Ах, школа, школа...
- Что, же, делать? Если бы вы пришли хотя бы на день раньше, я бы вас без разговоров принял на работу. Беда в том, что я только что взял на эту вакансию женщину. Она тоже имеет диплом учителя. Только вот ваша кандидатура меня больше устраивает. У вас и опыт работы в художественной школе, и образование художественное профессиональное имеются. У той женщины диплом ПТУ, работа в общеобразовательной школе и рисовать так, как вы она не умеет, - рассуждал директор средней школы, рассматривая мои диплом и трудовую книжку.
- А вы знаете, я вас возьму. Вас отпускать я не хочу. Я найду для вас часы, - уверенно произнес он и добавил – пишите заявление.
И вот, первое сентября, первый звонок в школе. Трепет, волнение. Дети. Все нарядные. Девочки в школьных формах, белых фартуках, на головах белые банты. Мальчики в белых рубашках, темных брюках. Почти у всех букеты цветов. Торжественная линейка: выступает директор, учителя, представитель горОНО, родители, ученики. Ученики вручают директору, завучам,педагогам букеты осенних цветов. Маленькая девчушка из первоклашек звонит колокольчиком, сидя на руках у десятиклассника. Символическая пара обходит строй учащихся всей школы. Юноша опускает первоклассницу на землю. Линейка окончена. Учащиеся расходятся по кабинетам.
В дверях кабинета появляются мои первые ученики в общеобразовательной школе. Кто из них был первым, какой класс сегодня я этого уже не помню. Слишком много, почти 30 лет прошло с того момента. Да и много было у меня учеников. Ведь тогда рисование, позже изобразительное искусство, были с первого по шестой классы, дальше шло черчение. Тоже мой предмет.
Тем не менее, все они мои бывшие ученики заняли в моем сердце свою нишу. Каждый по-своему дорог. И, пусть сегодня не всех могу вспомнить по именам, но лица, характеры их не забуду. Не могу вспомнить ни одного, кто был бы мне ненавистен. В душе я их всех любила. Они все были для меня, как родные.
Нет.
Не придумываю.
Так и было.
Даже хулиганы и самый трудный класс, как его окрестили в школе, не вспоминаются злодеями.
Почему?
Наверное, потому, что хулиганствующие мальчишки и девчонки лишенные внимания, ласки, родительской и учительской любви, совсем не были злодеями. Они были хулиганами потому, что пытались таким образом привлечь к себе внимание взрослых.
Но, у взрослых, как всегда были свои проблемы, которые они пытались разрешить в первую очередь.
Те мальчишки и девчонки, так и не дождавшись долгожданной заботы от учителей и от родителей, постепенно входили во вкус неподчинения взрослым. Наступил момент, когда ребята не желали мириться с приказным, унижающим их чувства собственного достоинства, тоном взрослых, шли наперекор. И, чем дальше учителя вели с ними воспитательную работу, унижая их достоинства перед сверстниками, чем дальше призывали к совести родителей хулиганов, а у тех, как правило, был один метод воспитания – ремень, тем все дальше и дальше дети отходили от взрослых.
Итог выпускников этого класса, как мне сообщили позже, оказался очень печальным. Многих из них не осталось в живых. Кто-то из тех мальчишек прошел через тюремные застенки и навсегда покинул этот мир. мир живых. отмучились ребята.
Кто виноват?
Вряд ли кто сегодня чувствует себя виновным в загубленности их судеб.
Все считают себя правыми.
А я вот виню себя до сих пор, что не взяла тот класс под свою опеку. Чувствую, что у меня бы получилось помочь тем ребятам.
Но, я была очень молода. Классное руководство по статусу творческих профессий мне не полагалось. Да, к тому, же, трудные дети. Поэтому о классном руководстве у них и думать было нельзя. В классные руководители им назначили мужчину, физрука. Вскоре тот умер. Назначили другого и пошло поехало. Силу в ход пустили, а не духовность.
Каков подход, такова и отдача...
Продолжение следует.
Картина
Л.Саповская
"Камыши"
Свидетельство о публикации №212041701337