Модель единоначалия

  В нЕкогда закрытом и засекреченном городке ракетчиков Деребанске, капитализм показал свое "зловещее лицо" в середине девяностых годов. Тогда, ракетное соединение расформировАли, ракеты демонтировали, а военные городки со всей коммунальной инфраструктурой и гарнизонным народонаселением остались без хозяина.
  Не стало "родной компартии", с ее отеческо-материнской заботой о своих членах. КАнули в небытие времена, когда нищету делили пОровну. Казалось, еще вчера вечером, каждый житель Деребанска был друг, товарищ и брат, но вдруг  на утро появились господа, причем не из Парижа, а из местных. Первым капиталистом Деребанска стал экс—старший прапорщик Герасим  Дерюга, в прошлом, командир хозяйственного подразделения, сумевший приватизировать львиную долю добротных гаражей для ракетной техники. Герасим, подобно, Петру Первому, решительно прорубил окно в капитализм. Радикальные реформы коснулись всех и каждого. Теперь, он стал носить костюмы "с отливом" и яркие галстуки, потребовал от бывших сослуживцев обращения к себе только по имени и отчеству,— Герасим Герасимович. Употребление  прежнего, фамильярного обращения к нему: "Г"-в квадрате", а также  двух прозвищ из унтерпришебеевского прошлого, - "Му-МУ " и "Инструктор", категорически запрещались. Реформы коснулись и системы управления. Герасим Герасимович сохранил в Деребанске "Петровский Табель о рангах" и единоначалие. Под патронатом и на средства мецената Дерюги энтузиасты открыли Деребанский городской "Музей Вооруженных сил СССР". Все экспонаты музея обычные, за исключением одной экспозиции, сделанной по замыслу Герасима Герасимовича из подручных средств и брошенного ракетчиками металлолома.   
  В завершении осмотра экспозиции музея, в громадной комнате с высокими потолками, представлялась модель, символизирующая механизм и алгоритм исполнения приказа при единоначальном управлении. Полет инженерной мысли, при сооруженииии модели  военного управления, для простоты восприятия, ограничился набором шестеренок разных размеров. Огромная, металлическая шестеренка с надписью «Министр Обороны» и шагом между зубцами в пятьдесят сантиметров, с ручкой, на манер "кривого стартера", распологалась на самом верху. Вид она имела зловещиий и внушительный.
Ниже шестеренки « МО », в один ряд, размещались пять шестеренок с шагом между зубцами в двадцать пять сантиметров и надписью - «Командующие видами вооруженных сил».
Еще ниже, с шагом в пятнадцать сантиметров, распологались «Командущие военными округами». Далее, следовали   ряд симпатичных шестеренок, с шагом в десять сантиметров, обозначенных как «Командиры дивизий, бригад». Еще ниже, внушительный ряд с длинной надписью «Командиры полков, воинских частей, кораблей». Подножие монументальной пирамиды венчали бесчисленные по количеству маленькие шестереночки от настенных и наручных часов, с лаконичной надписью «солдаты, матросы, сержанты, старшины».
 Когда группа посетителей или военная делегация подходила к завершению осмотра, и оказывалась у  высоких двухстворчатых дубовых дверей, экскурсоводы передавали эстафету, автору идеи "Пирамиды единоначалия", майору запаса Вилену Иосифовичу Конь.
    Для приведения в  действие механизма, Конь взбирался по лестнице к шестеренке «Министр Обороны», сопровождая свои действия короткими пояснениями:
   - Для демонстрации алгоритма отдачи и исполнения приказа, в условиях армейского единоначалия, необходимо рукояткой-рычагом повернуть шестеренку «МО» на один шаг.  Посредством зубчатой передачи, усилие последовательно передается исполнителям на шестеренки меньшего диаметра и шага, вплоть до самого основания,— до непосредственных исполнителей. При этом, если в механизме, нет шестеренок со сломанными зубцами или механическими деффектами (слабых звеньев единоначалия), то процес происходит, как говорится, "без сучка и  задоринки", а сообщенная энергия, с наростанием и  последовательно передается до шестеренок от часов, да так, что крутятся они с бешенной скоростью, их даже не видно. Особенно наглядно, модель демонстрирует важность "человеческого фактора" в единоначалии. Если в пирамиде модели, на любом уровне, окажется шестеренка с деффектом или без зубцов, то весь  механизм  единоначалия начинает работать лихорадочно, модель то движется, то останавливается...

 Все коментарии Вилен Иосифович увлеченно сопровождает показом.Он ловко извлекает  шестеренку « Командующего армией» и на ее место ставит такую же, но без двух зубцов.
С озорным лукавством проворачивает рычаг главного единоначальника на два шага и его детище демонстрирует последствия "человеческого фактора" в единоначалии,- весь шестиреночный "организм" Вооруженных Сил содрогается в конвульсиях. 
 Особенно яркое и неизгладимое впечатление экспонат и его автор, Конь В.И., производят на иностранные военные делегации. Их, особенно впечатляет  сочетание простоты и громоздкости, мощь и сила механизма единоначалия.
Ни одной шестеренки в состоянии покоя!
 
  Патент на изобретение  "Действующей модели единоначалия", Вилен Иосифович, пока еще не получил, поэтому при входе в зал экспозиции, разместил объявление:
 "ФОТО и ВИДЕОСЪЕМКА ЭКСПОНАТА СТРОГО ЗАПРЕЩЕНА!"


Рецензии
Иосиф был проще майора Иосифовича: в основании построенной им пирамиды помещались винтики.
Они проще в изготовлении и дешевле шестерёнок))).

Ольга Антохина   30.11.2015 17:34     Заявить о нарушении
К сожалению, Ольга, для всех правителей "Человек" не нужен, нужна "шестерёнка" или "винтик", желательно, проштампованный по предназначению: "летчик", "учитель", "врач", "солдат", "слесарь"..., чтобы вставить его по предназначению в адскую машину, или приковать к веслу на галере. Так всегда было и сейчас ничего не поменялось.
Спасибо за "массированное" прочтение моих "бессмертных" творений и такое щедрое внимание.
С искренней благодарностью и уважением,


Георгий Качаев   01.12.2015 00:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.