Глава 23 романа за окном. старовер

За этим окном стояла странная атмосфера. Как-то все не так. И тишина была какая-то странная. Убаюкивающая.

На кухне хлопочет по хозяйству женщина. Готовится к приему дорогих гостей. Она в платке, низко надвинутом на глаза. Лицо ее, по чистоте и строгости выражения, близко напоминает темные лики старых икон.
В комнате у иконостаса стоял, молясь, строгий, высокий старик, в длинной косоворотке старинного покроя с волосами, остриженными "в кружало", смазанными древянным маслом и причесанными прямым пробором. Это Лаврентий Ефимыч, хозяин дома, ревностный служитель старообрядческой Церкви.

Позвонили в дверь. Старик сосредоточенно-строгой походкой пошел встречать гостей.
- Андели! – приветствовал Лаврентий Ефимыч гостей с некоторыми нотками удивления. На пороге квартиры среди гостей он увидел православного священника – отца Федора.
Лаврентий Ефимович и отец Федор давние спорщики. Каждый из них по-своему трактовал события, произошедшие в Церкви около трех веков назад и приведшие к ее расколу и вековым кровавым гонениям старообрядчиков. Оба понимали, что между старой и новой Церковью нет никаких различий в учении. Исключительно внешние, церемониальные. К примеру, старообрядчики продолжают креститься двуперстием, а новообрядцы – тремя перстами. На старых иконах имя Христа пишется с одной буквой «И» – «Исус», на новых «Иисус». Крестный ход Патриарх Никон распорядился совершать против часовой стрелки, вместо принятого ранее - по часовой. Есть разница в поклонах...

Отец Федор считал, что невежество и личностное неприятие всего нового определили отношение старообрядцев к преобразованиям, предпринятым Патриархом Никоном. Лаврентий Ефимович был убежден, что реформа Патриарха исказила формы Богопочитания, что привело к разрыву связи с ним. В результате чего Церковь утратила божественную благодать, что возможно только на конечном этапе мировой истории. На что отец Федор убеждал, что Русь приняла веру от Византии, то есть греческий обряд. И Никон, в общем-то, хотел не смуту завести, а действительно выправить опечатки и иные казусы по греческому образцу. Но... получилось что получилось.

- Мир дому твоему, – приветствовал отец Федор хозяина и трижды осенил себя крестным знамением.
- Прошу оказать любезность и пройти в комнаты.
Среди гостей были друзья Лаврентия: Дионисий, Андрей и Павел. Они заранее договорились о совместной трапезе. Андрей же решил пригласить и Православного Священника.

Все не стригли бороды, соблюдая завет. Борода - образ мужчины. Сказывал Павел историю, связанную с бородой:
- Приехал я как-то на стройку всесоюзную, прости Господи. Приехал туда, значит, а там, давай надо мною смеяться: «Ты, что, говорят, все ведь без бороды». Ну, и я говорю: «А, что же вы, - вот говорю, сейчас я в город выехал, вдруг, говорю, это, попаду под аварию в машине, меня убьют». Нет, нет, говорю я - вдруг. Примерно это. Вот похоронят меня и отпоют как за женщину, а я ведь все-таки мужчина, а с бородой меня уже и отпевать будут, как надо. Затем разговор перешел на женские символы. А женщинам без платка нельзя, – учу я их.- Женщины замужние уже не могут без платка, потому как должно быть различие какое-либо. Девушкам можно, значит носить платок, а можно и без платка, но у девушки, чтобы была коса, одна коса была. Это на девушке. А замужней женщине по чину ходить в платке. В насмешку говоря – это стиль женщин. Всегда в платке при муже и даже спать так же. В платке. «Так это неудобно» - молвят. Отвечаю: «Так ведь, привыкнешь».

Из сказанного понятно, что жизнь их, при всей религиозной суровости, носит печать спокойной, удовлетворенной и уверенной в себе старой культуры.
Гости прошли в светлую комнату. В доме господствует культ чистоты, как это и принято у приверженцев старого обряда: чистота жилища, одежды, тела, души... Вошли, чинно сели на заботливо расставленные стулья вокруг небольшого столика у окна.
- О-хо-хох! Грехи наши тяжкие. Что ни день, то новые испытания, - тяжело опуская на стул тучное тело свое, причитал Павел. – Иду намедни в Храм Божий, восславить Господа нашего, покаяться, причаститься, как и положено истинному христианину, так нет, не удалось. То ли от трудов малых, то ли от еды бесовской печень так разгулялась, что не мог и шагу ступить. Отсиделся, значит, на ступенях, что ведут к платформе, да и вернулся к дому.   

- Греховны мы, Павел, истину глаголешь, – отвечал Лаврентий Ефимыч. –  Нет худа на ровном месте. Теряем принципы и величие веры. Предписано трудом своим кормиться. Ан нет! Получаем и пенсию и зарплату. А ведь старики мои (бабушка и дедушка), было дело, отказались от пенсии. Считается, это деньги «ни за что», поэтому и брать их грех. До конца дней своим трудом жили. Брат деда тоже пенсию не получает, у него большое хозяйство, зимой вручную кадушки делает, очень хорошие, из кедра. На века!
- Все мы грешны. – Отец Федор пригладил ладонями густую седую бороду. – Идем на поводу светских прихотей. Как вразумить пастве нашей почитать чистоту промысла Божьего.
 
- Давление светского мировоззрения – есть угроза для христианских ценностей, – вступил в разговор Павел, кряхтя и вытягивая уставшие ноги после длительных переходов. - А то есть угроза духовной деградации. Страсти и пороки воспринимаются обществом  почти как норма. Раньше ведь что, человек хорошо чувствовал грань между добром и злом, отделял благочестие от греха. Теперь же мы горестно наблюдаем исчезновение национальных традиций, обрядов. Нам насаждают псевдодуховные ценности, потребительское отношение к жизни.

На столе появилась настоянная по старинным рецептам на скорлупе кедровых орешков водка. Отец Федор удивленно посмотрел на Лаврентия.
- Особого запрета на употребление хмельных напитков у нас не было, но чрезмерное их потребление возбранялось и наказывалось.

Хозяин неспешно разлил ее по рюмкам и предложил:
- Почтим память защитников древлеправославного благочестия: протопопа Аввакума, священника Лазаря, диакона Феодора, инока Епифания – жестоко пострадавших за веру свою. Их страдания укрепили правоту нашей веры. Им вырезали языки и отсекли правые руки. Полтора десятка лет пробыли они в мучительном заточении в сырой яме. Их казнили в день страстей Христовых. В пятницу. Сожгли на срубе. Были замучены и представители знати, боярыня Морозова, княгиня Урусова… Они были подвергнуты страшным пыткам: томили голодом до смерти. Вспомним крестьянские и казацкие восстания: Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева. То была не классовая борьба, как учила школа. То борьба старообрядцев за свои права. – Лаврентий Ефимыч сделал паузу. – Страдания, выпавшие на нашу долю, не сломили нас, но и сердца наши не ожесточились.

- Вспоминаю о тех счастливых временах, когда не было обмана и воровства, в сёлах не знали замков. – Дионисий был опечален. - Старших почитали. Крепость нравов ставилась в пример. За самовольство, непослушание предавали анафеме, не пускали в церковь. Только покаяние позволяло ослушнику восстановить свою репутацию в обществе.
- А детей воспитывать в нашей вере стало очень непросто. Старики напутствуют своих внуков, но потихоньку уходят и часто эта веточка ломается. Не каждый молодой человек идёт по дедовским стопам. Да и семьи уж не те: мелеет, обмирщается наша строгая вера, - и, поразмыслив немного, добавляет Павел, - но я уверен: не прекратится наша вера, были до нас и после останутся крепкие духом, кто не поступится этим богатым наследством, укладом нашей жизни, кто сохранит его, передаст своим потомкам.

Отцы неспешно выпили содержимое рюмок.
- Хороша! Ох, хороша настоечка, Лаврентий, - похвалил отец Федор и откашлялся, прикрывая рот кулаком.
- По рецепту прадеда моего изготовлена. Она заменяла все таблетки и микстуры, которыми нас сейчас безмерно кормят. От всех хворей и напастей. Ведь с утра до ночи работал не покладая рук…
- Основная часть своего времени - хозяйству, чтобы прокормить себя и семью свою. Мы относимся к труду как к высшему предназначению человека. Да и в наши дни можно наблюдать, как строго они соблюдаются - правила, но это скорее относится к старшему поколению. – Вздохнул Андрей. – Посещаю я изредка родню свою в деревне, на Байкале, так иду, бывало  и  невольно высматриваю в траве пиканы, что нашим отцам и дедам от голода умереть не дали. Это трава такая съедобная. Привычку ходить в лес «по пиканы» мне еще дед прививал. Многим старообрядчикам она знакома. На вкус очищенная дудочка пикана нежна, а вареный лист напоминает капусту. Мой дед, Никифор, рассказывал, что в голодные годы приходилось пробовать разные суррогаты, но особенно любили пиканы и саранки. У саранки корень кушали. Сейчас вроде все есть, но привычка эта так и осталась.

- Я все же хочу вернуться к предмету спора нашего. – Лаврентий умным взором уставился на отца Федора. - Официальная Церковь, батюшка, выступала по отношению к старообрядчеству в роли государственного института. А сами что? Перелом в древнерусском богословии в XVII веке произошел в прямом заимствовании с Запада готовых систем и метода богословствования. Они все глубже проникали в Россию и до настоящего времени остаются господствующими.

- Даже, если и признать слова эти, - отец Федор строго посмотрел на Лаврентия, - они не могут устранить доказанного вывода иеромонаха Тарасия о том, что понятие удовлетворения Божественного Правосудия, как сущности искупления, проникло в русскую богословскую литературу с Запада только в XVII веке. Подчеркиваю - искупления!..
- Однако большая часть богослужебных книг составлена тогда, когда даже не было никакого латинства. В богослужении мы слышим чистый и неиспорченный отголосок богословия святоотеческого. Без радостного трепета сердечного я не могу слышать нашего богослужения. А у вас православие-то только на языке, а в делах-то - басурманское поверье. Знаю, брат, вашу-то веру! Службу Божию дьячки кое-как бормочут и все с пропусками и беспонятицей. А певчие-то по селам не лучше, как в корчмах. А народ-то стоит, как попало – мужчины вместе с женщинами, во время службы разговаривают, вертятся по сторонам, оглядываются и ходят взад и вперед, так что не дадут спокойно и в тишине помолиться. Так что это за служба Божия?! Один только грех! – У Лаврентия перехватило дыхание. - А у нас-то как благочестива служба-то. Внятно, без пропуска, пение умилительно, да и народ стоит тихо – мужчины особо, женщины особо, и все знают, где и какой поклон положить по уставу святой Церкви. Именно, как придешь в нашу Церковь, то чувствуешь, что на службу Божию пришел. А в вашу Церковь пришедши, не образумишься, куда пришел: в храм или на базар!..

- Слушая это, - Отец Федор глубоко вздохнул, - я понял, что слова твои правдоподобны. Прости Господи, прискорбно слышать…. Спорить и обращать тебя к истинной Церкви нельзя до тех пор, покуда у нас не исправится церковное богослужение и не покажет сему примера в особенности духовный чин. Вы не знаете внутреннего и опираетесь на наружности... И мы страдали. И мы многое упустили и не смогли благодаря власти безбожной. Да и жизнь изменилась. Народ не привык еще к суете тщетной и ищет себя в жизни.

- Именно о том и говорю я. Надо вернуть русских людей в веру изначальную, помочь им, успокоить сердца их. Мы, подвергаясь страшным гонениям, сохранили и веру свою и обряд, как внешнее проявление, или как ты выразился отец Федор, наружности.
- Братия, неужели вы не чувствуете перемен в наших отношениях. Я сожалею о случившемся, но первые шаги к примирению были сделаны нами. Поначалу, от прежних преследований, надо признать кровавых, мы перешли на духовные методы борьбы с вами, предполагавшую публичную полемику с вами, увещеваний. А ныне призываем к единению. Русская Православная Церковь доброжелательно настроена к вам, и мы ведем интенсивный диалог в духе христианской любви. К примеру, старые обряды признаны равноспасительными и с них сняты все клятвы, наложенные ранее. Мы официально выразили сожаление о гонениях на вас в древности. – Отец Федор осенил себя крестным знамением. - Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино.

В комнате воцарилась тяжелое молчание. Каждый думал о сказанном. Посидели, повздыхали.
- Беседу имел недавно со служителем Древнерусской Православной церкви староверов Александром. – Оживился Павел. - Инглиистической. Преинтереснейший разговор получился. «А истинна ли ваша вера или церковь?» - спрашиваю. Отвечает: «Не истинна. Истина – она у Бога, а вера у нас изначальная. Она была до появления христианства, иудаизма, буддизма, то есть до всех вер и религий. То есть изначальной, то есть раньше люди назывались просто староверы – то есть «старая вера». Многие путают со старообрядцами. Это связано с тем, что во времена раскола царь Алексей Михайлович Романов издал указ, согласно которому всякому, кто даст приют раскольнику, того нещадно вместе с семьей казнить. Поэтому многие старообрядцы – раскольники - бежали на Беловодье Сибирское, где наши предки им давали приют в скитах и скуфах. Не потому, что вера едина, а потому, что по крови одни. И те русичи и те русичи. И для многих стало как бы одно и то же – что староверы, что старообрядцы. Но старообрядцы – это сторонники старого христианского обряда, а староверы – это старая дохристианская вера.

Многие ошибочно называют нас «язычники». «Язычник» – это принесли христиане. Есть такая форма – «народ». «Представитель народа» – «языче». А представитель чуждого народа с иным языком, верованиями, культурой будет «языче никакой», или сокращенно «язычник». Поэтому когда к нам приходят и говорят: «вы язычники?», я говорю: «Нет, мы – хранители и продолжатели старой веры наших предков». «А не будет путаницы?» - спрашиваю. Отвечает, что путаницу, как правило, создают те, которые не знают старорусского языка. «Мы вкладываем в слова, в названия те образы, которые были изначально. Многие не знают древнерусского языка. Почему? Потому что постоянно проходило обрезание его. То есть Кирилл и Мефодий взяли древнесловенскую буквицу, в которой было 49 буквиц, 5 букв выбросили, потому что не было в греческом языке таких звуков, а для четырех дали греческие названия. Ярослав Мудрый убрал еще одну букву, осталось 43. Петр Первый сократил до 38, Николай Второй до 35, господин Луначарский – до 31-й буквы». Вот такой интересный разговор. Много еще о чем говорили. Человек толковый, знающий. Интересный.

- Да не знающий меры! – Строго сказал отец Федор. – Они интересно объясняют свой символ, коим является свастика. «Сва» – это «небеса», отсюда и «свадьба» – «небесное деяние богов», Сварог – бог небес. С – руна направления, а «тика» – это движение. То есть свастика – это «пришедшая с неба. А сейчас этот символ приписывается чуть ли не индусам». Затем перешел на христиан. Якобы христианство повинно в том, что был вбит клин между славянами и арийцами. Мол, одним навязали западное христианство, другим навязали восточное, а потом их стравили... Ну да Господь с ними.

Каждый по-своему истолковал услышанное.
- Многое у них за уши притянуто. Но я все же хочу понять причины неприятия некоторых наших обрядов. – Андрей обращался к отцу Федору. - То, что мешает единению нашему. Рассмотрим, к месту, двуперстное крестное знамение. То есть истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. О древности и истинности двуперстия имеется немало свидетельств. Так осеняли себя все христиане от времен Исуса Христа. Так молились апостолы, святитель Никола Чудотворец, Василий Великий, святый Иоанн Златоуст и другие святые. Во время спора с арианами люди просили представить доказательства истинности двуперстного сложения, что святой Мелетий и сделал. В начале он сложил три перста, и не было никакого знамения. Потом он сотворил полное двуперстное крестное знамение и благословил людей, и от его крестного знамения, как молния вышел огонь. «... Два совокупив, три согнув и благослови люди, и изыде от него яко огонь молния, достохвальный убо он испусти глас... и тако посрами еретики».

- У меня нет права судить ваши сказания, но и вы должны признать, что у нас случается множество знамений, да таких, что язык не повернется сказать, что это не от Господа нашего.
Затем к отцу Федору обратился Павел:
- Вот скажи, отец Федор, чем плохи наши обряды и традиции? К примеру, создание семьи. Крестьянин женится. Он вперед знает, что эта перемена в его жизни только в числе рабочих рук в его семье. Он не настраивает себя на восторженно-ожидательное настроение. Не старается сделать дни первого месяца своей супружеской жизни розовыми, благодаря чему и не наступает быстрого охлаждения, наблюдаемого так часто среди нашей интеллигенции, для которого самым страшным жупелом при заключении брака являются супружеские будни. Начинаются несогласия, объясняемые несходством характеров. Все потому, что молодые люди до свадьбы забыли о длинном ряде серых, будничных дней. Молодая крестьянская женщина, вышедшая замуж, довольно часто на второй или третий день после свадьбы идет на полевые работы вместе с мужем. Большинство крестьянских браков заключается в конце июня и начале июля, т.е. в рабочую пору, когда бывают нужны лишние руки для тяжелого крестьянского дела. Подобное практическое соображение нисколько не умаляет или оскорбляет таинство брака, а, напротив, освящает его, делает именно "таинством", в противоположность большинству "интеллигентских" браков, заключающихся по так называемой "взаимной любви", сводящейся в конце-то концов к удовлетворению известных физиологических потребностей. А наши семьи весьма крепки.

- Мы в первую голову выступаем за чистоту нравов… н-да… кхе-кхе. Но уж больно строги ваши законы. А не боитесь оттолкнуть от себя молодежь.
- Нам не нужны легкомысленные люди. Отчасти, наверное, да, мы отталкиваем, точнее, требуем от присоединяющихся к старой вере полного соблюдения всех принципов, с которыми не все готовы согласиться. Мы изначально стремимся убедиться, что человек готов исповедовать нашу веру.

- Откроюсь перед вами… Нашим прихожанам мы даем, в сравнении с вашим подходом к вере, послабления в исполнении церковных канонов. Но даже это не уменьшает недовольства верующих. Приходится выслушивать жалобы от прихожан: почему все так строго, выполнять требования Церкви очень тяжело… Люди хотят сидеть во время службы, хотят, чтобы молитвы было легко воспринимать на слух, просят перевести богослужения на современный русский язык. На что есть возражения. Мол, вам хватает терпения и сил посвящать годы на изучение иностранных языков, и не хотите приобщаться к своему историческому, духовному языку.. Н-да, - Сетовал Отец Федор. - Вот и прошу я, соединить наши усилия, пока силы злобствующие не завладели сердцами детей наших…

Между тем Авдотья стряпала на кухне традиционное мясное блюдо. В сковороде на постном жиру поджаривались рубленые помидоры, морковь и лук. Поскольку в семье к луку особое почитание, его было в достатке. Лаврентий Ефимович всякий раз любил повторять предание, согласно которому, Александр Македонский строго наказывал виновных, если обнаруживал, что у его воина в походной сумке не было луковицы. В кастрюле доваривалась говядина. Только что Авдотья нашинковала соленые огурцы и промывала их в дуршлаге. Рецепт этого старинного мясного кушания передавался из рода в род. После она отдельно перемешает поджарку с мясом и отдельно с огурцами. Только нужно, чтобы с них через дуршлаг стекла вся лишняя вода. Наготове стоял вычищенный до блеска казан. В него она выложит несколько слоев, чередуя мясо – огурцы. Затем все зальет бульоном, и будет тушить на медленном огне до готовности.

Ряд продуктов у староверов табуирован. Те, что созданы по воле дьявола для последующего истребления человеческого рода, либо завезены из нехристианских стран, где население предпочитает христианству многобожие, и при их возделывании прибегает к языческим обрядам.
Авдотья знала множество рецептов, коими делилась с родней и наследниками. Странно, что женщины придумывают все новые диеты. «Все уже давно изобретено - надо только к этому вернуться», — говорила она. Живешь ты в природе – то и пища должна быть природной. Потому как пища формирует образ мысли. Человек приходит в природу, и Природа дает то, что ему необходимо. Захворал – он не бегает, не ищет таблетки. А как тогда лечиться? Хотите, чтобы избавлялся организм – пейте вишневый сок. Он очищает кровь, очищает на молекулярном уровне. Положим, вы простыли, или у вас там позвоночник… смещение дисков… вы что делаете? Вы идете в баню. Организм прогревается, вы на осиновых колах ложитесь, осина с вас хворь вытягивает, но дубово-березовый веничек вам дает свежую природную энергетику, и вы оттуда выходите: воздушное такое ощущение – оттолкнулся и полетел! Особенно если из бани вышел да еще из колодца на себя ведро воды вылил. Вот еще что. Ну, допустим, вы можете пойти в столовую, съесть первое-второе-третье. Вышли – через полчаса вы не помните, у вас пищевой склероз, вы кушали или не кушали. Но дома супруга вам настряпала, допустим, оладышек с домашней сметанкой, вы съели штучки четыре, и вам на весь день хватило, а почему? А потому что она душу вложила. Душу вложила, и это более мощная энергетическая подпитка.

А каков наш вареный сахар? В кастрюльку всыпаю сахар и растираю его с яичком. Половинку молока и варю помешивая. Когда он уже скоро будет готов и начинает булькать, маслеца туда кусочек для мягкости. Немножко прокипел, я снимаю на стол и кручу. Чтобы успокоился. А другой раз он не успокаивается. Так я или сметанки немножко добавлю, или чуть водички плюхну туда. Не успокоится, так еще добавлю. Мешаю, пока не успокоится. И тогда разливаю по тарелкам или чашкам. А когда остынет, снимаю с тарелок. Подковырнешь, и он уже сошел. Потом разделяю на кусочки, и чай пьем…

Среди благородных мужей продолжался умный разговор. Павел услышал запах, который источала кухня. Он потянул носом:
-  Ах! Что за благодать Божия…
Затем речь зашла об обрядах.
- Многие христиане осеняют себя крестным знамением слишком быстро, настолько быстро, что не успевают доносить двуперстия до положенного места на правое и левое плечо, и на живот, – сетовал Лаврентий. - От этого крестное знамение утрачивает четкое изображение креста, становится похожим на простое махание. Молящийся не успевает проговорить молитву, договаривается она уже после совершения поклона. Сказано: «Мнозии неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему творят крестящися, всуе труждающеся, тому бо маханию бесы радуются»… А как у вас обстоят дела с венчанием. Все ли понимают важность этого обряда?

-  Нередко бывает, что пара, которую мы обвенчали, приходит через некоторое время, часто через 2-4 месяца, и просит их развенчать. У людей на то свои причины…  Я вот что сообщить хочу. Совет ваш услышать. Общаясь со своими прихожанами, ни разу не слышал от них в ваш адрес плохих слов. А многие считают, что не важно, каким образом веровать в Бога, какие обряды проводить. Важно просто веровать. А насчёт врагов они говорят, что самый первый враг всех верующих - это Сатана. Вот я и думаю, возможно, они правы… Может нам стоит тщательно разобраться в наших разногласиях во имя спасения русской веры…

Резкий и настойчивый звонок в дверь прервал мерно текущую беседу. Дверь открыла Авдотья и запричитала:
- Ну, сколько просить тебя Оленька-непослушница, хотя бы в такие дни одеваться так, как деду угодно. – Скоро полезла в шкаф и достала аккуратно сложенный шелковый платочек. - На вон, хотя бы это накинь.
Оля накинула платочек на голову и повязала его на затылке. Затем покосилась в зеркало и одобрительно кивнула самой себе:
- Бабуль, я не хочу быть разной: здесь одна, дома другая… Я какая есть, такая и есть. Не хочешь ли ты сделать из меня двуличную особу. – Она обняла бабушку и поцеловала ее в щечку. - У деда гости?
- Поди, поздоровайся, бесстыдница.

В комнату вошла молодая стройная, туго затянутая в джинсы, рыжеволосая девушка. Она рассмеялась и громко поздоровалась со всеми:
- Привет, молодежь! Опять грустим? – затем подбежала к деду и чмокнула его в щечку. – Дедуль, ну не сердись на меня. Не могу же в институте появляться в сарафане. Вот если бы мы в деревне жили, тогда другое дело! Ну, дедуль…
- Беги на кухню. Помоги там… – сухо ответил Лаврентий.
Оленька вышла на кухню. Дед грустно смотрел ей вослед:
- А ведь нельзя не признать некоторую правоту ее. А потому как общая атмосфера такова. Подпорчена. Русский человек не может себя уютно чувствовать в русском же наряде. Иноверцы совсем обнаглели…

В этот момент в комнату вошла хозяйка, объявила о начале трапезы. Молча и деловито прибрала на столе, постелила ослепительно белую скатерть и пошла на кухню за приборами.


Рецензии