Обывателю. Все мы люди...

Моим "тяжким" (публиковалось в газете Ди Вох ко Дню уголовного розыска)
        Уголовный розыск — одно из наиболее крупных и важных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации. История Уголовного розыска (Уголовного сыска) в составе Министерства внутренних дел России начиналась в дореволюционное время. Много жизненных вех перешагнула эта служба, связанная с риском и самоотверженностью. Погони, перестрелки, засады, встречи с преступником один на один — ко всему этому сотрудник уголовного розыска должен быть готов ежедневно и ежечасно. Однако, несмотря на трудности, профессия сотрудника уголовного розыска влекла и влечет настоящих мужчин, которые день и ночь стоят на боевом посту, готовые в любую минуту защитить жизнь, честь и достоинство граждан.
Отделение по раскрытию особо тяжких преступлений, совершенных против жизни и здоровья граждан… Уже одно только словосочетание «особо тяжких преступлений» заставляет задуматься о том, с чем приходится столкнуться оперативным работникам этого подразделения в своей повседневной деятельности. Они сами редко рассказывают о своей службе. Не потому, что им рассказать нечего, и не потому, что им есть чего стыдиться, вовсе нет. Не рассказывают только по той причине, что вновь и вновь окунаясь в драматичные события чьей-то, совершенно чужой жизни, они вновь и вновь переживают эти события, как личную драму, как собственную беду.
      Очень часто приходится слышать от обывателя о том, что оперативники, или как их называют, «опера»,  – циники. Нет, далеко не циники. Каждый день, пропуская через собственное сердце чужую боль, человеческий организм включает защитные резервы, добавляя чуть-чуть отстраненности, холодного расчета. Непреодолимо трудно найти слова утешения родителям, чей ребенок стал для кого-то кровавой жертвой или подвергся насилию. Каждый понимает, что слова в такой ситуации порой просто излишни… Невольно, независимо от силы воли и характера, захлестываю эмоции и происходит ассоциация с собственными детьми – а что бы сделал я на месте этой матери или этого отца с убийцей или насильником? И при этих нелегких по своей трагичной глубине событиях необходимо сохранить холодность разума, способность быстро, решительно находить пути раскрытия преступлений, принимать ответственные решения, от которых будет зависеть не только конечный результат – поимка преступника, но и будет обеспечена безопасность тех людей, которые могут оказаться на его пути.
      В этом подразделении уголовного розыска нет так называемой «текучести кадров». Коллектив, закаленный нелегкими трудовыми буднями, работает слаженно, как хорошо отрегулированный механизм.  Кто они, эти оперативники, опера «убойного отдела»? Обычные люди, с обычными житейскими проблемами, мужья, отцы: Фанис Галимов и братья Виталий и Евгений Ракоид.
      Виталий Ракоид и Фанис Галимов дружат уже около 20 лет. Ровесники, оба служили в армии, демобилизовавшись, оба сменили службу армейскую на службу в органах внутренних дел. В уголовный розыск пришли в 2003 году из другой службы – отдела по раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и сразу попали в «убойный». Переквалификация с раскрытия одних видов преступлений на раскрытие других требовала немалых усилий. Работа в «убойном», или как еще называют сами оперативники в «тяжких», это фактически ломка души – очень часто приходится видеть кровь не на экране телевизора, а воочию, и зачастую те кадры из фильмов, которые в быту называют «ужастиками», проистекают в реальном времени. Что говорить, нет суперменов, это только люди глупые и тщеславные бахвалятся, что их нервы закалены, и что не страшен им ни Бог, ни черт. Нелегко приходилось ребятам, впервые за все время службы настолько реально столкнувшимися с жуткой изнанкой жизни. Но единственная убежденность – так не должно быть, помогала преодолевать трудности и учиться новому сыскному ремеслу – раскрытию убийств.
      В 2006 году Виталий Ракоид привел в «тяжкие» своего младшего брата – Евгения Ракоида, фактически уговорив его перейти из другой службы органов внутренних дел в уголовный розыск. И вот на протяжении уже более 5 лет состав отделения по раскрытию особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан неизменен.
      О приеме брата Виталия на службу в это подразделение никто не возражал, так уж сложилось в истории непосредственно уголовного розыска УМВД России по Еврейской автономной области, что всегда прослеживалась специфичная династия в отделении «тяжких – в числе других сотрудников» работали именно братья. Это были братья Новокрещенных, потом братья Белоусовы. Сейчас братья Ракоид. Независимо от того, что Фанис Галимов не является им родственником, взаимоотношения этих трех офицеров, иначе, как братскими, никто не осмелится назвать.
Работа оперативника это ненормированный рабочий день, плавно перетекающий в рабочую ночь. Фактически работе отдается времени больше, чем семье, и потому коллектив отчасти становится семьей, в которой имеют место радости и горести, курьезы и серьезные события. Многие возражают, что, мол, когда «профессиональное» начинает довлеть над «личным», происходит профессиональная деформация. На это у ребят на это есть ответ – главное, чтоб не произошло человеческой деградации, в погоне за «личным счастьем». И они по-своему правы. И им это не грозит. За много лет столь психологически трудной работы, эти офицеры не очерствели душой, не разучились сострадать чужому горю.
      В повседневной текучке происходит как бы «размывание» личных черт характера каждого сотрудника. Все они отчасти «универсальные солдаты» - одновременно оперативники и водители служебных автомобилей, занимающиеся раскрытием убийств, и «попутно» раскрывающие грабеж или кражу. Их работа для стороннего лица сходна с действиями роботов – все мероприятия последовательны, логичны, продуманы, а сами они мало эмоциональны и неразговорчивы. В этом, наверное, и проявляется профессионализм. Ничего лишнего, только по сути дела. Однако для тех, с кем они работают бок о бок, эти офицеры предстают и в ином качестве. Например, Виталий и Евгений Ракоид, высокие, крупного телосложения, немногословные. С первого взгляда не разглядеть в их глазах нечто такого, что могло бы охарактеризовать их, как людей добродушных, ценящих юмор, совестливых, надежных в дружбе. Но, когда не удается раскрыть преступление «по горячим следам», и оно, по терминологии оперативников «начинает подвисать», эти два невозмутимых великана вдруг произносят, что им «стыдно перед убитым», за то, что преступление не раскрыто, и, невзирая на семьи и личные проблемы, продолжают кропотливую работу по установлению возможных очевидцев, свидетелей, новых деталей совершения преступления. Иногда, глядя на прилагаемые усилия, хочется задать вопрос всем: «А как много, в принципе, людей, которым бывает стыдно за отсутствие результата в работе»?
      Фанис Галимов – это «вечный двигатель». Очень редко можно увидеть его в рабочем кабинете. Однако его отсутствие не является проступком. Если Фанис отсутствует в кабинете, значит он находится в «оперативном пространстве»,  и преступление будет раскрыто. «Фартовый», так, его любя, называют коллеги. Весельчак, шутник, любитель дружески разыграть коллег, без его присутствия становится пусто и грустно. Он умеет поднять настроение, поддержать добрым словом и делом.
      Уровень их взаимоотношений это более, чем просто служебные. Проблемы, возникающие в их семьях, как в любых других, зачастую решаются сообща. Все вместе он «рубят» баню Виталию, а потом также дружно перекрывают крышу на гараже Фаниса, а когда у них рождаются дети, то эти первые дни рождения, а затем и последующие, они встречают за одним столом все вместе со своими детьми и женами. Было бы несправедливым не вспомнить жен офицеров, на чьи плечи ложатся основные заботы о семье, детях, чьими стараниями поддерживается тот неповторимый, индивидуальный уют в доме, в который с радостью возвращаются после нелегкой службы их мужья.  Они шутят, перефразировав всем известную песню из сериала «Убойная сила»: «Когда у всех у нас детишки подрастут, когда они на смену нам в УгРо придут, о жизни им не будем лгать, мы их научим раскрывать, и пусть они быстрей отцов своих «растут»». Среди них нет градации по признаку «свой-чужой». Есть одно определение – «только свой».
       Виталий Ракоид и Фанис Галимов оба участники боевых действий в республиках Северо-Кавказского региона. В прошлом году, когда пришла «разнарядка» из Департамента Уголовного розыска о том, что в «горячие точки» требуется старший офицер с познаниями в области раскрытия умышленных убийств, сторона вопроса «ехать-не ехать» не обсуждалась. «Приказы не обсуждаются, а исполняются» - это известно даже гражданским лицам. Обсуждался вопрос – кому ехать. Чего греха таить, каждому оперативнику приходилось самому с собой решать этот вопрос «ехать-не ехать», но на судьбу никто не сетовал. Все решили по-мужски, четко, быстро, по справедливости - тянуть жребий. Бумажка с наименованием населенного пункта в Чеченской республике, где надлежало проходить службу в течение полугода, досталась старшему оперуполномоченному отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан Виталию Ракоиду. То, как повел себя этот офицер, вытащив «метку», достойно уважения. За время службы в командировке он был удостоен правительственных и ведомственных наград.
Фанис Галимов всегда стремится ни в чем не уступить, ну, такой характер у человека, он «должен быть не хуже». И вот, когда пришла следующая разнарядка на командировку в республики СКР, старший оперуполномоченный  отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан Фанис Галимов принял решение, что он тоже должен побывать там, где находится в командировке, как он сам говорит, его «брат». И уехал. На полгода. А через полгода возвратился с правительственными и ведомственными наградами, как бы хвастая, что он тоже «не лыком шит». В этом году, равняясь на старших офицеров, уехал и Евгений. И мы с нетерпением и радостью ждем его возвращения.
      Три судьбы, связанные одной нитью – служба в органах внутренних дел, служба в уголовном розыске. Три офицера, вставшие на свой боевой пост по зову сердца и велению души. Но это только три судьбы только трех офицеров…


Рецензии
Лена,молодчина,с такой любовью и гордостью написала о ребятах,что,думаю у них и сестра отличная! И стиль написания достоин восхищения.Уважаю!

Валериан Меринов   18.04.2012 20:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Валериан! За десятилетие бок о бок, эти люди стали стали частью моей семьи, и именно теми друзьями, на которых можно надеяться в любой ситуации, и быть спокойной - со спины прикроют.

Елена Кривошеева   19.04.2012 13:43   Заявить о нарушении