***

  ПЕРВЫЙ  РЕЙС

Едва, Аксайскому казаку Славику  исполнилось 17 лет, он, как и все советские юноши призывного возраста, получил повестку из военкомата, дабы пройти последнюю призывную комиссию. В советские времена вердикт медкомиссии  «негоден» был равносилен унижению, оскорблению и практически приговору, что ты, мол, не мужик вовсе, да и вообще человек какой-то неполноценный что ли, или типа того. Комиссию Славик прошел на ура. Парень он высокий, крепкий, занимался боксом, играл на многих музыкальных инструментах в местном вокально-инструментальном ансамбле. Одним словом таких пацанов девчата всегда обожают. И надлежало ему по направлению военкомата, пройти обязательное обучение шоферскому ремеслу в системе тогдашнего ДОСААФ.

Была в могучем СССР, таковая, очень нужная и полезная во всех отношениях добровольно-принудительная организация содействия армии, авиации и, конечно же, флоту. Занималась она  военно-патриотическим воспитанием  не только юношей призывного возраста, но и девушек. Основным направлением, была, конечно, подготовка водителей, а также производились соревнования по прыжкам с парашютом, освоение морских премудростей и многое другое, включая стрельбы из боевого оружия. Оказывая тем самым неоценимую услугу и помощь нашей мощной Советской Армии. Причем обучение, практические занятия, соревнования были совершенно бесплатные, то бишь, даром, за все платило государство.
Сейчас в это трудно поверить, но это сущая, правда, да и о людях в погонах Советский Союз заботился куда лучше, нежели нынешнее государство с непонятным  для своего народа строем? И потешными вооруженными силами.

Девушки стремились выйти замуж за военных, быть женой офицера считалось делом престижным и отчасти даже почетным! Сейчас дело обстоит с точностью наоборот. Если ты офицер, то это означает, что ни на  что другое просто не годен, девушки обходят стороной людей в погонах. Престиж новой российской армии безвозвратно потерян.
Ну, да, ладно! Не будем бередить душу ветеранам грустными воспоминаниями. Ведь наша история, о веселом и бесшабашном пацане, и интересном случае из его юной, и беззаботной жизни.
 
Славику по жизни все давалось легко и просто, за что бы он, в принципе не брался. Занимался боксом, часто дрался за правду, прекрасно пел и играл на музыкальных инструментах, на танцах, в ресторанах, свадьбах, юбилеях и прочих веселых мероприятиях, акромя похорон. Создал с друзьями настоящий вокально-инструментальный ансамбль, с дорогой и довольно качественной по тем временам «БИГовской» импортной аппаратурой. Участвовали в областных смотрах-конкурсах. Достигли определенных высот. Зарабатывали  хорошие и даже очень,- деньги. Скопил к семнадцати годам на новый автомобиль «Жигули». В семидесятые годы обычная «копейка» ценилась куда круче, чем сейчас иная иномарка.
В общем  незаурядной и довольно интересной личностью оказался этот симпатичный и веселый паренек.

Обучение на водителя оказалось для Славика сущим пустяком, правила дорожного движения  в его светлой, не забитой еще жизненным мусором голове, усвоились довольно легко. А навык вождения на легковушке типа «горбатый запорожец» уже имелся. Несколько практических  занятий по вождению на стареньком учебном ГАЗоне, результат уверенно закрепили. Экзамены сданы успешно, вот она долгожданная  корочка,- водительское удостоверение или попросту «права», уже в руках у Славика! Водитель 3 класса, а это уже настоящий профессионал. По крайней мере, ему так тогда казалось!
На работу водителем, он устроился без проблем. Место хорошее,- автогараж «артели инвалидов» города Аксая.
Машинка досталась начинающему водиле, как и положено, старенькая и страшненькая, одним словом гордость отечественного автопрома, - остромордый ветеран ГАЗ-51.
 
Из всех удобств, в кабине, только порыпанные, протертые и неприкрученные сиденья с торчащими во все стороны пружинами. Одно радовало особенно, что была она как не странно на ходу?
И что не пришлось с первых дней, осваивать смежную специальность автослесаря. А с виду и не скажешь, что эта старушка может ехать сама?
Заводилась машинка, прямо скажем хреновато, но все же с третьего раза схватывала, дымила, рачала, но в итоге, с рывками ехала. Во время движения дергалась как в конвульсиях, скрипела, но не разваливалась. И это уже радовало и обнадеживало! Выпросил Славик, у матушки старый коврик, дабы задницу пружины не кололи. У отца в армейском альбоме нашел фотографию Сталина и вставил под резинку ветрового стекла. Мода была такая у настоящих водителей, даже на легковушках, вместо иконок портреты Сталина вешали. А что бы совсем быть похожим на крутого водилу, купил папиросы «Беломорканал» и небрежно кинул их, в пыльный бардачек. Приготовления и пробы завершены, машину принял в свое полное распоряжение.

Наступил первый рабочий день. С раннего утра Слава уже в гараже. Диспетчер выписала путевой лист, вот он и первый рейс. На душе радостно и весело, на улице теплый апрель, красота кругом, все зеленеет. Птички весело поют.
Весна выдалась теплая и сухая. Жизнь прекрасна!
Ловко влетел Славик в кабину, сильно хлопнув дверью, поднял облако легкой, мелкой пыли. Крутанул стартер, машина простонала, но не завелась, лишь с третьего раза двигатель по-старчески чихнул и ожил. Прогревая машину, от души погазовал. К  еще неосевшей пыли, в кабине добавился сизый дым из прохудившейся выхлопной трубы. Ласково поглаживая руками потрескавшийся руль, Слава бибикнул, снова газанул, выжал пару раз тугое сцепление, воткнул первую передачу и полетел из гнезда голубь сизокрылый в свободный полет!
 
Быстро миновал знаменитый Аксайский мост, маршрут согласно выданной путевки, лежал в станицу Ольгинскую на посевную, оказать посильную помощь колхозникам в их нелегком труде. А дорога в станицу была всего лишь направлением, обычная сельская грунтовая, с ямами, да, ухабами. Практически настоящий, танковый полигон.
Крутит Славик баранку, подпрыгивая вместе со своим сиденьем на кочках и ямах, языком папироску по губам гоняет, как заправский дальнобойщик. Движок урчит натужно, железо скрипит, деревянные борта как волны по сторонам колышутся, вот, вот откроются или же отвалятся вовсе. Но упрямый ГАЗон, уверенно бежит к своей цели. На второй, а иногда даже, и на третьей передаче.
 
Автобусы в том направлении ходили крайне редко. Видит  водила через мутное,  потертое ветровое стекло, на обочине люди голосуют, просят по пути подвезти. А почему бы и не подвезти, можно и на магарыч заработать. Сбросил скорость, на нейтралке подрулил, остановился. Обдав потенциальных пассажиров облаком пыли.
На обочине,- женщина лет 30-ти, довольно интересная собой, плотная, грудастая, с загорелыми руками и стройными ножками. В малиновом платьице в желтый горошек, с легкой косынкой на голове. А рядом с ней стоит маленький, ветхий старичок неопределенного возраста, с ощипанной седой бороденкой и плешивой головенкой. В таком же ветхом несоразмерном пиджаке с подвернутыми рукавами, полосатых штопаных штанах и в яловых сапогах с задранными кверху носами. Типичный житель местного хутора с деревянной клюкой и кирзовой сумкой через плечо.

Славик выпорхнул из кабины, обежав машину спереди,  галантно открыл пассажирскую дверь, на скрипучих петлях и помог казачке устроиться на плавающем сидении. Даже не спросив, куда ей нужно ехать. Галантно захлопнув  дверь, подошел к старичку со словами,- дедуля в кабине места больше нет, в кузове поедешь? Дедок рад был и в кузове прокатиться, чем на солнце куковать дожидаясь автобуса. Славик схватил деда в охапку и вместе с его палкой и сумкой перебросил через борт в кузов. Дед оказался совсем уж сухеньким  и легким. Плюхнулся дед  на грязный пол и сразу начал чихать, от поднявшегося облака, потревоженной пыли.

Старичок оказался добродушный, попросил подвезти, до центра станицы, поблагодарил заранее за оказанное уважение и пожелал доброго здоровья Славкиным родителям, что такого доброго и внимательного хлопца воспитали. На очередной дедов чих, он также сказал, чтоб и он был здоров! Да и на место в кабине дед не претендовал, к женщине на - Дону относились с уважение и стар и мал. Да и водителю интереснее ехать, когда рядом приятная барышня сидит, нежели старичок плюгавенький.
 
Взревел мотор, предчувствуя, что ему сейчас придется изрядно попотеть. С хрустом, шестеренки в коробке передач вошли в зацепление, прогазовав и резко бросив сцепление, машина понеслась по бездорожью, как необъезженный мустанг по степи. Женщина двумя руками ухватилась за ручку. Дед не смог устоять на ногах, завалился набок. ГАЗон пошел так, как никогда еще и не с кем ему не доводилось идти, за свою многолетнюю работу. Через минуту Славик уже топил на четвертой скорости. Стрелка спидометра тряслась как параличная, сколько она показывала, разглядеть было невозможно. Небольшие ямы машина просто перескакивала. Да и зачем Славке на спидометр смотреть, когда у рядом сидящей казачки, платье от тряски по пояс задралось. Она бедная, одной рукой его на место пытается водрузить, а другой крепко за ручку держится, что бы в окно вместе с сиденьем, от тряски не выскочить. Коленки загорелые с белыми ягодицами водителю очень понравились, украдкой поглядывает Славик на ножки с вожделением, только, что не облизывается, как кот при виде сметаны. Наклонился вправо, полез в бардачок за папиросами, а сам как бы невзначай, а до коленочки легонько дотронулся. Приятно, пацану, что не говори, вон как подфартило, с такой попутчицей дорогу коротать.
 
Поболтать Славка любил всегда, вот и сейчас, что-то ей рассказывает без умолку, то про жизнь шоферскую тяжелую, то про службу предстоящую не менее легкую. Газует  Слава, покуривая крепкий Беломор, кашляет с непривычки, да в окно поплевывает. Все по-взрослому, по-настоящему, не подкопаешься? И со стороны не скажешь, что он сегодня первый день за рулем. Хороший «понт,- дороже денег», как жулики выражаются!
Летит ГАЗон, аки молодая газель, ухабов не замечает, ревет, того и гляди, поршни через капот повылетают. А женщина бедная и слова вставить не может, до того Славик разошелся, болтает без остановки. Ему эти ножки с круглыми коленками, да женский, вкусный пот, весь ум перевернули, он про деда в кузове совсем позабыл?! А теперь представьте себе, что же в это самое время, делалось в кузове с тщедушным стариком. Об этом даже и  подумать страшно?!

Обычно до станицы Ольгинской, при нормальной езде, всем нормальным  водителям, требовалось около одного часа,  а в зависимости от погодных условий и времени года, минут на дваццать больше.
Однако наш новоиспеченный «Шумахер», побил все рекорды скорости, долетев до станицы за тридцать минут! Включая и остановку, когда усаживал попутчиков на борт своего гоночного «болида».
В Ольгинскую Славик не въехал, он туда просто влетел, окутанный  огромным клубом пыли, распугав мирно купающихся в местной, придорожной луже гусей. Которые, с большого перепугу, выстроившись четким клином, с диким гаганьем, бешено размахивая крыльями, оторвались от земли и полетели низенько над землей. Прочь от напугавшей их «шайтан машины».

Старушки сидящие на скамейках возле своих домов и лузгающие семечки, от такой внезапной  и шумной неожиданности, осенили себя крестным знамением, и со словами «чу, меня, чу»! Бросились догонять своих перепуганных гусей, рассыпав с подолов, все свои семечки.
Затормозил Славик также лихо и резко, как и ехал. В кузове, что-то загрохотало, глухо ударилось о передний борт и успокоилось? Столб пыли, через открытые стекла, быстро и плотно наполнил кабину, затем, на десяток метров, обогнал машину, медленно остановился и постепенно улегся на дорогу.

Казачка с трудом оторвала свои дрожащие от напряжения руки от ручки, за которую она  уцепилась мертвой хваткой, не обращая никакого внимания, на свое задранное до пупка, и ставшее серым платье. Она трясущимися руками, наконец-то одернула  и кое-как расправила прилипшее к взмокшему телу платьице. Косынкой вытерла потное, пыльное лицо, на ощупь отыскала на двери рычаг, и резко открыв взвизгнувшую дверь, на ватных ногах просто вывалилась наружу. Не сказав ни спасибо – ни досвидания! Как скрюченная старуха, поковыляла прочь от бесноватого водителя. Если бы она была беременна, то неприменно родила еще в пути, вскоре после резвого старта.
 
Славик уже было собрался  ехать, резво запрыгнул в кабину, хотел надавить на гашетку и полететь дальше. Как вдруг, что-то как грохнет по крыше кабины, прямо над головой. От неожиданности, он подскочил на пружинах сиденья и быстро выскочил из машины. До него только сейчас дошло, что про деда в кузове, который ехал  «первым классом», он просто забыл? Славка спокойно подошел к заднему борту, открыл его. И непридерживая отпустил. Борт, с грохотом ударился о раму, пару раз колыхнулся и затих.
 
Водитель остолбенел от увиденной, удручающей картины. У переднего борта стоял в раскорячку и качаясь, как пьяный, в разные стороны, второй попутчик,- дедушка. Весь серо-белый от пыли, со всклоченными волосами, из которых торчала солома и прочий технический мусор. Лицо, усы и реденькая бороденка, были перемазаны настолько сильно,  от обильно текущих слез и соплей, что дед походил на маленького, шкодного чертенка. Старичок, выглядел до безобразия страшным и одновременно смешным. Славик, чуть было не заржал, от увиденного чуда в перьях!

Дед, не обращая внимания, на появившегося водилу, продолжал монотонно стучать своей клюкой по крыше кабины. Славик не подбирая ласковых и успокоительных слов, кроме как,- дед, ты, что совсем охренел, ты же мне всю крышу погнешь?!
Тут в дедуле, что-то екнуло внутри, он красными злыми глазами уставился на своего мучителя. Промычал шербатым ртом, что-то нечленораздельное, закашлялся, сплюнул серый пыльный сгусток себе на пиджак, грохнулся на карачки и невыпуская из руки клюку, пополз на край кузова, где стоял Слава. - Сейчас, сейчас я тебя прибью гаденыша! - Сказал старичок и с заправской удалью джигита, спрыгнул с кузова на землю и довольно таки резво побежал, за убегающим, горе-водителем.
 
Такой смешной эпизод, стал бы украшением любой комедийной картины. Старухи, бросили своих успокоившихся гусей и переключились на дорогу, где происходило нечто для них малопонятное? От маленького пыльного старичка с палкой наперевес, убегает здоровенный парень. Угомонившиеся было гуси, шумно гогоча, быстро перебирая оранжевыми лапками по земле, опять встали на крыло. Куры, также хлопая крыльями и беспорядочно кудахча, побежали впереди Славика ,разбрасывая мелкие перья.

Дед ну прости ты меня, «ради бога», я про тебя  совсем забыл, пытался на ходу оправдываться Славик. Хотя виноватым, себя не чувствовал ну нисколечко! Сам, мол, напросился, в кузове, с ветерком прокатиться!
Дедуля быстро выдохся, устал и, замедляя шаг,  неразборчиво, картавя, приговаривал,- какая же сука тебе гаденышу-бисовому машину доверила? Прибить бы тебя заразу такую, чтоб других больше не  мучил!

Запал у деда закончился, адреналин иссяк. Он, кряхтя, сел на пыльную траву, сильно закашлялся и заплакал. Начал сам с собой разговаривать. Вот, едри его в кочерыжку, две войны   прошел и  ни одной царапины не получил, а тут свой, ни за хрен собачий, в мирное-то время чуть не угробил?! Будь ты неладен засранец этакий! Вон оно как бывает в жизни,- философски подытожил дед и замолк, потихоньку всхлипывая как малое обиженное дитя.

Подбежав к машине, Славик перемахнул через борт, став на заднее колесо. По кузову беспорядочно лежал вывалившийся из кирзовой походной сумки, нехитрый скарб деда путешественника. Запихнув все обратно в сумку, Слава спрыгнул на землю, закрыл борт, заглянул в кабину, прихватил из бардачка початую пачку «Беломора» и направился к отдыхающему деду на мировую.
 
После извинений и подаренной пачки папирос, дед еще немного поругался матом, поворчал скорее уж для порядка и  успокоился. Закурив папироску из подаренной пачки, глубоко затянулся, почмокал губами, сплюнул, не зло ругнулся и задал всего один вопрос,- какой же у тебя класс сынок? - Славик с гордостью ответил,- третий дедуль!- А я бы тебе сразу первый присвоил. Тебе на фронте цены бы не было,- на танке тебя хрен догонишь, да из пушки в тебя черта с два попадешь, ты ж носишься как кобель нашкипедаренный!
На том и расстались, и разошлись их жизненные пути-дороги навсегда.
 
Дед пошкандылял к своей хате, опираясь на свою клюку, качая головой в разные стороны и ухмыляясь, в седые усы. Наверное, вспомнил и себя в молодости. Как и сам бывало, на резвой кобыле, зажигал по станице перед казачками. А с кем не бывает?! Молодость есть молодость?!

Честь, по чести отработав на посевной, Славку этим же летом призвали в Советскую Армию. Но вот только не водителем, а «придворным» музыкантом в Москву, играл он на валторне в духовом оркестре на парадах.
После службы, баранку пришлось покрутить изрядно, по всей нашей большой стране. Рейсов было много всяких разных, они никогда не похожи один на другой.
Но свой первый рейс с интересной казачкой в кабине и дедом в кузове, он запомнил на всю жизнь!
               


Рецензии