Басё

*
   На голой ветке
   Ворон сидит одиноко.
   Осенний вечер.*

                *
                Вода так холодна !
                Уснуть не может чайка,
                Качаясь на волне.

                *
                Всё в мире быстротечно !
                Дым убегает от свечи,
                Изодран ветхий полог.


     В 1644 году в семье небогатого самурая Мацуо Едзаэмона родился третий ребёнок. Этот мальчик стал в будущем великим японским поэтом Басё ( Басё - литературный псевдоним, но он вытеснил из памяти людей истинное имя этого человека ).
     В 28 лет Басё оставил службу в доме местного феодала и, взяв томик своих стихов, отправился в Эдо.
     Во время пребывания в Эдо Басё изучал стиль Данрин ( японская поэзия ) и классическую китайскую поэзию 8 - 12 веков ( Басё любил стихи Ду Фу, они оказали влияние на дальнейшее творчество японского поэта ). В это же время Басё изучил насыщенную поэтическими образами философию секты Дзэн.
     Жизнь в Эдо для поэта складывалась трудно: "Девять лет я вёл бедственную жизнь и наконец переехал в предместье Фукагава. Мудро сказал в старину один человек: "Столица Чанъань ( столица Танского государства в Китае  - 7 - 9 вв. ) издревле средоточие славы и богатства, но трудно в ней прожить тому, у которого нет денег." Я тоже так думаю, ибо я нищий." Бедность и нищита сопровождали поэта всю жизнь.

*
   Зимой горька вода со льдом !
   "Но крысе водяной немного надо..."
   Чуть - чуть я горло увлажнил.

*
   Как свищет ветер осенний !
   Тогда лишь поймёте мои стихи,
   Когда заночуете в поле.

*
   И просо, и конопля...
   Всё же не худо живётся
   В хижине, крытой травой.

                *
                Вишни в весеннем расцвете.
                Но я - о горе ! - бессилен открыть
                Мешок, где спрятаны песни.



* - все хокку в этой миниатюре написаны Басё.


Рецензии