Козленок

Игорь посмотрел на небо и увидел яркое солнце. Глаза у него заслезились. Пришлось зажмуриться. Ласковые солнечные лучики прикоснулись к его лицу. Игорь засмеялся. Лучики щекотали его счастливое личико, голенькую спинку, потом даже добрались даже до босых ног. Стало совсем щекотно. Игорь смеялся все громче и громче. Какая-то маленькая птичка села на ветку напротив Игоря. Она удивленно смотрела на маленького мальчика, который стоял совсем один и громко смеялся. Игорь объяснил птичке:
– Я смеюсь, потому что очень щекотно ползают солнышки по мне. Это ручки такие у солнышка. Оно со мной здоровается, а я радуюсь.
Птичка наклонила головку набок и внимательно прислушивалась к словам Игоря. Похоже, она не очень-то поверила ему.
– Ты, птичка, думаешь, что я тебя обманываю. И мне не щекотно совсем. Нет, птичка, нет. Это тебя солнышко не щекочет. Ты же в перьях! А я-то голенький! У меня даже шерсти нет.
Птичка закивала головой и запищала тоненьким голоском. Игорь шагнул к дереву. Птичка перепрыгнула на другую ветку, повыше.
– Не бойся, птичка! Я просто хочу посидеть под деревцем, отдохнуть немножко. Не улетай, я тебя не обижу.
Птичка запищала громче и тоньше, взмахнула крылышками – раз, другой, третий, – но не улетела. Игорь сел под дерево и прислонился спиной к прохладному шершавому стволу. Он закрыл глаза. Тишина вокруг была какая-то необычная. Словно все замерло, все затаилось в ожидании чуда. Тишина окружала Игоря, дерево, под которым он сидел, полянку перед деревом, а дальше ее не было. Издалека доносились звуки, еле слышные, слабые. На речке смеялись и визжали дети. Где-то замычала корова. Ее мычание, видимо, разбудило сонного ленивого петуха. Он проснулся и увидел, что уже давно наступило утро, что вовсю светит яркое солнце. Петух испугался, захлопал крыльями, закричал громко-громко: «Ку-ка-ре-ку-у-у!». Его пронзительный крик не понравился собакам, и они залаяли дружным хором. Звуки эти доносились до Игоря, как будто сквозь вату.
Игорь вспомнил, как у него зимой болели уши. Мама капала ему в уши какие-то пахучие капли. Потом мама брала кусочки ваты и вставляла их Игорю в уши. Сразу же становилось тихо. Через вату проходили слабые ватные звуки. Игорь сердился, мотал головой, выдергивал вату из ушей. А мама снова затыкала ему уши.
Игорь похлопал руками по ушам, но звуки не изменились, не стали громче. Куда-то делись все кузнечики, которые совсем недавно громко стрекотали в траве. Птицы молчали. Даже листья на дереве не шелестели. Игорь открыл глаза. В зеленой, высокой, густой траве кто-то шевелился. Игорь замер. Кто-то приближался к нему. Не успел Игорь как следует испугаться, трава раздвинулась, и показалась серенькая мордочка. Очень хорошенькая, прямо-таки миленькая мордочка.
– Ты кто? – спросил Игорь.
Мордочка скрылась в траве. «Испугался, глупенький», – подумал Игорь. В этот момент откуда-то из кустов выскочил серенький комочек и запрыгал перед Игорем. Прыг-скок – и исчез в траве. У Игоря от удивления широко открылись глаза. Серенький опять выпрыгнул из кустов. Прыг-скок – и в траву.
Наконец он напрыгался, набегался, устал. Остановился напротив дерева, совсем рядом с Игорем. Серенький комочек с хорошенькой серенькой мордочкой. Козленок! Маленький серенький козленочек! На месте рожек у него были крохотные бугорки, копытца совсем малюсенькие.
– Ты откуда пришел? – спросил козленка Игорь.
Козленок наклонил голову набок и ничего не ответил. Он смотрел на Игоря круглыми глазами, молчал, только шевелил губами, словно жевал что-то. Пожевал, пожевал и тихонечко сказал:
– Ме-е-е.
Очень печальное «ме-е-е» получилось у него. И глазки у козленка стали такие грустные, что внутри у Игоря защемило, а к горлу подступил комок.
– Ты чего? – спросил он козленка. – Разве тебя обидели?
Козленок еще больше опечалился. Голову опустил, передней ножкой по земле бьет и тихонечко так бормочет:
– Ме-е-е…Ме-е-е…Ме-е-е…
Игорь погладил козленка по голове, провел пальчиками по маленьким бугоркам-рожкам. Козленок прижался к его руке. Печальный маленький козленок словно просил Игоря помочь ему.
– Ты мне скажи, что с тобой случилось, – сквозь слезы прошептал Игорь, – и я помогу…
Козленок вскинул глаза на Игоря, мотнул головой, топнул ножкой. Игорь пригляделся к нему повнимательней и все понял. Козленок – совсем не козленок. Он – Иванушка, который попил из лужи. Мальчик Иванушка, который не послушал свою сестрицу. Вот кто он!
– Ты – Иванушка? – с замиранием в сердце спросил Игорь.
Козленок встрепенулся, подпрыгнул, как на пружинках, и громко закричал:
– Ме-е-е-е-е-е!
Игорь вскочил на ноги, запрыгал от радости, закричал во весь голос. Так они прыгали и кричали минут пять. А потом опять загрустили.
– Как же тебе помочь? – задумался Игорь. – Сестрицу твою утопили. Утопили, да?
Козленок жалобно мекнул.
– Вот, значит, почему такая тишина была! Я слушал, слушал, а везде тишина. Это ведьма сестрицу твою Аленушку топила. Эх ты, надо было слушаться! Что теперь делать?!
Сел Игорь рядом с козленочком Иванушкой, обхватил голову руками и задумался. Долго думал, наконец, сказал:
– Ладно. Нечего тут сидеть. Пойдем к сестрице твоей на озеро. Посмотрим, как она там лежит. Может, придумаем что-нибудь, поможем ей.
Озеро было совсем рядом. Его и озером-то трудно было назвать. Озерцо, а не озеро, но глубокое и холодное. В нем даже водилась рыба, и мальчишки частенько сидели здесь с удочками. Сегодня, как назло, никого не было. На пустынных берегах Игорь заметил следы. Кто-то прошел босиком от рощи до воды.
– Так, так, – задумчиво произнес Игорь. – Смотри, Иванушка, здесь прошла ведьма. Она была босиком. Почему босиком? Чтобы легче было тащить Аленушку. В туфлях по песку идти трудно. Ведьма разулась в роще, схватила Аленушку и потащила ее в воду.
Козленок внимательно слушал. Всю дорогу до озера он от Игоря не отходил ни на шаг, прыгал вокруг него. Иногда отбегал в сторону, но сразу же возвращался. На берегу козленок снова запечалился. Да и как же ему не печалиться, когда в воде его сестрица утопленная лежит!
Игорь заглянул в воду. Дно так густо поросло травой, водорослями, что ничего не было видно.
– Да-а-а, – повернулся Игорь к козленку, – как-то плохо видно, не могу я разглядеть, где твоя сестрица. Попробую поближе подойти. Лучше я в озеро зайду, нагну глаза в воду и погляжу. Тогда, конечно, я все увижу.
Вода в озере была не просто холодная, а ледяная. Игорь весь покрылся пупырышками. Он заколебался, идти ли ему дальше или выскочить на теплый бережок. Но увидев печального козленка, Игорь бесстрашно двинулся вперед. Он шел очень быстро, потому что боялся передумать. Зловещая тишина над озером и ледяная вода сковали его тело холодным страхом. Если бы не козленок на берегу, Игорь, не раздумывая, выскочил бы на солнышко, на горячий желтый песочек. Но обмануть козленочка, метавшегося по бережку и жалобно зовущего свою сестрицу, Игорь не мог.
Когда вода поднялась чуть выше пояса, Игорь нагнулся и заглянул в зеленую глубину. Сначала он ничего не увидел, кроме травы. Приглядевшись получше, он заметил в траве большой камень.
– Вот он! – крикнул Игорь козленочку. – Я вижу камень. «Тяжел камень ко дну тянет!». Значит, Аленушка рядом. Сейчас я еще пройду немного и увижу ее.
Игорь сделал несколько шагов по направлению к камню. Трава цепляла его за ноги. Он совсем забыл про ведьму, а зря! Трава все сильнее и сильнее хватала его за ноги, не пускала Игоря к Аленушке.
– Ведьма заколдовала траву! – крикнул он. – «Шелкова трава ноги сплела!». Но ты не бойся, Иванушка, я не сдамся! Я доберусь до сестрицы. Никакая ведьма не остановит меня!
Игорь увидел козленочка, скакавшего по берегу, а потом услышал, как что-то булькнуло – «бульк!». Оказалось, что булькнул он сам. Ноги, спутанные травой, заскользили по дну, Игорь замахал руками, еще раз булькнул и скрылся под водой. Несколько раз ему удалось вынырнуть. Он крикнул:
– Козленок! Иванушка! Спаси меня!
Дно было очень скользким. Игорь никак не мог удержаться на ногах. Он падал, исчезал под водой, снова появлялся и опять исчезал. Под водой, в зеленой глубине, Игорь увидел Аленушку. Она печально смотрела на Игоря.
Яркий солнечный свет прорезал водную тьму. Игорь почувствовал тепло чьих-то рук, тепло солнечных лучей, а потом тепло мягкого песка на берегу. Он открыл глаза. Над ним склонился молодой бородатый мужчина.
– Живой? – спросил он Игоря и немного встряхнул его. – Вовремя я успел. Хорошо! Ты, вроде, даже воды не наглотался.
Мужчина еще что-то говорил, спрашивал о чем-то. Игорь молча смотрел на него. Вдруг рядом с мужчиной он увидел козленка и все понял. Купец! Муж Аленушки! Вот кто он такой!
– Ты купец, да? – спросил Игорь хриплым от воды голосом. – Купец? Муж Аленушки утопленной? Да?
Купец удивился. Поднял брови, огляделся вокруг, подумал. Наверно, не мог понять, откуда Игорь узнал о нем и об Аленушке. Игорь торопливо, взахлеб, начал рассказывать купцу про козленочка, про зловещую тишину, про Аленушку, про ведьму.
– Алунушку я видел под водой, – закончи Игорь свой рассказ. – Ее скорей надо спасать. А ведьма ушла в рощу. Там следы.
Купец посмотрел на Игоря долгим задумчивым взглядом и сказал:
– Так ты спасать Аленушку в воду полез?
– Конечно, – кивнул Игорь. – Никого же больше не было. Только я и козленочек. Вот мы и решили спасти ее сами. Да ведьма помешала. Заколдовала траву.
– Ты молодец, – купец потрепал Игоря по мокрым волосам, поднял его на ноги, оглядел со всех сторон. – Молодец! А теперь иди домой, отдыхай. Я сам спасу Аленушку. Иди, иди. Я справлюсь. Иванушка мне поможет. А тебе надо отдохнуть.
Игорю совсем не хотелось уходить. Он никогда не видел, как спасают утопленных сестриц, как козлята превращаются в мальчиков. Да и ведьму хотелось увидеть. Но купец строго нахмурил брови и сказал суровым тоном:
– Иди. Ты свое дело сделал, теперь моя очередь. Ступай и не оглядывайся. А не то помешаешь мне, и ведьма меня одолеет. Иди. Ты очень смелый мальчик. Мы с Иванушкой гордимся тобой!
Ничего не оставалось делать, как двинуться в путь по бережочку. Игорь пошел медленно, еле переставляя ноги. Ему нестерпимо хотелось оглянуться, но нельзя! Купец не зря сказал про ведьму. Нельзя забывать, какая она гадкая и злая. Ведьма чуть не утопила Игоря, что ей стоит погубить купца. Конечно, обидно, что спасение и превращение пройдет без Игоря. Разве он помешал бы купцу? Нет, не помешал бы. Игорь остановился. И вообще, это он нашел Иванушку! И Аленушку в воде он увидел! Чуть не утонул при этом! А вдруг купцу понадобится помощь? От Иванушки-то толку мало. Не подумал купец, когда прогонял Игоря. Ведьму-то вдвоем легче одолеть. Игорь решил вернуться и помочь купцу.
Он медленно пошел обратно к озеру. На всякий случай он закрыл глаза. А когда открыл, остановился и замер в изумлении. На берегу стоял купец и одной рукой обнимал красивую молодую женщину в пестреньком коротком сарафане. Женщина держала за руку маленького мальчика. Они смотрели на Игоря и улыбались.
– Уже превратился! – прошептал Игорь и сел на песок.
Женщина наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик помахал Игорю рукой. Женщина засмеялась, а купец крикнул громко-громко:
– Все в порядке, герой! Иди домой, отдыхай! Спасибо тебе!
…Мама ждала Игоря. Она смотрела то в одну сторону, то в другую. Наконец появился усталый, голодный, но счастливый Игорь.
– Где же ты опять бродишь, Игорек? – спросила мама.
– Я не брожу. Я спасаю разных людей. Братца Иванушку, сестрицу Аленушку. Устал я, мама, всех спасать. Дело-то не простое, – важно ответил Игорь
А потом вдруг запрыгал вокруг мамы, как козленок, и закричал:
– Все-таки спасли ее, Аленушку-то! Спасли! И превратился козленочек в братца! Был козленочек, а стал мальчик! Это я помог! Здорово, правда?!


Рецензии