Петр встает.
Петр: Мой друг ушел!
Петр встает на скамейку.
Петр: Мой друг ушел от меня на всегда!
Петр громко смеется.
На сцене включается свет. На сцену возвращается продавщица газет. Она смотрит на Петра удивленно.
Продавщица газет: Никак с ума сдвинулся.
Продавщица газет, роняя журналы и газеты, пробегает через сцену и скрывается за кулисой
Петр перестает смеяться и в полной тишине спускается со скамейки, идет по пустой сцене, и скрывается за кулисой с противоположной стороны от той, куда убежала Продавщица газет.
Занавес закрывается.
Перед занавесом с одной стороны выходят Писательница и Толик.
Они о чем-то оживленно разговаривают. У Писательницы в руках веер.
Толик: Я уже предвкушаю, что сегодня будет необыкновенный семинар!
Писательница: Да, я думаю, что ты в чем-то прав.
Толик и писательница останавливаются посередине сцены и поворачиваются лицом к залу.
Писательница: Литературный семинар прошу считать открытым!
Занавес открывается. На сцене лежат несколько ковриков для сидения, на них лежат три - четыре подушки. Перед ковриками стоит невысокий стол, на котором лежат спички, аромопалочки, подставка для аромопалочек, вазочка с цветами, блокнот с ручкой, свеча и небольшая книга. Столик стоит посередине сцены. Коврики для сидения лежат позади него, образуя полукруг, в центре которого и находиться столик.
Писательница и Толик садятся на коврики около стола.
Писательница: (Толику) Зажги, пожалуйста, свечу.
Толик кивает Писательнице и зажигает свечу.
На сцену вместе выходят Инга и Анна. У Анны в руках маленькая мягкая игрушка.
Анна: (Писательнице) Здравствуйте.
Инга: (Писательнице) Приветствую.
Писательница: Хорошо, что вы пришли. Присаживайтесь.
Инга усаживается справа от Толика, Анна садиться справа от Инги.
Писательница смотрит на наручные часы.
Инга: (Толику) А где же остальные?
Толик пожимает плечами.
Инга: (Толику) Это не похоже на них...
На сцену вбегают Евгений и Настя, за ними быстрым шагом входит Петр. Евгений и Настя останавливаются около столика и стоят опустив глаза. Петр нерешительно становиться за ними.
Писательница: (Глядя на наручные часы, мягко) Вы опоздали... Но, ничего. Молодцы, что пришли. (Приглядываясь к Петру, радостно) О, я вижу, что у нас новенький... (К Петру) Как тебя зовут?
Петр: Меня.... э-э-э... Петр.
Писательница: (Петру) Ну что ж, рада познакомиться.... Присаживайтесь, пожалуйста, где вам нравиться...
Настя садиться слева от Писательницы, Евгений садиться слава от Насти, Петр нерешительно садиться Правее Анны. Анна пристально смотрит на Петра.
Писательница: Итак, приступим. Тема этого семинара...
Свет на сцене гаснет, прожектором освещается только Петр и Анна.
Анна: Петя? Петя, ты меня помнишь?
Петр: Помню, Ань.
Анна: И что же ты тогда ничего не говоришь?
Петр: Я не знаю, что говорить.
Анна: Ты в этом уверен? Ты точно не знаешь, что сказать?
Петр: А что я могу сказать? Разве вообще еще можно что-то говорить? После того, что случилось...
Анна: Тише... Это было так давно... Неужели ты до сих пор не простил?
Петр: Нет, я не простил... Вот тут у меня болит... до сих пор.
Анна: Жаль, а я то надеялась, что мы...
Петр: Никакого мы нет... не было и никогда не будет... Ты сама это мне сказала! Ты это помнишь?
Анна: Да, я помню... (Всхлипывая) Но я ... была не права... я...я...
Петр: Да, и кто же ты?
Анна: Я дура! Какая же я дура...
Петр: Да ты что?
Анна: Да, я это понимаю...
Петр: Да и я хорош... был...
Появляется тихий гул самолета. На протяжении следующего диалога этот гул становиться все более различим, усиливается и постепенно становиться по громкости примерно сопоставим с громкой человеческой речью.
Петр: Так что же... тогда произошло?
Анна: Ну, это сложно... объяснить. Я тогда... ну, в общем, я не знала, кто мне больше нравиться, ты или Вовка... я никак не могла это решить... Вроде мы с вами вместе учились с первого класса...
Петр: Я пришел в нашу школу в пятом классе...
Анна: Не важно... Я никак не могла решиться... Выбрать... Это так сложно... Но потом Любка мне сказала, что ты гуляешь с Наташкой из параллельного класса...
Петр удивленно поднимает брови
Анна: ...и я... я разозлилась на тебя... и на себя.... и выбрала Вовку... Вот.
Петр: Но я не... у нее было несчастье... убежала собака, мы ее вместе искали... я же тебе...
Анна: Да, говорил... Но я тебе не поверила... Позже Наташка сама поговорила со мной... мы разобрались... но я уже тогда встречалась с Вовкой... А потом мы разошлись... но тебя уже не было рядом с нами...
Петр: Ты мне ничего такого раньше не говорила...
Анна: Я ждала, что ты сам мне позвонишь...
Петр: И давно вы расстались?
Анна: Полгода... Знаешь, я раньше боялась этого разговора... Ждала и боялась одновременно... А теперь я рада... что все сказала тебе...
Петр: (Оглядываясь по сторонам) Ты ничего не слышишь странного?
Анна: Я теперь свободна... Знаешь, это так тяжело носить все это в себе...
Петр: (Вертя головой по сторонам) Нет, определенно самолет... (Указывает в зал) Смотри, самолет!
Анна: (Смотрит туда, куда указывает Петр) Да, ты прав...
Петр: Похоже, что это кукурузник... Видишь, какие у него крылья...
Анна: (Прижимает руку к сердцу, морщица) Да, ты прав.. И похоже, что он летит к нам, сюда...
Петр: Странно... Похоже, что никто кроме нас не замечает его... (Указывает в сторону правой кулисы) Смотри, он садиться...
Анна: Да... (Задыхаясь) Хорошо бы сейчас полетать... на самолетике...
Гулдвигателя самолета затихает.
Петр: Что с тобой? Тебе не хорошо?
Анна: Ну... что ты... мне уже лучше... (Пытается встать и падает на коврик назад...)
Петр: (Вскакивая) Помогите! Кто-нибудь!
На сцене включается свет.
Евгений, Инга, Настя и Толик удивленно смотрят на Петра, который стоит около лежащей на коврике Анны. Писательница же отрешенно смотрит на потолок зрительного зала.
Петр: (Гглядя на слушателей курса) Вы что, не понимаете, что я говорю? Ей плохо! Помогите!
Инга и Евгений бросаются к Анне и начинают ее трясти. Инга на всем протяжении сцены повторяет время от времени: "Очнись, очнись, кому говорят!"
Настя, сидя на коврике, начинает медленно раскачиваться из стороны в сторону. Толик вскакивает, подбегает к Анне, но в нерешительности останавливается и стоит, безвольно опустив плечи около нее.
Писательница: (Ввставая) Значит так.
Слушатели не обращают на нее внимания. Писательницы трижды громко хлопает в ладоши и все слушатели, за исключением Анны устремляют взгляды на Писательницу.
Писательница: (Толику) Иди и купи бутылку минеральной воды.
(Евгению) Иди позвони в скорую помощь, сообщи что у нас сердечный приступ.
(Инге) Собери подушки и подложи ей под голову. Постоянно обмахивай ее веером
Писательница отдает Инге веер.
Писательница: (Насте) Постарайся успокоиться.
(Петру) А вы - ко мне! (Кричит) Выполнять!
Толик убегает в правую кулису. Евгений достает мобильник и отходит к левой кулисе. Он пытается найти сеть. Постепенно он уходи в левую кулису.
Инга собирает подушки и подкладывает их под голову Анне, а затем аккуратно начинает обмахивать Анну веером. Настя сидит на коврике неподвижно, глядя в зал.
Петр неуверенно подходит к Писательнице.
Петр: А что мне делать?
Писательница несколько секунд смотрит на него не моргая.
Писательница: Пойдемте со мной, молодой человек.
Писательница и Петр отходят к правой скамейке и садятся на нее.
Свет на сцене гаснет. Прожектор направлен на правую скамейку.
Звуки стихают.
Писательница: Ну вот мы снова и встретились, Петр. И все произошло, как я и говорила. Самолет вернулся и тебе предстоит сделать выбор...
Петр: Вы о чем? Я не понимаю! Вы вообще кто?
Писательница: Сейчас не важно кто я. Важно только то, что ты должен сделать выбор.
Петр: Кто вы? Что вы сделали с Анной? Отвечайте.
Писательница: Скажем так, ты меня знаешь... Вспомни, мы ведь уже виделись... Много лет тому назад... Ты тогда только переехал в этот район. И вы с папой зашли в магазин игрушек...
Петр: Не может быть... Это ВЫ?
Писательница: Да, это все еще я... Ты помнишь?
Петр: (Выходя на авансцену) Мы зашли в магазин игрушек... Я очень скучал по моим друзьям, и папа сказал, что он купит мне новую игрушку, но только одну... Чего там только не было... Клоуны, парашютисты, медведи, машинки, куклы, конструкторы... Но мне все это не было нужно... Над прилавком на леске покачивался маленький самолет-кукурузник... Он был почти как настоящий.. У него был такой маленький пропеллер... Я сказал, что хочу его... Папа одобрил мой выбор... И тут появились вы...
Писательница: Да, я именно появилась... я обожаю всякие спецэффекты... Ты помнишь, что я сказала, когда заворачивала твой самолетик?
Петр: Да... Вы сказали, чтобы я его берег, иначе он улетит... Но, когда он улетит, то мне не стоит сильно расстраиваться... Ведь он когда-нибудь еще вернется... И тогда я смогу принять важное решение, может быть даже самое важное в моей жизни...
Писательница: И все произошло так, как я и говорила...
Петр: Да... Через полгода самолетик пропал... Я долго его искал, порой плакал по ночам... Мы даже приходили в магазин игрушек еще раз, но там нам сказали, что у них никогда не продавались модели самолетов, и что такой продавщицы у них никогда не работало...
Писательница: Извини, но так надо было... Итак, время пришло... Свет, пожалуйста.
Прожектор освещает левую скамейку, на которой лежит модель самолета.
Петр оглядывается на левую скамейку и нерешительно улыбается.
Писательница: Можешь взять его... Он вернулся.
Петр медленно подходит к левой скамейке, берет модель и прижимает к груди обеими руками, а затем залезает на скамейку и начинает играть с самолетом.
Писательница медленно подходит к левой скамейке.
Писательница: Петь...
Петр: Да?
Писательница: Пора сделать выбор.
Петр: Какой же? Что я должен выбрать.
Писательница: Сегодня кто-то должен улететь на этом самолете... либо Анна, либо...
Петр: Улететь? Куда?
Писательница: (Поднимает указательный палец правой руки к потолку) Туда...
Петр: Как улететь?
Писательница: Насовсем...
Петр: Как насовсем...вы что?
Петр смотрит Писательницу. Писательница пожимает плечами.
Петр: Вы шутите, да?
Писательница медленно качает головой из стороны в строну.
Петр: Так вы не шутите... Да... Да, вы же не умеете шутить...
Писательница молча смотрит на Петра.
Петр: Вы сказали, что сегодня должна улететь на этом самолете либо Анна, либо... Кто? Кого вы имели в виду?
Писательница: ...либо ты.
Петр: Что? Я? А, впрочем, этого можно было ожидать...
Писательница молча смотрит на Петра.
Петр: Когда я улетаю?
Писательница: Прямо сейчас. Самолет ждет тебя. Он там... (Махает рукой в сторону правой кулисы) Я провожу тебя.
Писательница подает руку Петр. Тот, опираясь на нее, слезает со скамейки, затем кладет модель самолета на скамейку. Петр и Писательница молча уходят за правую кулису.
Свет гаснет.
Слышно лишь, как взлетает самолет.
На сцене загорается свет.
Анна лежит на подушках. Инга обмахивает ее веером и тихо зовет. Настя неподвижно сидит на коврике, глядя в зал.
На сцену медленно входит писательница. Она устало садиться на коврик около стола.
На сцену вбегает Толик с бутылкой воды. Он неуверенно останавливается около Писательницы. Писательница встает.
Писательница: (Толику, тихо) Открой.
Толик открывает бутылку.
Писательница: А теперь отдай бутылку.
Толик молча отдает бутылку Писательнице и устало валиться на коврик.
Писательница молча подходит к Насте и выливает немного воды ей на волосы. Настя поднимает голову на Писательницу, смотрит ей в глаза и тихо ложиться на коврик.
Писательница подходит к Анне и выливает ей немного воды на лицо. Анна отплевывается, протирает лицо руками и пытается сесть. Инга удерживает ее, и Анна устало откидывается на подушки.
Писательница: ( Инге) Дай ей немного попить, а потом займись той парочкой (Указывает на Настю и Толика). Им надо немного поспать.
Инга молча кивает, берет бутылку и помогает Анне попить.
Писательница отходит от Анны и медленно идет к правой кулисе.
Из правой кулисы на сцену выбегает взлохмаченный Евгений. Он задыхается.
Писательница ловит его и аккуратно усаживает его на правую лавочку.
Писательница: (Тихо) Ну что, позвонил?
Евгений: (Отдышавшись, громко) Да, но...
Писательница: (Шипит) Тихо! (Тихим голосом) Не надо волновать Аню...
Инга ставит бутылку около Ани и, забрав пару подушек, подходит к Толику и Насте. Инга аккуратно подкладывает им подушки под головы и что-то тихо говорит Насте.
Евгений: (Размахивая руками, громким шепотом) Но... там... это... там Петр! И он, он... Писательница ласково обнимает Евгения и он утыкается ей в плечо.
Писательница: (Поглаживая Евгения по волосам) Да, я знаю, знаю...
Внезапно из-за правой кулисы раздается звонок мобильного телефона.
Инга непонимающе смотрит на Писательницу.
Писательница: (Продолжает гладит Евгения по голове, Инге) Иди, возьми трубку.
Инга молча идет за кулису и почти сразу возвращается с телефоном Петра.
Инга выходит на на авансцену.
Писательница: (Инге) Это кто?
Инга: Судя по номеру, это Вовка.
Писательница: Ответь.
Инга: Нет, прошу вас... не надо...
Писательница строго смотрит на нее пару секунд, но потом тяжело вздыхает и пожимает плечами.
Писательница: (Инге) Хорошо, я сама... А ты тогда помоги пока ему.
Инга подходит к правой лавочке, садиться. Писательница аккуратно кладет Евгения на лавочку так, что его голова оказываться на коленях у Инги. Инга отдает Писательнице мобильник. Писательница встает со скамейки и выходит на авансцену. Инга медленно гладит по голове Евгения.
Писательница: Алло.
Голос Владимира: Привет, Петь. Как у тебя дела? Как прошло?
Писательница: Я вынуждена вас разочаровать, Владимир, но это уже не Петр.
Голос Владимира: Ой, извините... А кто же тогда это? И где Петр.
Писательница: Петра больше нет... и не будет никогда. Спасибо, что позвонили, ему было бы приятно...
Писательница нажимает на кнопку завершения вызова и роняет его на сцену.
Вдали слышится звук сирены скорой помощи.
Свет гаснет постепенно.
Сперва гаснет самый дальний свет, затем гаснет середина сцены, затем гаснет прожектор, освещающие лавочки, а затем выключается прожектор, освещавший авансцену.
Занавес закрывается.
Свидетельство о публикации №212041500944