Они бы не поверили! Часть 1

 

    «Кто не принадлежит
     своему отечеству,
      тот не принадлежит
      к человечеству!»
                В.Г.Белинский.


    Молодой человек лет двадцати стоял на набережной Невы и заметно нервничал. Потому что, не переставая крутил головой в разные стороны и при этом, тяжело вздыхая, постоянно посматривал на часы. Очевидно, он кого-то ожидал, и этот кто-то, по-видимому, очень опаздывал.

    - Да где же эти…?! – выругался он и, закурив сигарету, отвернулся к воде.

    - Привет, Сергей! - наконец услышал он голос запыхавшегося парнишки, лет восемнадцати.
    - Игорь ты, что совсем с ума сошел? - заорал Сергей. - Мы же договорились на восемь! А сейчас сколько?

    - Да не кричи ты. Я и так с трудом от родителей вырвался.
    - Какие родители? Ты же говорил, что они в отпуск уехали. Что ты мне лапшу на уши вешаешь!?

    - Да, ты прав, дело не в родителях. Они действительно уехали, - замялся Игорь. - Понимаешь, я долго думал…

    - Ну, вы ребята даёте! – взорвался Сергей. – Один о чём-то долго думает и опаздывает, а этих двоих вообще ещё и на горизонте нет! Ну, где Леха? Где Алка?
    - Да не кипятись ты! Выслушай! Короче… я, наверное, больше не буду…   
 
    - Ну, наконец-то! А вот и эти нарисовались! – не слушая Игоря, вскрикнул Сергей и погрозил кулаком молодым людям, со всех ног, бежавшим к ним.

    - Сергей, не ругай Лёху, это я виновата, - немного отдышавшись, сказала Алла и вынула из сумочки какой-то пузырек.

    - Я не понимаю?! Если мы работаем одной командой, то должна быть какая-то дисциплина! – размахивая руками, никак не мог успокоиться Сергей. - Вот что я сейчас полковнику скажу? Он же зверь и опозданий не любит.

    - Да ты посмотри, что Алка придумала! – возбуждённо проговорил Алексей и, взяв у девушки пузырёк, потряс им над головой. – Это же для нашего дела!

    - Что это? - спросил Сергей.
    - Достаточно одной таблэтки!!! Момент и в море!!! – хихикнул Алексей. - Правда, здорово?

    - Что это значит в море? – не понял Игорь. - Вы что с ума сошли? И так в прошлый раз старика еле откачали.

    - У тебя, что с юмором совсем всё так запущено? - усмехнулась Алла. - Ты, что не смотрел наши родные отечественные комедии? Леха же образно сказал. А это простые сонные капли, правда, очень сильные.

    - А зачем нужны эти сонные капли? – насторожился Игорь.
    
    - Как зачем? – загадочно улыбнулась Алла. - Если кто-нибудь из наших клиентов будет с нами ну, скажем, не согласен или будет задавать много лишних вопросов, то мы его просто усыпим.   
    - Без шума и пыли!!! - добавил Алексей.
 
    - Будет вам сейчас и ванна и кофе в постель! -
резко оборвав ребят, прогнусавил Сергей. - Пошли, а то и так уже опоздали. 

    Сказав это, он повернулся и, перейдя проезжую часть, быстро зашагал по дорожке ведущей через Марсово поле.

    Проходя мимо памятника, Алексей вдруг присвистнул и, глядя на вечный огонь, громко выкрикнул:

    - Увау! Слушайте, а я совсем забыл! Завтра же Девятое мая! Это же наша тема! А? В преддверии так сказать праздника…!

    - Хватит болтать любитель комедий! – осёк его Сергей. – Вот дом полковника. Так, я сейчас пойду к нему, а вы будете ждать меня вон там в сквере. Понятно?

   
    Офис полковника находился на первом этаже здания, так что, вбежав в подъезд, Сергей тут же оказался у нужной квартиры и немного отдышавшись, позвонил условленным знаком – два коротких, один длинный и ещё три коротких звонка.

    Дверь открыл здоровенный верзила спортивного телосложения.

    - Ты чего это так поздно? – спросил он и, выглянув за дверь, оглядел площадку. - Ты один? 
    - Да один я. Мои там, на улице стоят.
    - Угу, - промычал верзила и, не говоря больше ни слова, обхватил молодого человека своими здоровыми ручищами и как пушинку втянул в квартиру.

    Постучав в дверь, Сергей осторожно прошел в комнату и поздоровался. Но ответа не последовало, потому что мужчина лет тридцати пяти не обратив на молодого человека никакого внимания, продолжал возбуждённо разговаривать с кем-то по телефону. И этот разговор, как понял Сергей, не доставлял тому большого удовольствия, потому что он постоянно перед кем-то оправдывался и давал какие-то обещания. Это и был полковник, то есть он сам себя так называл, глава организации, в которую входил Сергей со своими друзьями.
 
    Закончив разговор, мужчина бросил трубку и, взглянув на Сергея, раздраженно выкрикнул:
    - Вынь да подай ему! План, понимаешь ли, у него! А какой тут к черту может быть план? Где я ему столько возьму? У меня, что здесь склад?

    Он тяжело вздохнул и опустился на стул, затем опять взглянул на Сергея и словно только что его, увидев, буркнул:
    - А это ты. Ты, почему опоздал? Тебе было назначено на восемь.
    - Извините, полковник, мы немного задержались.
    - Черт знает что! Никакой дисциплины! У нас серьезная организация! И если каждый будет опаздывать…? Ну, что ты на меня смотришь? Всё, опоздал! Все районы уже разобраны.

    Он взглянул на карту города и, достав из ящика стола список с адресами и фамилиями, стал сравнивать список с этой картой, рисуя на ней какие-то кружки.

    - Да, со всеми адресами уже работают, - повторил он и с силой швырнул карандаш на стол. - Работают! Работнички!!! Да толку-то от вас всех мало! Ну, какой от вас толк? Учишь вас, учишь. Вот ты и твоя группа, что вы в прошлый раз мне принесли? А? А шуму сколько наделали? Чуть старика не угробили. Да что там старик, вы чуть ментов за собой не привели!
   
    - Ну, тогда, я пошёл, – тихо сказал Сергей и попятился к двери.
    - Пошёл он! Иди!!! – заорал полковник. – И с кем приходится работать? Одни малохольные какие-то. А там сидят и только подгоняют. Давай, давай! Задушили совсем. Адреса, понимаешь ли, они мне дают. А что толку с этих адресов? Стариков остается все меньше и меньше. Питер же не резиновый.

    - Так я пошёл? – тихо повторил Сергей, когда полковник, вдоволь накричавшись, замолчал.
    - Подожди! – немного поразмыслив, произнес полковник. - Раз уж ты подвернулся, будет у меня и к тебе дело. Хм…, придётся пожертвовать родными Пенатами. Ничего не поделаешь, заказчик очень серьёзный. Ребята твои где?
    - Да здесь не далеко ждут.

    - Ладно, пусть ждут. Я тебе сейчас план действий обрисую. Ты пригород Питера хорошо знаешь? В Саблино был когда-нибудь?
    - Был когда-то, правда, давно,- отозвался Сергей. - Мы туда со школой в пещеры на экскурсию ездили.

    - Вот и хорошо. Это как раз то, что нужно! Дам я тебе несколько адресов. Там живут старики. И список, у кого какие должны быть награды. А в одном доме даже знаю, где дед Илья их хранит. Только имей в виду, что это мой…, в общем, эти люди…, короче, я хорошо знаю этих людей. Так, что никакой самодеятельности! Действуйте строго по плану и очень аккуратно. Никакого насилия. Понял?!

    Сергей кивнул головой.

    - А то я вас знаю! Повторяю, никакого насилия! Значит так! Время поджимает, так что сегодня вам придется сработать по трем адресам, поэтому чтобы не засветиться и чтобы старики не сразу заметили пропажу, звеняшки берите только по списку. А мелочь оставьте. Понял?! Награды очень ценные и я лично приеду за ними и буду вас ждать…, я вас буду ждать…, вот у тех пещер я вас и подожду. Да! Подальше от домов. Сделаете дело, и к пещерам, там и передашь мне всё из рук в руки.

    - Ясно! А расчёт когда? – поинтересовался Сергей.
    - Расчёт получишь потом здесь в офисе, - сказал полковник, приглашая Сергея к столу. – Вот тебе план, как найти нужные дома. А это список наград. Смотри внимательно и запоминай!

   
    А тем временем, остальные ребята, расположившись на скамейке, ожидали Сергея в сквере.

    - Что-то Серега долго совещается, - сказала Алла и достала из сумочки сигареты.

    - Ага! – согласился Лёха. – Наверное, полковник его уже по косточкам разобрал.

    - Слушайте, а вы когда-нибудь видели этого полковника? – спросил Игорь.

    - Не-а! Я не видел, - замотал головой Леха.

    - Ты что!? Конспирация, конспирация и ещё раз конспирация! – картавя языком, произнесла Алла. – Это же очень секретная организация! Мы не должны видеть своего вышестоящего начальника. А вдруг немцы нас схватят, и будут пытать, а? Хм! Как будто в шпионов играем. Даже смешно! Ха-ха!

    - А вот мне почему-то не до смеха! Как вспомню того старика, которому плохо стало, так самому дурно становиться, -  нахмурившись, произнес Игорь и вдруг вскочил. - И вообще, я пришел вам сказать, что лично я так больше не могу! Стыдно! Алла ты только подумай, чем мы занимаемся? Мы же у людей последнее отнимаем!

    - Не понял? – усмехнулся Леха. – То есть как это последнее? Мы что у них последний кусок хлеба отнимаем? Парень, ты не прав! Что-то тебя не в ту сторону понесло. Мы приватизируем вещи, которые лежат у них без дела и за которые дают большие деньги. И на которые есть спрос!  А если есть спрос, то есть и предложение!

    - Да поймите же вы! - повысил голос Игорь. -
Мы же у них память отнимаем!
   
    - Ничего подобного! – возразил Лёха. – Мы наоборот, эту память продлеваем! Вот лежат эти награды у них дома и что? Кто их видит? Кто о них знает? Ну, наденут они их раз в году на своё Девятое Мая и опять в свои шкатулки спрячут. А мы этим орденам и медалям вторую жизнь даём. Мы их на свет вытаскиваем, на всеобщее так сказать обозрение. Так, что я считаю, что мы даже очень полезное дело делаем.

    - Куда уж полезнее, стариков до бесчувствия доводить, - буркнул Игорь.
   
    - Игорюша, что-то я тебя не пойму, – вступила в разговор Алла. – Ты, как я погляжу, в паиньки хочешь записаться? Честным мальчиком хочешь быть? Ну, так иди в библиотеку и читай книжки про Павлика Морозова. Только помни, что Павлик Морозов предал, выдал и погубил своих собственных родителей. Так что правильно Лёха говорит это еще, с какой стороны на дело посмотреть…

    - Да вы себя слышите? Вы же говорите жуткие вещи! – вскрикнул Игорь. - Откуда в нас столько цинизма? Вообще, у нашего поколения? Мы же молодые здоровые ребята, а занимаемся тем, что отнимаем у стариков последнее, что у них осталось – их боевые награды! И ведь нам их не жалко. Откуда же в нас столько чёрствости? Неужели всё из-за денег?

    - Вот-вот! Про деньги это ты вовремя вспомнил, - игриво поправляя волосы, сказала Алла. – Я так понимаю, что деньги тебе больше не нужны? Хорошо! Отлично! Значит, ты можешь сейчас сделать мне подарок? Колечко с брюликом, например? Или машину? Или…
    Игорь опустил голову.

    - Ах, не можешь? Ну, тогда и молчи! Праведник тоже мне нашелся! Что же ты раньше молчал? Или раньше совесть твоя спала, а теперь проснулась? Знаешь, что Игорек, может быть где-то в глубине души я с тобой и согласна. Старики воевали, отдавали свои жизни. Получали свои награды. Только время тогда было такое. Если бы мы родились в то время, то и мы бы, наверное, воевали и защищали Родину и Сталина! А сейчас другое время. Я хочу хорошо одеваться, иметь хорошую машину, квартиру. Но я не имею возможности. Я даже не имею возможности поступить в престижный институт, потому что у меня нет денег, заплатить за учебу. Может быть, ты мне в этом поможешь?

    Игорь молчал.

    - Нет? Ну, тогда я сама буду добывать деньги всеми доступными средствами. И мне плевать, как это будет называться.

    - Ну, ребята, что-то вы уже в какие-то дебри полезли! - протянул Алексей.

    - А чего он из себя святого строит! - огрызнулась Алла и снова закурила.

    - И всё равно я считаю, что мы поступаем не хорошо, даже подло! - не унимался Игорь. - По-дло!!!

    - Ах, подло! – вспылила девушка. – Ну и иди отсюда! Чего ты тогда за нами увязался? Сходил с нами на пару дел и скис? И вообще, чего ты ко мне прилип? Давай шагай, ищи себе правильную девочку или иди к своей мамочке и проси у неё на мороженое. А мы тут уж как-нибудь без тебя обойдемся!

    Тут она повернулась к Алексею и нежно улыбнувшись, взяла его под руку, а потом ласково, на распев проговорила:
    - Правда, Лёшечка? Нам и без него будет не плохо. Да?

    Алексей вытянулся как струна и заулыбался. А Игорь насупился, сжал кулаки и так взглянул на парня, что у того улыбка моментально исчезла с лица.

    - Ну, чего же ты стоишь? Чего не уходишь? – продолжала подтрунивать Алла.

    - Вы что совсем спятили? – вдруг раздался приглушённый голос Сергея. – Чего так раскричались? Вас на всю улицу слышно.

    - А в нашей команде завёлся предатель, - ехидно произнесла девушка.
    - Алка, да ладно тебе! Ну что ты на него накинулась? – сказал Алексей. - Игорь просто высказал своё мнение. В конце концов, каждый человек имеет право на своё мнение.

    - Мнение будем высказывать потом, а сейчас дело надо делать! - перебил его Сергей. – А дело у нас сегодня на миллион! Сам полковник будет контролировать. Мы едем за город. Электричка через час, пошли по дороге я вам всё объясню.

    И взглянув на часы, Сергей быстро зашагал вперед. Алексей тут же поспешил за ним.

    - Ну-у? – протянула Алла, смерив Игоря пренебрежительным взглядом, потом, немного подождав, вызывающе хмыкнула и побежала за ребятами.

    Какое-то время Игорь не двигался с места, словно решая, что ему делать, догонять друзей или остаться. Но, посмотрев вслед  девушке, к которой он явно был неравнодушен, глубоко вздохнул и, все-таки, поплелся за ней.



    Приехав в посёлок, молодые люди быстро отыскали нужную улицу и нужный адрес, первым отмеченный в плане.

    - Вот здесь живёт Самсонова Лидия Петровна, - сказал Сергей, показывая на деревянный дом, напротив которого они остановились. - Полковник сказал, что у неё должны храниться отцовские награды. И так, вы всё запомнили? Мы поисковая группа и разыскиваем без вести пропавших участников войны. Действуем быстро, аккуратно, а главное, нужно произвести на бабушку хорошее впечатление и расположить её к себе.

    Игорь хмыкнул:
    - Тоже мне поисковая группа!

    - Игорь, что-то ты мне сегодня не нравишься, - укоризненно взглянув на него, сказал Сергей.
    - Я сам себе не нравлюсь, - ответил Игорь и посмотрел на Аллу. – Может всё-таки, уйдём отсюда?

    - То есть, как это уйдем отсюда? Ты что с ума сошёл? – чуть не захлебнувшись от возмущения, прошипел Сергей. – У нас сегодня целых три дома. Сам полковник будет нас ждать у пещер. Слушай, хватит ныть!  Будь ты мужиком, в конце концов.

    - А действительно, Игорь, в конце концов, ты мужчина или нет? – съязвила Алла и достала из сумочки пузырёк. - Если нет, то я и сама смогу справиться, без шума и пыли!

    - Это в самом крайнем случае, - схватив её за руку, строго произнес Сергей. – Полковник приказал действовать без всякого насилия, потому что эти люди то ли его знакомые, то ли какие-то дальние родственники.
    - Так какое же это насилие? – поддержал девушку Алексей. - Это даже наоборот! Выпьет бабуля капельку и спокойно уснет без нервов и стрессов.

    - А когда проснётся? – двинулся на парня Игорь. - Когда проснётся, что с ней будет?
    - Когда проснётся, тогда и разговор будет, - остановил его Сергей. – А мы пока только стоим, болтаем и ничего не делаем, а время идёт. Так, хватит полемики! Приехали все вместе, все вместе и работать будем, а потом разберёмся, что хорошо, а что плохо. Всё кончай разговоры!

    Подойдя к дому, Сергей постучал в дверь. Никто не отозвался. Он постучал ещё раз. Но за дверью была тишина.

    - Наверное, дома никого нет, - облегчённо вздохнул Игорь. - Пошли отсюда.

    Но в этот самый момент послышались, чьи-то шаркающие шаги и дверь открыла закутанная в тёплый платок старая женщина.
   
    - Бабушка, вы Самсонова Лидия Петровна? – улыбнувшись, спросила Алла.
    Старушка прищурилась, стараясь получше разглядеть молодых людей но, не узнав в них никого знакомого, ответила:
    - Ну, я. А вам чего нужно-то? Вы кто, ребятки?

    - Бабушка, а мы к вам! - продолжая излучать приветливую улыбку, произнесла Алла. – Мы поисковая группа и разыскиваем пропавших без вести участников войны. Нам пишут их родственники, и мы помогаем найти места захоронения этих людей. Вот у нас списки и фотографии солдат, которые воевали в этих местах. Лидия Петровна посмотрите эти фотографии, может быть, вы кого-нибудь узнаете? Вы ведь тогда в войну здесь жили? Нам очень нужна ваша помощь.

    - Чем же я могу вам помочь? – удивлённо произнесла старушка, ещё не совсем понимая, что этим ребятам от неё нужно. – Время-то с войны уже, сколько прошло, я никого и не помню.
    - Лидия Петровна, а вы посмотрите фотографии, может всё-таки, кого и вспомните? – вступил в разговор Сергей.

    - Ну, что же проходите тогда. Давайте посмотрю, а может, и правда кого узнаю, - пожав плечами, сказала старушка и, сильно прихрамывая на одну ногу, повела их в дом.

    Внимательно пересмотрев все фотографии, она сокрушенно покачала головой и вздохнула:
    - Нет, ребятки, никого я здесь не узнаю. Время-то сколько прошло. Я уж многих и забыла. Когда немцы сюда пришли, мне всего тринадцать лет было, девчонка я ещё была.

    - А это вы? – спросила Алла, показывая на фотографию, висевшую на стене.
    - Да! Это я с мамой. Это как раз перед войной. Мама ещё жива была, - ответила старушка и, подойдя к фотографии, погладила её. -  Немцы-то потом её расстреляли. Она в нашем доме прятала раненного солдата. А немцы узнали и за это маму убили. На этом снимке у меня ещё обе ножки здоровые. Когда маму расстреляли, мы в лес убежали к партизанам. А немцы за нами погнались, и меня ранили в ногу. Вот с тех пор и хромаю.

    И она похлопала себя по больной ноге.

    - А это кто? – спросил Сергей, кивнув на другую фотографию.
    - А это мой отец. В армию его сначала не брали, потому что у него зрение было плохое. А как немец к Ленинграду подошёл, так он в ополчение пошёл город защищать. Вот так потом и сражался всю войну.
    - И жив, остался? – спросил Алексей.
    - Да вот же он! – вскрикнула Алла, подойдя к следующей фотографии. - Да Лидия Петровна, это он уже после войны?   
    - Да, деточка, правильно, это отец уже после войны.
    - Какой герой, ваш папа, сколько у него наград на груди! – засиял Сергей и подмигнул Игорю.

    Игорь недовольно сдвинул брови и отвернулся.

    - Да, отец у меня герой! – улыбнулась Лидия Петровна. – Когда жив был, то всегда свои ордена и медали по праздникам надевал. Красавец был! А теперь вот я все его награды храню, как память о нём.
    - Ой, как интересно! – вскрикнула Алла и кинула на Сергея многозначительный взгляд. – Бабушка, а покажите нам эти ордена и медали, если конечно можно?
    - А чего же нельзя-то! – простодушно ответила старушка. – Эти награды заслуженные. Мой отец их честно заслужил. Так почему бы не показать. Пусть он порадуется, что его помнят и гордятся им.

    Лидия Петровна ушла в соседнюю комнату и вскоре вернулась со свертком в руках. Она осторожно положила его на стол, развернула тряпочку и стала бережно выкладывать перед ребятами все содержимое. А молодые люди во все глаза следили за старушкой.

    - Ваш папа был настоящим героем! – почти с дрожью в голосе, произнёс Сергей. - Мы всегда будем помнить, и чтить людей, которые защищали нашу Родину!

    Услышав такие слова, Игорь громко хмыкнул в голос. Но расчувствовавшаяся и даже прослезившаяся бабушка этого не заметила.

    - Да, да! Герой, герой! – повторяла она, вытирая слезы. – Ах, ребятки, какие вы молодцы! Какое хорошее дело вы делаете. Сколько народу-то у нас без вести пропало, или похоронено в безымянных могилах. А их родные, наверное, ищут их. Да вот и у нас здесь, сколько солдатиков-то полегло. Их так и хоронили без имени и фамилии. И как теперь узнаешь, кто они?

    - Лидия Петровна, сейчас есть такая генетическая экспертиза, которая сразу определит, родственник это твой или нет. Только нужно знать место, где похоронен человек, - пояснила Алла.
    - Ах, вот как? – удивилась старушка и горько вздохнула. – Ох, как жалко, что я вам помочь-то ничем не могу. Ох, как жалко! А может еще, кого спросить?

    Она задумалась, но через секунду радостно воскликнула:
    - Ах ты, Господи, как же это я забыла! Ведь мой сосед через дом, Степан Ветров он воевал, может он кого узнает?

    - Степан Ветров? – переспросил Сергей и заглянул в свой список.
    - Да, да! Степан Ветров, - повторила старая женщина и вдруг неожиданно помрачнела. - Ой, ребятки, голова моя садовая. Чуть вас напрасно не отправила. Нет же там у них никого, дома-то. Дочка же его увезла. Заболел Степан и она забрала его к себе в город. Вот беда-то, какая.

    Лидия Петровна, опять задумалась, но тут же снова оживилась.
    - А вы к Илье Федорову сходите! Вот он точно должен кого-нибудь знать. Он как раз здесь в наших местах воевал. Правда, годков-то ему уже много, но он старик ещё крепкий. Сходите к нему обязательно. Дом его недалеко, на соседней улице. Я могу вам показать, а хотите, крикну кого, вас проводят.

    - Ой, бабушка! А может быть…, а вы чайком нас не напоите? – быстро перебила ее Алла и кивнула на своих друзей. - А то мы с утра ничего не ели.
    - Ой, Господи! Ну конечно! Что же это я? Совсем из ума выжила, даже чая вам не предложила, - спохватилась Лидия Петровна. - Сейчас миленькие, сейчас! Посидите пока здесь, а я мигом.

    Как только бабушка скрылась за дверью, Алексей бросился к столу и схватил сверток с наградами.

    - Не сейчас! – строго прошептал Сергей. – Ты забыл, что у нас ещё два дома. Если сейчас убежим, то старушенция крик поднимет. К тому же полковник приказал брать только самое ценное, так что, сначала, нужно усыпить ее бдительность, то есть как-то обезвредить,  а уж потом…
    - Ничего плохого сделать с ней я вам не дам! – вскочил Игорь.
    - А никто ничего плохого с ней и не собирается делать, - передразнила его Алла. – Сергей сказал, что нужно усыпить её бдительность, ну мы и усыпим её, только в прямом смысле. У меня же сонные капли! Накапаем ей немножко. Старушка просто уснет и мы без шума и пыли…а?!

    - Алка дело говорит! - отозвался Алексей.
    - Хорошо, согласен! – махнул рукой Сергей. – Хоть полковник и говорил без насилия, но…
    - Ладно! Лучше капли, чем что-нибудь другое, - смалодушничав, согласился и Игорь. - Хоть не услышим и не увидим, что с ней будет, когда она опомниться.
   
    - Сейчас ребятки, сейчас! Вы уж простите старуху, что я вас голодом морю, - войдя в комнату, сказала Лидия Петровна. – Вот у меня и пряники есть. Ну, садитесь к столу, садитесь. А ты девочка помоги мне. Вон там, в буфете чашки, а чайник на плите. А я сейчас только награды уберу, и будем чай пить.

    Сложив все обратно в узелок, старушка пошла в соседнюю комнату, а за ней тут же осторожно проследовал Алексей. Тем временем Алла быстро накапала несколько капель в кружку Лидии Петровны и разлила чай всем остальным.

    Вскоре в комнату вернулся парнишка и, потирая руки, радостно сообщил:
    - Я всё видел! Она свой кулек в шкаф положила.

    Прошло какое-то время и бабушку начало клонить ко сну. А немного погодя уже спящую старушку, молодые люди перенесли и уложили на диван. Потом, не удержавшись, все-таки ослушались полковника и забрали все награды, переложив их в спортивную сумку, а затем покинули дом. 


 
    - Ребята, как хотите, а меня совесть мучает, - уже на улице сказал Игорь.
    - Да заткнёшься ты сегодня или нет? – грубо оборвал его Сергей. – У тебя сегодня, что день милосердия? Ты знаешь, сколько мы за это получим! А может быть, ты струсил? Тогда понятно! Трус не играет в хоккей! Мы с трусами дело не имеем!
    - Да не струсил я, просто…

    - А раз так, то другие доводы не принимаются, - отрезал Сергей. – Ты, что думаешь, что мы без тебя не справимся? Да без тебя нам ещё и лучше будет, денег больше поимеем. Только я проблем не хочу, понял! Нас же полковник встречать будет. И он знает, что нас четверо. А зачем мне лишняя головная боль, объяснять ему, что у одного из моей команды вдруг совесть проснулась. Старичков ему вдруг стало жалко. Раньше ничего, не жалел, а вот теперь ни с того ни с сего вдруг честным заделался. А впрочем, ты можешь от своей доли и отказаться…

    - То есть, как это отказаться? – всполошилась Алла. - Ну, правда, Игорь, что с тобой сегодня? Ну, хватит уже. Ты же видел бабушку, ты видел, где у нее всё это лежит? В какой-то тряпке в шкафу. Ну, достала она один раз показала нам и обратно в шкаф убрала. И всё?! Ей больше ничего не нужно. А нам нужно! Понимаешь!? Тебе, мне, вон им тоже нужно. Старушка не ценит всё это. А есть люди, которые это ценят и которые за это большие деньги дают. Им нужны медали и ордена, а нам нужны деньги. Нам нужны хорошие деньги. Ты же понимаешь меня…? Ты же мне обещал…!

    Игорь опустил глаза.

    - Ну, хватит! – резко выкрикнул Сергей. - Урок политинформации закончен! Хватит его уговаривать. У нас и так мало времени. Алла, сколько она спать будет?
    - Не знаю, думаю часа три, четыре не меньше.
    - Хорошо! Постараемся успеть! Идем сначала в соседний дом к этому, как его э-э-э Ветрову Степану. Бабуся говорила, что дочка увезла его в город, и в доме никого нет, тем лучше! Придётся каким-то образом попасть туда. А ты Игорь, если уж у тебя сегодня такое нерабочее настроение, будешь стоять у ворот.

    - А может сразу к другому старику? – предложил Алексей. – Дом-то закрыт, туда ещё забраться нужно, а это проблематично, да и время можем потерять.
    - Нет! Нам непременно нужно попасть в этот дом! - ответил Сергей тоном, не терпящим никаких возражений. - Полковник сказал, что здесь должен быть крупный улов!

    Подойдя к дому Степана Ветрова, молодые люди огляделись по сторонам и, оставив Игоря снаружи, вошли в калитку.

    - Как же нам туда попасть? – задумался Сергей, подёргав запертую дверь.
    - Может через окно? – предложил Алексей.
    - Знаете что, в таких деревянных домах, обязательно должна быть вторая дверь, - сказала Алла. – Давайте поищем с другой стороны.

    Пока ребята были заняты поиском хоть какого-нибудь прохода в дом, Игорь, оставшись один, прохаживался вдоль калитки взад и вперед, нервно озираясь вокруг. Он не знал, что в это самое время сосед Иван из дома напротив, наблюдает за ним. Мужчина видел, как несколько молодых людей подошли к дому деда Степана и, постояв немного, проскользнули во двор, оставив одного человека на улице. И было видно, что этот парень, который стоит у калитки явно волнуется, и чего-то опасается.

    - Кто это такие и чего им там нужно? Ведь деда Степана дома нет. Дом-то пустой! Что-то тут не так, - заподозрил Иван что-то неладное. - Мне всё это не нравиться. Пожалуй, нужно сходить узнать, что они там делают.

    Он вышел на улицу и, направившись через дорогу к соседнему дому, окликнул Игоря:
    - Эй! Ты чего тут стоишь? Ты кто такой!

    От неожиданности Игорь вздрогнул и растерянно промямлил:
    - Вы меня спрашиваете?

    - Тебя, тебя! Видел я, как вы с ребятами что-то тут высматривали, а потом они туда пошли. Вы кто такие и что вам здесь нужно?
    - Да мы собственно к Ветрову Степану, - изо всех сил стараясь взять себя в руки, ответил Игорь. - Он здесь живет?
    - Какой он тебе Степан? – возмутился мужчина. – Он тебе дедушка Степан. Только нет его сейчас в дому. В городе у дочки он. А вам он зачем?

    - Ах, его нет? Он в городе! А мы думали, что он дома! - как можно громче начал выкрикивать Игорь, пятясь к калитке. – Ну, тогда я сейчас друзей позову. Ребята! Эй, Ребята! Степана Ветрова нет дома, он сейчас в городе у дочки живет. Вы меня слышите!? Идите сюда, тут его сосед пришёл!
    - Так я всё-таки не понял, а дед–то вам зачем? – не отставал Иван.
    - Понимаете, мы поисковый отряд, вернее мы  группа, входящая в поисковую организацию. Мы разыскиваем солдат пропавших без вести во время войны. Понимаете?
    - Опять не понял, - замотал головой сосед. - А дед Степан тут причем? Он же не пропал без вести.
    - В том-то и дело! Он не пропал, поэтому-то он нам и нужен, - ответил Игорь и, нарочно медленно проговаривая слова и при этом, сильно жестикулируя руками, стал сбивчиво объяснять мужчине, по какой причине они разыскивают оставшихся в живых участников войны. 
 
    - Что за невезуха! Принесла кого-то нелёгкая, - выглядывая из-за угла дома, пробубнил Сергей. – Он нам всё дело испортит.
    - Вот блин! – выругался Алексей. - Что это ещё за хмырь такой?
    - Вы же слышали, это какой-то сосед, - сказала Алла. – Ну, что делать будем?
    - Что делать, что делать! К ним нужно выходить! – разозлился Сергей. - Вот зараза, теперь при нём в дом не залезть.
    - Я же говорил, что сразу надо было идти к другому деду, - заворчал Алексей. - А теперь этот мужик нас засёк, придётся как-то выкручиваться.
    - Не боись! Сейчас выкрутимся, в первый раз что ли? – сказал Сергей и кивнул головой девушке. - Давай включай своё обаяние! 
 
    - Здравствуйте! – мило улыбаясь Ивану, поздоровалась Алла, – Мы так понимаем, вы сосед Ветрова Степана э-э-э, к сожалению, не знаем его отчества.
    - Семёнович его отчество, - ответил мужчина. – Да я его сосед Иван. А вы кто такие? И что вы здесь делаете? Я что-то от этого парня ничего не понял. Какие-то фотографии? Без вести пропавшие солдаты?

    - Вы его сосед! Вот это очень хорошо! Сейчас я вам всё объясню, – продолжая мило улыбаться, затараторила Алла. - Понимаете, мы поисковая группа. Нам со всей страны пишут люди, у которых во время войны пропали их родственники, воевавшие в этих местах. Ведь здесь шли бои с немцами?
    - Ну да, немец здесь был, - кивнул Иван.

    - Так вот! Мы разыскиваем людей, которые воевали, и может быть похоронены здесь. Вот у нас есть списки участников тех боев, которые остались в живых и живут здесь. Мы опрашиваем этих ветеранов и показываем им фотографии. Может быть, кто-нибудь воевал вместе с ними или видел этих людей. А может быть, даже знает, где они похоронены. Мы уже помогли многим людям отыскать могилы своих родственников и эти люди нам очень благодарны. Наш девиз: « Никто не забыт и ничто не забыто!» Вот в списках у нас Ветров Степан э-э-э Семёнович. Вот его адрес. Ах, как жаль, что его сейчас нет дома, мы так надеялись, что он нам поможет. Ну, ничего не поделаешь, в следующий раз зайдём. Спасибо вам за помощь. До свидания!

    - Да мне то за что спасибо? – растерянно ответил Иван, совсем сбитый с толку натиском и быстрой речью этой девушки. - Постойте, а что у вас за списки? Кто вам ещё-то нужен? Может, я и правда, вам помогу?
    - Да, ничего мы уж как-нибудь сами. Не будем отнимать у вас время. До свидания! – проговорила Алла, быстро пряча листок в сумочку.
    - Да какое там время! Помочь в таком деле, это ж святое! Тем более что я здесь всех знаю, - не унимался Иван и, не смотря на сопротивление девушки, выхватил у нее листок. – Ну, кто там ещё у вас в списке? Кого найти надо?   
    - Да, мы сами…, – растерянно проговорила Алла и, взглянув на своих друзей, виновато пожала плечами.

    И молодые люди поняли, что просто так отделаться от этого соседа не удастся.
   
    - Фёдоров Илья? – прочитал Иван и на секунду задумался. - Ах, Илья! Господи! Так это же дед Илья! Да знаю! Знаю! Он со своей дочкой тётей Марией живёт. Ну, как же знаю. Вон их дом, на той улице, пятый от угла. У них ещё забор такой резной. А давайте я вас туда провожу! Так быстрее будет. Пойдёмте, пойдёмте.

   - Она, что свихнулась? – тихо прошептал Алексей. – На кой чёрт она отдала ему наш список?
    - А что ей оставалось делать? – вступился за девушку Игорь. – Скажи спасибо, что она голову ему заморочила, и он ничего не заподозрил. Что ж ты сам молчал? Почему не объяснил, зачем мы сюда пришли?
    - Зато ты хорошо объяснил, - зло парировал Алексей.
    - Хватит вам! – остановил их Сергей. – Нужно думать, что будем делать с этим мужиком. То, что он нас видел и может запомнить это ерунда. Растворимся потом в Питере и никаких следов. А вот если Иван останется в том доме, тогда будет    сложно старичка почистить. Оглушить его чем-нибудь что ли?

    Игорь, замер и вытаращив глаза, уставился на Сергея.

    - Да пошутил я. Пошутил! – хмыкнул Сергей. – Действительно с юмором у тебя в последнее время что-то совсем плохо. Ладно, давайте догонять Алку, а то она одна за всех отдувается.



    - Здравствуйте тётя Мария, - сказал Иван, когда они вошли в дом. – Вот гостей к вам привёл. Дед Илья дома?

    - Да где ж ему быть? Дома, дома, - ответила женщина, с любопытством разглядывая молодых людей. – Гостей привел? Гостям мы всегда рады. Вы кто ж такие будете? Что-то я вас не припомню.

    - Ой, тётя Мария я же их сначала за хулиганов принял, - засмеялся Иван. – Смотрю, они к деду Ветрову пошли, а он-то в городе у дочки сейчас живёт. Дом-то пустой. Ну, думаю, воры к нему полезли. А они, оказывается, разыскивают могилы людей, которые погибли здесь в наших краях во время войны. У них есть целый список ветеранов, кто воевал в наших местах и остался жив. Там и дед Илья есть. Вот когда они мне всё разъяснили, я их сразу к вам и привёл. Смотри-ка, какие молодые, а каким серьезным делом занимаются. Не всё значит в нашей стране потеряно. А? Есть у нас, значит и нормальная молодежь. А? А то мы всё ругаем их, ругаем, а они вон какие!

    - А-а! Вот значит что! – протянула Мария. - Да вы садитесь ребятки, садитесь, я сейчас отца позову.

    - Ну, кому тут понадобился дед Илья? – немного покряхтев, спросил старик, прищурив один глаз, всматриваясь в лица людей, находящихся в комнате и, увидев Ивана, заулыбался. – А, Ванюша, это ты что ли гостей-то ко мне привёл? 
    - Я дед Илья. Вот ребята к тебе за помощью пришли.
    - Ага! Ну, раз за помощью, то поможем, чем сможем. Ну а чем же я вам ребятки могу помочь?

    Молодые люди переглянулись. Присутствие здесь Ивана совсем не входило в их планы. А Иван  поудобнее устроившись на диване, с любопытством смотрел на ребят, всем своим видом показывая, что уходить он совсем и не собирается.

    Делать было нечего и Сергей, достав фотографии, разложил их на столе перед стариком и ещё раз, недовольно взглянув на Ивана, стал объяснять:
    - Дедушка посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. Может быть, вы кого-нибудь узнаете, может быть, вы встречались с этими людьми во время войны? Все они воевали здесь, и пропали без вести. Их родственники прислали нам в организацию «Поиск» эти фотографии, с просьбой помочь им разыскать места захоронения этих людей. Вы же воевали здесь на Ленинградском фронте? Помогите нам, посмотрите, а вдруг вы кого-нибудь узнаете?

    - Ох, ты Господи! Ох, солдатики! Солдатики! – взяв в руки фотографии, запричитал дед Илья. - Сколько же вас бедных погибло-то? Да какие же вы все молодые!

    А ребята в свою очередь принялись рассматривать фотографии, которые, как и в доме у Лидии Петровны висели на всех стенах.

    - Дедушка Илья это вы? – спросил Алексей, показывая на снимок, где молодой человек в военной форме и вся грудь которого была увешана орденами и медалями, держал на руках маленькую девочку. 
    - Ага! Это папа! – ответила за отца Мария. - Это он меня держит. Это было как раз в тот день, когда он с фронта вернулся. Нас тогда его товарищ сфотографировал. Вот видите у меня в руках кораблик! Это мне папа с войны привёз. Он там, на фронте вырезал эту игрушку и через всю войну пронёс. Я этот подарок до сих пор храню.

    - Ой, вот же он! Да? – увидев на комоде деревянный кораблик, воскликнула Алла.
    - Да тот самый! Сколько лет прошло, а дороже вот этого подарка у меня ничего не было. Всю жизнь его храню, и детям своим наказывала хранить этот подарок. Трое мальчишек ведь у меня. В детстве они любили с этим корабликом играть, а теперь выросли и разъехались. Старший сын в Москве живет. Младшенький  здесь недалеко в Ленинграде.

    - В Санкт - Петербурге! – поправил её Иван.
    - Тьфу ты! В Санкт - Петербурге! Всё время путаю. Всю жизнь прожили в Ленинграде, а теперь как-то уж и язык не поворачивается называть Санкт - Петербург. Блокаду выдержал Ленинград, отцы наши воевали и защищали Ленинград так, что мы уж как-то по привычке. Ну, вот, а мой средний сын – моряк! Он на кораблях в разные страны плавает. Отец-то мой всю жизнь моряком хотел быть. Даже на войне о море мечтал. Вот он мне в подарок кораблик-то и вырезал. Да только так и не пришлось ему свою заветную мечту исполнить. Сильно ранили его на войне. В госпиталях долго лечился. А потом, когда пришёл домой, то по состоянию здоровья его уже во флот и не взяли. А внука своего, сына моего среднего мечтой о море и заразил. Будешь, говорит моряком вместо меня!

    В это время за столом громко вздохнул дед Илья:
    - Нет, ребятки никого я не узнал. А может, и видел кого, только забыл. Где ж их всех упомнить-то! Ах, горе, какое, что ничем я вам помочь-то не могу. Господи, сколько времени-то прошло, а война всё о себе знать дает.
   
   - Дедушка Илья, у вас столько наград! – вдруг сказал Алексей. - Вы настоящий герой!

    - Да какой я герой, - отмахнулся дед Илья. – Каждого, кто воевал на той войне можно назвать героем. Что я? Я-то остался жив, а вот те, кто жизни свои отдали и погибли там, вот они герои. И сколько их там осталось лежать в безымянных могилах. Ох! Спасибо вам ребятишки! Спасибо, что помните о нас. Спасибо, что помогаете разыскивать пропавших солдатиков. Если бы мы тогда знали, что столько времени пройдет, и вот такие молодые ребята будут помнить о нас, то только ради этого стоило бы защищать нашу Родину…! А хотя Мишка, дружок мой фронтовой – знал! Понимаете, он знал, что так будет, что наши дети и внуки будут хранить память о тех, кто воевал. Вот надо же - знал!? Да, вот только ради этого стоило воевать и погибать для того, чтобы вы сейчас жили. Живите ребятки! Живите за нас! Мишка любил так говорить: « Ребята, живите за нас»!!!

    Дед Илья замолчал, опустил голову и смахнул слезу.

    - Алла, может быть, нам не стоит этого делать? Может быть, уйдем отсюда? – тихо проговорил Игорь, кивнув на старика.

    Девушка, ничего не ответив, отвернулась.

    - Папа, ну ты опять? – обнимая отца, сказала  Мария. – Ну, что ты так переживаешь? Сам расстроился и посмотри, как ребята из-за тебя расстроились. А они молодцы! Каким нужным делом занимаются. Ты говоришь, что в безымянных могилах солдаты лежат. Так вот эти ребятки и хотят узнать, кто там лежит, хотят узнать их имена и фамилии. Ты лучше успокойся и ещё разок внимательно фотографии посмотри, а вдруг все-таки кого и узнаешь? Торопиться-то нам некуда. Правда, ребятки? А я сейчас самовар поставлю, и мы с вами чайку попьём, да?

    - Правильно! - согласился Иван. – Ты дед Илья не спеши, а всех основательно рассмотри! Ну а мне домой пора. Дел дома невпроворот.
    - А то остался бы чайку попить? – спросила Мария.
    - Нет, тётя Мария, спасибо, пойду я и так, как ушёл, так и пропал. Мои-то даже не знают где я.

    Сергей заметно оживился и, подмигнув ребятам, крикнул вдогонку Ивану:
    - Конечно! Нам торопиться некуда мы чайку попьем!

    - Попьём, попьём! – подхватил Алексей. - Я никогда ещё не пил чай из самовара!
    - Ну и хорошо, - сказала Мария и поспешила на кухню.

    А старик снова принялся рассматривать фотографии.

    - Может быть, и правда уйдем? – отведя Сергея в сторону, прошептала Алла.
    - Да ты в своём уме? – шикнул на нее тот. - Мы не можем так уйти. Нас ждёт полковник. Если мы не сделаем дело, то он нам головы снесёт.
    - Что ты так раскисла? – подскочил к ней Алексей. - Это Игорюха что ли на тебя так плохо влияет?
    - Да причем тут Игорь? – передернула плечами Алла. – Мне самой что-то стрёмно сегодня.

    - Хватит ныть! – сказал Сергей. – Нам позарез нужно выполнить это задание. Полковник сказал, что это очень серьёзный заказ. А знаешь, сколько у этого деда побрякушек!? За них же знаешь, какие деньжищи отвалят! И потом, если мы сейчас уйдем, ты думаешь, что полковник других сюда не пришлёт? Пришлет как миленький. Кому же захочется такие деньги терять. Так что же мы должны другим наш улов отдавать? Дудки! Мы и так много времени с этим Иваном потеряли. Сейчас уже скоро наша бабуля Лидия Петровна может проснуться. А если она крик поднимет? Тогда нам мало не покажется. Лучше подумайте, как бы нам эту тетку со стариком побыстрее нейтрализовать.

    - Может Алькины капли? – предложил Алексей.
    - Долго ждать пока уснут, - замотал головой Сергей. – Нужно действовать немедленно. Значит так! Алка идёт на кухню к тётке и держит её там как можно дольше. Лёха заговаривает зубы старику, Игорь прикроет меня. А я в ту комнату. Полковник рассказал, где у деда награды лежат. Всё!

    И подав знак Игорю, Сергей, схватил спортивную сумку и исчез за занавесками. Алла тут же кинулась на кухню, Леша приклеился к старику, а Игорь, вздыхая и ругая себя последними словами, встал у двери, закрывая собой вход в соседнюю комнату.

    - Ребятки! Ребятки, кажется, я его узнал! – вдруг громко вскрикнул дед Илья, вцепившись в чью-то фотографию. - Ну, очень похож на одного моего боевого товарища Петра Смирнова. Правда, вроде бы, Пётр помладше был. Сейчас, сейчас! У меня где-то альбом был. Сейчас, сейчас!

    От неожиданности Игорь да же подскочил на месте, и они с Алексеем испуганно переглянулись.
 
    - Сейчас, сейчас, - повторял дед Илья, пытаясь совладать с собой, но руки его не слушались и тряслись как в лихорадке. Он так разволновался, что, достав из шкафчика альбом с фотографиями, никак не мог его открыть.

    На шум из кухни выскочила Мария и бросилась к отцу. За ней выбежала Алла. Все обступили старика. И тут из соседней комнаты осторожно выскользнул Сергей и никем не замеченный тихо подошел к столу и встал сзади. 
 
    - Вот здесь у меня должна быть одна газетка, наша фронтовая. Там есть фотография. Сейчас, сейчас посмотрим,  - судорожно листая альбом, повторял старик. - Нас тогда аккурат перед боем корреспондент этой газеты сфотографировал.

    - А это кто? – почти вскрикнул Сергей, увидев на одной из фотографий альбома очень знакомое лицо.
    - А это и есть мой младшенький, - ответила Мария. - Это Миша! Это он в Ленинграде, тьфу в Санкт - Петербурге живёт. А ты что его знаешь?
   - А? Его? – заторможено отозвался молодой человек. – Его…? Нет, нет, я его не знаю. Просто ваш сын очень похож на одного моего знакомого. Только тот не в Питере живет, он живет…, в общем, не он это. Нет! Обознался я.
 
    - Вот это да! Это же полковник!!! – ошарашено выдавил про себя Сергей. - Вот это поворот! Это что же получается, что полковник сын этой женщины? Ага, и внук этого деда? Ах, вот почему он сказал, что бы мы все сделали аккуратно и без насилия. Ещё бы! Ведь это его родные. Ну, ничего себе! Это что же он послал нас в свой родной дом? Это получается, что он у своего родного деда награды стырить хочет!? Вот это хлюст. Самому, значит, взять в лом, так он нашими руками решил всё сделать. Да дела! Миша, значит, тебя зовут. Будем знать.

    - Вот она! Нашёл! – срывающимся голосом проговорил дед Илья, разглаживая пожелтевшую от времени фотографию на газетном листке.  – Да, нас, тогда перед боем фотографировали. Вот видите, наши укрепления, ещё целые. А после-то немец всё с землей сравнял. А вот пещеры остались нетронутыми. Вон там вдалеке пещеры виднеются. Видите? Вот узнаете? Это я! Вот Михаил Калинин, а это и есть Петр Смирнов. А ну-ка давайте, посмотрим, он это или нет?

    Какое-то время дел Илья пристально всматривался в обе фотографии и, наконец, покачав головой, грустно произнёс:
    - Нет, не он это. Похож, но не он. Петя здесь моложе, чем на вашей фотографии. А его ведь в том бою убило. И Михаил дружок мой тоже в том бою погиб. Мне эту газету уже потом корреспондент передал. Обещал он ребятам, что как напечатает наши фотографии, так нам по одной газете и даст. Да только из нас троих я один в живых остался. Ох, ребятушки, ребятушки, боевые вы мои друзья. Да! Много тогда народу полегло. Немец то пёр как оглашенный. Они хотели Ленинград захватить. А мы не дали. Вот здесь на подступах из последних сил и держали фашиста.

    - А эти пещеры далеко от вашего дома? – неожиданно спросил Алексей.
    - Леша! – остановил его Сергей.
    - Что пещеры-то? – переспросила Мария. – Да нет, не далеко. Вот как раз напрямик через наш огород, затем через поле пройти, а там и рукой подать.

    - А вы знаете ребятки, что пещеры-то у нас особенные! – сказал дед Илья - Много нашего народу во время войны там пряталось. А немец боялся туда ходить. Как немчура в пещеру войдет, так обратно оттуда и не выйдет. Словно заколдованные они у нас.   
 
    - Скажешь, тоже отец! – засмеялась Мария. – Никакие они не заколдованные. Просто ходов разных много. Вот немцы и плутали там. А вы что ж хотите туда пойти? Ой, ребятки не советовала бы я вам одним туда ходить, а вдруг заблудитесь? Хоть я и сказала, что пещеры у нас не заколдованные, а всё ж остереглись бы.

    - Ладно, пещеры, пещерами, а где твой чай-то, Мария? – вдруг спохватился дед Илья. – Что же это ты гостей всё рассказами кормишь. Про чай-то совсем забыла? Давай угощай ребят!
    - Ой, и правда, сейчас, сейчас, - засуетилась Мария.

    - Большое спасибо, но чай мы, наверное, как-нибудь в другой раз попьём, - взглянув на часы, заторопился Сергей, а то время уже…   
    - Да, да нам нужно спешить, - подхватили остальные ребята. – Мы к вам в следующий раз зайдем…, как-нибудь потом…, обязательно…



    А в это время у себя в комнате Иван не находил себе места. Что-то мучило его, что-то не давало ему покоя. Он подошел к окну и, уставившись на соседский дом напротив, задумался. Он даже не заметил, как в комнату вошла жена.

    - Кого это ты там высматриваешь? – спросила она.

    - Да понимаешь, какая-то странная история сегодня вышла, - повернувшись к ней, растерянно произнес Иван. – Видел я в окно, как к нашему соседу к деду Степану Ветрову, какие-то ребята во двор зашли. А дед-то сейчас в городе у дочки живёт. Дома-то никого нет. Я сначала подумал, что они в дом воровать полезли. Вот я и вышел к ним узнать кто такие. А они оказывается из поисковой группы…э-э-э… «Память», кажется, называется. Они разыскивают могилы без вести пропавших солдат.
   
    - Ну, а дед Степан, зачем им понадобился? - удивилась женщина. - Он ведь не пропал, он же жив.

    - Вот и я об этом спросил. А им оказывается как раз и нужны те, кто в живых остался. У них и адреса и фамилии их имеются. Показывают они нашим ветеранам фотографии пропавших солдат, может, воевали вместе или встречались там на войне. Они за этим к деду Степану и пришли. А еще там, в списках был дед Илья Федоров. Так вот, когда я понял в чем дело, то сам их к нему в дом и проводил. Даже посидел с ними немного, а потом ушёл.

    - Ну, проводил и проводил. И хорошо! Чего ж ты переживаешь?

    - Да и сам не знаю! И ребята вроде нормальные и фотографии деду Илье показывали и наградами интересовались…, ну всё вроде бы так, а вот что-то не спокойно на душе. Поисковая группа, а девчонка сигарету курила.

    - Ой! И что тут удивительного? - отмахнулась женщина. – Сейчас все девки курят. Вон у нас пол поселка молодых девчат с сигаретами ходят.

    - Да так-то оно так, а всё ж к старику-ветерану с сигаретой идти…? Не знаю…!? Да и парень один у них у ворот стоял. Понимаешь, словно как бы на карауле. Трое к дому пошли, а одного оставили, а тот всё время как-то нервно так по сторонам оглядывался, будто бы боялся, что кто их увидит. Я сначала значения этому не придал, а вот теперь, что-то волнуюсь. А вдруг они не те за кого себя выдают? А? А вдруг они не из этой поисковой группы, а совсем наоборот? А? А я значит, сам их дом к деду Илье и проводил.

    - Да будет тебе! Ты уж не знаю чего себе напридумывал, - усмехнулась женщина и вдруг сама насторожилась. – А хотя кто его знает? Вон сейчас по телевизору, сколько таких показывают. Много всяких проходимцев есть. А вдруг и, правда, они не те, кем прикидываются? Говоришь, про медали спрашивали? А вдруг они из этих…ну, которые награды у стариков воруют, а потом продают? Ох, Господи! Не дай Бог!

    - Вот и я про то! Вот и я об этом подумал. Ведь там в их бумагах и про награды было написано. У кого значит, какие ордена и медали имеются. Понимаешь? А зачем им нужно знать какие у деда Ильи награды. А? Нет, что-то тут не то. Знаешь, схожу-ка я к тете Марии ещё разок. Всё же спокойнее будет. А то она одна там с дедом, а что они с ними сделать смогут? Если что, не справятся же. Пойду!

    И не медля больше ни секунды, Иван со всех ног помчался к дому деда Ильи. Вбежав в сени, он чуть не налетел на ребят, которые, стоя в дверях, прощались с Марией.

   
    - Иван ты чего? – засмеялась Мария, увидев раскрасневшегося и запыхавшегося от быстрого бега Ивана. – Гнался что ли кто за тобой?
    - А я вот спешил попрощаться с ребятами. Думал, не застану. Уходите уже? – тяжело дыша, проговорил Иван и пристально уставился на спортивную сумку, висевшую на плече у Сергея.   
    - Да, уходим! Нам пора! – поймав его подозрительный взгляд, сухо ответил Сергей и, быстро кивнув друзьям, первым выскочил на улицу.

    - Да что с тобой Иван? – закрыв за ребятами дверь, спросила Мария. - Странный ты какой-то? Случилось чего?
    - Ох, не знаю, тетя Мария, не знаю, - взволнованно произнёс Иван. - А где дед Илья?

    Они вошли в комнату. Дед Илья, неподвижно сидел у стола, держа в руках свою фронтовую игрушку-кораблик.
   
    - Опять ты? Чего-то ты к нам зачастил, – увидев Ивана, сказал старик и торопливо отвернувшись, смахнул слезу. – Вот сорванцы, разбередили мне душу. Ведь я этот кораблик через всю войну пронёс. Сколько уж лет-то ему? Эх! Война, война! Товарищи мои! Где они? Где искать-то их? А сколько нас живых-то осталось? Уж по пальцам сосчитать можно. Завтра Девятое Мая! Праздник Победы. И сколько нас придет на встречу в этом году? А? Всё меньше и меньше. Ну, Ничего! Ничего! Пока есть такие ребята как эти!!! Пока нас помнят – мы будем жить! Вот они оставили мне фотографии. Пойду на встречу с однополчанами обязательно покажу им, а вдруг кто-нибудь и узнает кого. Правильно? Да, нужно обязательно нашим показать.

    Дед Илья разложил фотографии на столе и опять погрузился в свои воспоминания.
   
    А Иван осторожно отвёл Марию в соседнюю комнату и тихо спросил:
    - Тетя Мария у вас всё в порядке? У вас ничего такого не случилось?
    - Ты о чём Иван? – не поняла Мария.

    Иван прижал палец к губам и прошептал:
    - Понимаешь, что-то на душе у меня не спокойно. Не знаю почему, а неспокойно и всё! Что ребята у вас ничего не спрашивали…показать там что? У вас ничего не пропало?

    - Да Бог с тобой! Иван ты, что такое говоришь? Эти ребятки людям помогают, а ты о них так плохо думаешь.
    - Знаю, знаю тётя Мария. Может я, конечно, напрасно…, а ты всё-таки посмотри всё ли цело. Ну, успокой ты мою душу!!! – взмолился мужчина.

    - Господи! И придёт же тебе такое в голову! Ну, хорошо. А где смотреть-то? – произнесла Мария и, растерянно окинув взглядом комнату, пожала плечами. - Да вроде бы всё цело. 
    - А награды? Ордена, медали? Всё на месте? Ну, на всякий случай посмотри,  – не отставал Иван.
    - Ладно! – вздохнула Мария и, укоризненно покачав головой, выдвинула ящик комода и…оцепенела. Ящик был пуст.

    - Ничего не понимаю, а где…? – наконец выдавила она. – Я же только вчера перебирала папины награды. Они все здесь лежали.
    - Тетя Мария, а ты посмотри в других местах, может, куда переложила? – еще не желая верить в случившееся, осторожно посоветовал Иван, как утопающий за соломинку, схватившись за эту мысль.

    Мария бросилась выдвигать все ящики, потом подлетела к серванту и перевернула там все верх дном. Наконец кинулась к шкафу. Пиджак отца, в котором он всегда ходил на встречу с однополчанами и на котором завтра должны были бы красоваться ордена и медали, валялся внизу. А звезда героя, что Мария успела вчера к нему прикрепить, тоже исчезла.

    - Что же это? Иван? Да как же это? – в ужасе прошептала женщина. - Что же теперь делать? А? Ваня? Завтра же День Победы. О Господи! Как же я теперь отцу-то скажу? Он же этого не перенесёт.
    - Вот паразиты! – приглушенно взвыл Иван. - Чуяло моё сердце! Вот, значит из какой поисковой группы эти подонки! Из группы воров! За орденами они приходили. Ах, негодяи! И как таких нелюдей земля носит?

    - Не верю! Они не могли такое сделать! – вдруг раздался дрожащий голос деда Ильи, который, схватившись за сердце, прижался спиной к косяку двери.
    - Не верю!!! – повторил он и упал на пол.
    - Папа! – испуганно закричала Мария.
    - Дед Илья! Ты что? Дед! Ты что? – бросился к старику Иван и, подхватив его, перенес на диван. 
      
    Мария быстро накапала в стакан лекарства и дала отцу выпить.

    Дед Илья лежал с закрытыми глазами, руки его дрожали, а губы беззвучно шевелились, но Иван понял, что дед твердит одно и то же:
    - Не верю! Не верю!

    - Не веришь, ну и правильно. Не верь! – согласился в голос Иван - Не верь! В такое невозможно поверить. Ты только держись. Ты не переживай, все будет хорошо! Ты же всю войну прошёл, ну ты же крепкий старик! Дедушка, держись!

    Дед Илья открыл глаза.

    - Вот и хорошо! – вздохнул Иван. - Дедушка, вот и хорошо! Ты не волнуйся, все обойдется! А я сейчас! Ты только не волнуйся! Я сейчас! Я их достану! Ну, я им…

    Иван рванулся к двери.

    - Ваня! Они через огород ушли, - сквозь слезы простонала Мария. - К пещерам они пошли. К пещерам!


Рецензии
Душевно! Правдиво!
От самого срдца, спасибо!

Вячеслав.

Вячеслав Поляков-Прокопьев   16.03.2013 03:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! С уважением!

Наталья Катун   16.03.2013 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.