Человек

У Гегеля человек на земле – носитель духа. Первоначально – духа в себе, а на вершине – для себя. На вершине человек – носитель абсолютного духа, прошедшего все ступени развития (во времени, в истории) и реализовавшего себя в трех ипостасях, – в искусстве, религии, философии. Все промежуточные ступени (семья, общество, государство) рассматриваются Гегелем как отчуждения духа, как положенная духом действительность;  в процессе развития они принимают все более разумные формы. Все разумное действительно, все действительное разумно – в рамках этой формулы развивается общественная жизнь.  Дух – это познание и воля. Свобода в такой же мере определяет волю, в какой тяжесть определяет физическое тело. Поэтому всякая деятельность в духовной сфере может быть только свободным проявлением духа – в науке (прежде всего в философии), в вере, в искусстве. 

У Маркса человек – существо работающее, чувственно-практическая деятельность – его сущность, – то, что его развивает, ведет по жизни. Труд, первоначально общинный, потом рабский, далее – крепостной при феодализме, экономически вынужденный при капитализме,  должен в конечном счете привести человека к труду по призванию, увлечению, к возможности вольного выбора места приложения сил. Это будет при коммунизме. Однако экономический прогресс неизбежно приводит к тому, что все виды чувственно-практической деятельности жестко привязываются друг к другу. Эффективно работать может только производство, связанное в один узел  (при любом способе производства). Если предприятие выпускает одну машину, то все участники трудового процесса являются ее «заложниками». Никаких отступлений! Точи свой болт – и точи качественно! Мечтание об обществе, в котором будет позволена вольная и  беспрепятственная смена профессий («землю попашет – попишет стихи»), является, мягко выражаясь, утопией. И зрелый  Маркс, как бы опомнившись от юношеского бреда, посоветовал своим ученикам начать с революционной диктатуры пролетариата, которая каждому укажет определенное место.

Свободный труд, труд по призванию, по увлечению имеет место преимущественно в духовной сфере – в науке и культуре. К сфере чувственно-практической деятельности примыкают предприниматели, инженеры, изобретатели, испытатели, – они истинные творцы. А так называемые трудящиеся массы, за редчайшим исключением, просто работают: кто-то зарабатывает на хлеб, кто-то на машину, кто-то на путешествие; и счастливы ничуть не менее тех, кто пишет книги, ставит фильмы, рисует картины, изобретает. И они совсем не чувствуют себя машинами, животными, говорящими орудиями труда. У них много свободного времени, чтобы удовлетворить свои увлечения, свои пристрастия, чтобы посвятить время семье, пообщаться с друзьями.

А как же быть с развитием интеллекта, нравственности, организаторских, творческих и коммуникативных способностей? Интеллект развивается преимущественно образованием. Сегодня в т.н. цивилизованных странах для этого нет никаких препятствий. А все прочее идет за интеллектом, развивается в процессе трудовой деятельности, в семейном и школьном воспитании. Жизнь сама по себе – великая школа, великий воспитатель.

Из человека не надо делать монстра (гиперборея, ускомчела), чтобы он был способен на все. Существует то, что называется призванием. В политику идут немногие, а так называемые массы трудящихся легко обходятся простейшим участием в ней – голосованием за своего кандидата. Не каждый способен к труду политика, ученого, педагога, врача, профессионального офицера, летчика. Священнослужителя, художника, артиста, музыканта… Но каждый может быть хорошим гражданином своего государства.
 
Природа человека в его деятельности, прежде всего – духовной,  в его труде. Как он  мыслит (каковы его идеи, идеалы), так и живет. Мысль – стержень духовной деятельности – идет во всем впереди. Если человек хорошо мыслит, но дурно живет, значит, имеет место  несоответствие. В  общественной жизни в случае несоответствия возникают конфликты, революции. Царизм стал пережитком – пал в революции, большевизм изжил себя в сознании элиты (в значительной степени и народа) – рухнул, как подгнившее дерево. Перемены в обществе совершаются совсем не по Марксу, не по производственной необходимости, а по разуму.  Вторник, 17 апреля 2012 г.



Человек. Продолжение. Могут ли быть преступными (аморальными, безнравственными)  политика, экономика, медицина, педагогика, наука, то есть дело, то есть приложение человеческих усилий к предметам, данным природой или общественной жизнью? – Несомненно, могут быть, ибо они являются осуществлением замыслов, намерений действующих субъектов. Нацистскую политику по строительству лагерей уничтожения узников и военнопленных, как и большевистскую политику по строительству системы трудовых лагерей, по выселению народов нельзя оправдать никакой моралью. И наука, работающая на войну, преступна, если она изобретает не оружие для защиты, но оружие массового уничтожения людей, – атомное, химическое, бактериологическое.  Если педагогика воспитывает ненависть к инакомыслящим, инаковерующим, инородцам, то она вредоносна. Неприемлемым для цивилизованного общества может быть и искусство. Книги, которые написали нацистские и советские писатели в оправдание политики вождей, выходят за пределы морали. Живописцы малевали портреты, поэты и музыканты воспевали мучителей, – в основе их работы лежит зло.

Производство почти всякого предмета несет в себе два начала: доброе и злое. Здесь все дело в замысле. Нож может быть орудием труда и орудием убийства. Каков замысел тех, кто производит ножи? В этом суть. Строители возводят большое и красивое здание. Они, однако, не знают, что это будет за объект. Если это будет жилой дом – честь им и хвала. А если в нем разместятся гестапо или НКВД, где будут мучить людей, выбивая ложные показания?.. Так добрая профессия строителя приобретает негативный оттенок. Среда, 18 апреля 2012 года


Рецензии
Если все перекладывать на "дух", то что останется человеку? Если мы придумали "дух", то "дух" не мог придумать человека, так как осознание "духа" - это мысль, а мысль - продукт мышление, что (мышление) в свою очередь едино с человеком. Другими словами, мышление - это и есть разум, и в этом смысле, существование слова разум бесмысленно, если он не может быть отчужденным от человека.
Если чувственность набывается в процессе практики, то и практика - это жизнь. Но в свою очередь получается замкнутый круг: человек формирует общественные и личные условия, а те в свою очередь влияют на личность и общество. Единственно, что вопреки этому "круговороту" - так это то, что человек изменяет себя и природу, и личность может формировать как один человек, так и общество (бывает разное).

С ув.

Марк Анубис   17.04.2012 22:44     Заявить о нарушении
ФилософияДух. Спасибо, Марк, за текст. Философы не перестают искать силу, которая произвела все - и мертвую природу, и живую природу, и человека. Гегель предположил, что это дух. Вы не согласны? Попробуйте опровергнуть. У материалистов, естественно, своя позиция. И она содержит момент истины. Успехов Вам!
Что остается человеку? - После того, как он стал хозяином на земле, ему принадлежит все. И развитие духа он ведет, ведет на вершину, в сторону абсолютного духа. И остановиться не может до самой своей смерти.

Сергей Корягин   18.04.2012 14:57   Заявить о нарушении