Кобзарь призывал славянские народы к братству

 "Там найдете щире серце
 I  слово ласкаве,
 Там найдете щиру правду..." (Т. Г. Шевченко)

       «Помни чужеземец, тут хозяин украинец!» - внушали неласково плакаты у памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко. Великий Кобзарь был  выкуплен россиянами из рабства 22 апреля 1838-го года. За свободу будущего украинского поэта и живописца помещику Энгельгардту заплатили огромную по тем временам сумму в 2500 рублей, вырученную от продажи в частной лотерее портрета В. Жуковского, работы прославленного художника Карла Брюллова.

       Скорбно витала призрачная тень человеческого гения в каменном изваянии над искажёнными нетерпимостью лицами, кричавшими: «Слава нации», над юношей, пытавшимся силой выхватить мегафон у пожилой женщины, годившейся ему в матери: «Какой воли хотят эти хлопцы? Для чего она им - созидать или разрушать и распоряжаться чужими жизнями? Что они знают о неволе, когда запрещают писать и даже рисовать? Флаги с надписью «Свобода», призывы агрессивные, три пальца выброшенных вперёд рук, как в нацистском приветствии, и откровенное неуважение Международной Декларации Прав Человека, согласно которой все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве».
 
       Семён Гулак-Артемовский, уроженец хутора из-под Черкасс, не предавший своего друга Кобзаря в опале, стал известным певцом и композитором тоже благодаря россиянам. В том же году, когда освобождали из рабства крепостного Тараса Шевченко, композитор Михаил Иванович Глинка, увенчанный славой после премьеры оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), восхищён был на богослужении красивым дискантом двадцатипятилетнего сына священника и забрал молодого певчего в Санкт-Петербург.
 
       Павел Демидов, известный русский меценат, услышав на одном из специально устроенных концертов чудесный голос бывшего ученика киевской бурсы, решил профинансировать поездку малоросса в Париж, а затем и в Италию для учёбы пению. После возвращения в Россию Гулак-Артемовский долгое время был солистом Императорской русской оперы, стал композитором. Одну из своих песен он посвятил Тарасу Шевченко.

       Иван Франко, известный поэт, прозаик и публицист, остался в детстве, как и Тарас Шевченко, круглым сиротой и, хотя на его долю выпало  немало гонений самодержавного царского режима, через всю жизнь пронёс дружеские чувства к россиянам: «Мы все русофилы, слышите, повторяю ещё раз, мы все русофилы. Мы любим великорусский народ и желаем ему всяческого добра, любим и учим его язык…».

       "Того ж батька, такiж дiти,
        Жити б та брататься… (Т. Г. Шевченко)


       Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) объяснил триста десять лет назад в своём сочинении «Два трактата о правлении», что люди в государстве отдают себя под власть правителей, чтобы обеспечить свои основные естественные права на жизнь, свободу и собственность. Для чего нужна абсолютная свобода? Не для того ли, чтобы распоряжаться чужими жизнями, угнетая народ? И президентов искушает свобода приказывать! Джон Локк, разрабатывая идеи демократической революции, считал правомерным восстание народа против тиранической власти, ограничивающей естественные права и свободу народа.

       В середине сороковых годов восемнадцатого столетия, студенты и преподаватели Киевского университета организовали Кирилло-Мефодиевское общество, мечтая о создании федерации славянских народов на территории России, и уже известный в писательских кругах тридцатидвухлетний поэт Тарас Шевченко присоединился к ним в 1846 году, круто изменив свою судьбу. Спустя год полиция по доносу провокатора арестовала приверженцев идеи переустройства России, и больше всех пострадал за свои стихи Кобзарь, отправленный рядовым солдатом в Орскую крепость с категорическим запретом писать и рисовать, что особенно его угнетало все десять лет самодержавного гонения.

       * * *

       Свободу Шевченко обрёл только после смерти императора Николая I, когда уже было подорвано здоровье. Кобзарь мечтал о раскрепощении крестьян и свержении царского самодержавия. Он сочинял стихи, поэмы, повести, рассказы на украинском и русском языках, и его слова-слёзы призывали славянские народы к общечеловеческому братству, осуждая угнетение. По мистическому совпадению жизнь Тараса Григорьевича закончилась почти одновременно с отменой в России крепостного рабства: он прожил свой сорок седьмой день рождения 25 февраля (9 марта) 1861 года и под утро ушёл из мира живых в небытие с вечной памятью и всенародным признанием. 
 
       Мечты Кобзаря о независимой Украине осуществились спустя сто пятьдесят лет после написания им в 1841 году поэмы «Гайдамаки» о восстании против гнёта польской шляхты: "А буде син, i буде мати,.
                I будуть люди на землi..." (Т. Шевченко)
       Идея создания демократического цивилизованного государства призвана была сплотить население Украины. Братские народы верили, что общие исторические корни Киевской Руси, близкие культуры и языки позволят создать единое демократическое государство, но слишком сильным оказалось искушение для радикальных украинцев получить привилегии «титульной нации», игнорируя права других этнических групп.
 
       Больше ста лет назад французский поэт Морис Баррес ввёл для основной этнической группы, язык и культура которой стали государственными, понятие «титульной нации». В Советском Союзе так называли коренное население союзных и автономных республик, областей, краёв, округов. Из неё формировалась местная партийная номенклатура, получая разные привилегии и квоты, как для «национальных кадров», игнорируя вторую статью Всеобщей Декларации Прав, что не должно проводиться «никакого различия в отношении… языка, религии, политических или иных убеждений… ».

       * * *
 
       Показателем политической зрелости выступает ответственность человека за свои действия, его готовность критически оценивать поступки и осуществлять самоконтроль, используя чувства долга и совести. Украина стала самостоятельным государством, получив в наследство огромную территорию советской республики с проблемами мирного сосуществования этнических групп.
 
       Но о чём размышляли молодые приверженцы агрессивного интегрального национализма, когда шли колонной через центр города-героя, пережившего румынско-немецкую оккупацию с виселицами и массовыми расстрелами, громко выкрикивая «Слава нации!», «Смерть врагам»? На лицах демонстрантов блуждали вызовом усмешки с печатью фанатизма, намекая о готовности приказывать и расправляться. Этим шествием молодые борцы за чистоту нации, спаянные презрением ко всем «не титульным» согражданам, отметили очередную годовщину референдума о независимости.

       Юноши и подростки, рано повзрослевшие в политике, посвятили свою молодость национальному движению. Убедить юных последователей националистических теорий прошлого века, что ограниченная идеология, возбуждающая ненависть, развивающая фанатизм и агрессию, мало, чем отличается от гитлеризма и ведёт  не только к жестокой розни, но и к разрушению государственности, довольно сложно. Зато «титульные» ребята хорошо усвоили, что целью их партии является скорейший приход к власти и возможность распоряжаться чужими жизнями, навязывая идеи этнического превосходства, иллюзий величия и насильственного «возрождения нации».

       Радикалы, жаждущие использовать свободу для разрушения общепринятых моральных ценностей, для забвения исторических событий, обличающих человеконенавистничество и насилие, возрождают идеи «интегрального национализма» и «жизненного пространства» («От Карпат и до Кавказа»). Тех, кто попал в сети борцов за права «титульных украинцев» и свободу приказывать, они используют для осквернения могил воинов, погибших за освобождение человечества от фашизма, для разрушения ненавистных им памятников культуры,  для проведения митингов, разжигающих национальную рознь.

       Известный философ и психоаналитик Эрих Фромм (1900 – 1980) пришёл к выводу, что психологической основой для возникновения фашизма является «бегство от свободы». Как политическое движение он возник в Италии и первоначально призывал к наведению порядка, возврату к традиционным ценностям, используя насилие и ограничение свобод. Автор объединения индивидов деморализованного общества в «связку», Бенито Муссолини, не скрывал, что «Фашизм – это гигантская мобилизация моральных и материальных сил. Чего мы добиваемся? Говорим об этом без ложной скромности: управления нацией».

       И действительно - маленький человек, ощущавший по Фромму «одиночество и беспомощность в обществе»,  готов был пожертвовать личной свободой, чтобы войти в круг избранных. Возможность навязывать, приказывать и распоряжаться чужими жизнями привлекала примитивного обывателя, ожидавшего немедленных перемен в обществе, и фашизм распространялся в Италии с поразительной быстротой. Уже спустя год после создания союза «Фашио де комбаттименто» Муссолини организовал «Поход на Рим». Король не отважился применить силу и назначил дуче премьер-министром. В конце 20–х годов в Италии установилась тоталитарная диктатура: все оппозиционные партии были разгромлены, противники режима арестованы, повсеместно утверждался культ личности Муссолини, высшим законодательным органом стал Большой фашистский совет.
 
       Юным борцам ХХI века за права «титульной нации» внушается мысль, будто их лидеров нельзя сравнивать с немецким «фюрером» и итальянским «дуче», что они «любят свою страну и народные традиции». Но вот, что писал об этом русский философ Бердяев: «Необходимо ещё подчеркнуть, что национализм совсем не тождественен патриотизму. Патриотизм есть любовь к своей родине, своей земле, своему народу. Национализм же есть не столько любовь, сколько коллективный эгоцентризм, самомнение, воля к могуществу и насилию над другими».

       Манипулируя настроением общества, провозглашая тотальную борьбу с коррупцией и миграцией, используя демократические институты, вожди националистов готовятся, как правило, к авторитарному правлению. Усилия практически всех известных националистических и фашистских движений, несовместимых с развитием демократии в гражданском обществе, направлены на установление тотальной власти ограниченного круга избранных, построенной на насилии и расправе со всеми несогласными: «Одна страна, одна нация, один вождь». Философ Бердяев был глубоко религиозным человеком и пришёл к выводу, что «… национальное самомнение и эгоизм также греховны и глупы, как личное самомнение и эгоизм, но последствия их гораздо более роковые». Великий Кобзарь обличал всех угнетателей народа: и русских, и украинских, и польских. Он дружил с русскими революционными демократами, ненавидел крепостное право и национальный гнёт.
 
"Как всё согласно! –

Он шептал
 
И край родной воспоминал
 
У бога правды и свободы
 
Всему живущему молил
 
И кроткой мыслию следил
 
Дела минувшие народов…"
 
(1843 г., Т. Г. Шевченко).


Рецензии