Д. И. Пакер. Огненное богословие

ОГНЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ
Д.И.Пакер

Английский проповедник-пуританин однажды проповедовал в своем приходе о пренебрежении людей к Библии. Один его слушатель рассказывал, как он говорил прихожанам: «Вам доверена Библия, которой вы не должны пренебрегать, но она лежит у вас, покрытая пылью и паутиной… Вы делаете все, чтобы не видеть ее. Используете ли вы Библию таким образом? Ну так у вас ее больше не будет».
Он взял Библию с бархатной подушки и, казалось, собрался бросить ее в сторону. Но тут он упал на колени с плачем и мольбой, и это было вполне искренне. «Господи, не забери от нас Своей Библии. Ты можешь допустить, чтобы убили наших детей, сожгли наши дома, уничтожили все, что у нас есть, но только не забери от нас Своей Библии». И тогда он снова обратился от имени Бога к народу: «Будет ли так? Я уделю вам еще какое-то время, и моя Библия – для вас. Я хочу видеть, как вы сможете воспользоваться ею и как вы будете любить ее, следовать ей и все больше жить по ней».
В ответ на это люди не выдержали и многие залились слезами.
Этот рассказ переносит нас в самое сердце пуританства. Это было страстное движение, и прежде всего, движение за Библию.

Руководство к святости

Пуритане Америки были британцами, которые переехали в Новую Англию в надежде достичь святости Церкви и общины, которая казалась недостижимой в Европе. В течение полувека английское пуританство стремилось к очищению национальной Церкви Англии, а также к духовному обновлению для всех христиан. Пуритане желали, чтобы каждый человек, все его дела и взаимоотношения были святы для Господа.
Это было достижимо с помощью Библии. В своем христоцентричном прочтении Писания пуритане подчеркивали единство двух Заветов. Они придавали особое значение Ветхому Завету, как предоставлявшему Божье руководство для благочестивой Церкви и государства. Христиане должны были привести каждый аспект своей жизни в соответствие с библейскими принципами.
Библия есть личное обращение Творца к каждому читателю, записанная речь Святого Духа. Поэтому она нуждается в пояснительной проповеди с изучением и толкованием. Проповеди должны были усваиваться, при необходимости с конспектированием, чтобы позже их можно было повторить и обдумать дома. Таким образом, христиане должны были постоянно размышлять о Священном Писании, применяя все его содержание к своим отношениям с Богом. «Я нигде еще не встречал ни одной части Писания, - пишет Джон Коттон, - которая не могла бы быть применена со властью и отчетом на пользу и наслаждение благочестивому сердцу».
Большинство пуритан были убеждены в достаточности Писания во всем, что относится к церковному устройству. Как правило, новоанглийские священники преследовались в старой Англии, поскольку они требовали, чтобы все обряды и общее поклонение были основаны на Библии, и отказывались исполнять установления Книги Общих молитв, ибо не видели в ней этого принципа. Новоанглийские общины изначально могли считаться англиканскими, но «регулирующий принцип» церковного устройства, допускавший только то, что прямо установлено Писанием, изменил этот порядок. Молитвенник более не навязывался, епископов не было, церковное управление стало общинным.

Благость и строгость

Пуритане видели, что Бог Писания – «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» (Втор.34.6-7). Пуритане находили величественным и дивным это сочетание доброты и строгости, любви и святости, суда и милости. Томас Хукер сравнивал отношение верующего к Богу с ребенком, который верит в справедливость своего отца. Он объяснял народу: «Глаза ребенка всегда обращены на отца… Он знает, что отец не спускает с него глаз, а потом, когда он ослабнет и устанет, отец может взять его за руку и повести, или даже взять на руки и понести, и нет ничего, что бы отец не отдал за него. Но если дитя нерадиво и пренебрегает заботой отца, то отец не может сказать, что это не его вина, потому что это он не спускал с ребенка глаз, а тот по нерадивости забыл о нем».
Именно исходя из этого взгляда на Божие отцовство, честь, славу и любовь пуритане знали Его, и благодаря этому жизнь была для них радостью. Коттон Мезер в своем дневнике пишет о своем глубоком желании «любить то, что Бог любит, и ненавидеть то, что Он ненавидит, быть святым, ибо Бог свят, и подобно Ему, великим в прощении, чтобы быть Его чадом и воскреснуть из мертвых. Этому я буду верен, как дворянин короне, которую он никогда не сможет носить».

Жизненный фокус

Основное внимание в пуританской проповеди уделялось духовному возрождению людей. Спасение начинается с возрождения – сверхъестественного повторного создания основных мотиваций человека. Из этого преобразования вытекает обращение от греха и доверие к обетованию оправдания через Крест, чтобы поклониться живому Господу Иисусу Христу. Возрождение и обращение – это единый последовательный процесс, действие благодати Святого Духа через возвещение Закона и Евангелия, называемое также действенным призванием. Без этого процесса обращение от греха и искреннее стремление к Богу невозможно, ибо необновленное сердце поражено бунтом против Бога. Томас Хукер объяснял: «Неспасенным является тот, кто остается в бунте и не получает благодати и милости Божией, явленной во Христе».
Средствами этой благодати являются Слово (проповедуемое, слышимое, читаемое и осмысляемое) и молитва. Если мы будем искать Бога с помощью этих средств, мы найдем Его, хотя Он остается суверенным во всем, что касается этого процесса. Возрождение и обращение вводят верующих в отношения Завета: Бог навсегда становится их Богом, сохраняя их в вере и послушании, чтобы прославить здесь и в будущей жизни.

Недоразумения

Учение американских пуритан о спасении понималось неправильно, по крайней мере, в трех отношениях. Во-первых, Завет не является контрактом. Считается, что пуритане мыслили завет Божией благодати как договор, при котором грешники должны выполнить его условия путем обязательства, которое предшествует возрождению и всей остальной Божией работе в них. Это не так. Пуритане рассматривали Завет как одностороннее действие Бога. Только Он инициирует обращение и работает в сердцах, чтобы дать веру и покаяние, которые Он требует. Томас Хукер пишет: «Вот что Господь требует от нас: чтобы мы были удручены нашими грехами, с радостью принимая слова Господа Иисуса о том, почему с нами все не так, чтобы просили прощения за грехи и оставляли их, и Он даст нам Свою благодать, чтобы уничтожить ветхое устроение и создать в нас новое по Своему образу».
Во-вторых, речь не идет о законничестве. Пуританское учение о подготовке к возрождению нельзя понимать как требование закона ко грешнику, который должен пройти период самоуничижения и оплакивания своих грехов, прежде чем он получит право верить в Господа Иисуса. Пуритане практиковали подготовительную работу Закона в обращении, которая приводит к угрызениям совести и смирению грешного сердца. Но это было не так сложно для них, ибо через эту работу Бог освобождает от природной привязанности ко греху, чтобы мы могли принять Христа. Для пуритан человек не сам подготавливает свое сердце к принятию предложения Евангелия, это работа благодати в человеке.
В-третьих, для пуритан изменения в жизни показывают истинность обращения. Пуритане видели, что необращенные лицемеры могут далеко пойти в своей религиозности и быть почти неотличимыми от святых. Некоторые считают, что это невозможно для человека, который получил уверенность в спасении, ибо это уже означает, что его сердце и жизнь полностью изменились. Но пуритане настаивали на том, что возрожденное сердце ставит наслаждение Богом превыше всего, и готово ради этого терпеть боль и лишения, и только это доказывает истинность обращения. Эта позиция вполне понятна, как и их озабоченность формализмом. Инкрис Мезер отмечал: «Если сердце человека противится греху, то он действительно имеет тот опыт обращения, который от него требует Слово Божие».
В целом для пуритан христианская жизнь была настоящим голодом по Божьему милосердию и дару спасения. Как выразился Томас Шепард, «истинная благодать утешает потому, что она никогда не иссякает, но возбуждает еще больший голод по благодати Господа».

Верность во всем

Верность Богу в качестве личности, гражданина, работника, члена семьи и поместной Церкви была самой сутью пуританской религии. Пуритане считали, что неверность Богу навлекает кары. Старая Англия, считали они, изменила своему призванию, стала бесплодной пустыней и ждет Божьего суда. Новая Англия должна быть лучше.
Для пуритан Богоустановленное единство общества было таково, что всякая ответственность является совместной. Любовь к ближнему, природная любовь к самому себе и любовь к Богу должны развивать и стимулировать друг друга, содействуя всякого рода благочестию.
Пуритане ценили и практиковали:
• В личной жизни дисциплину и самоконтроль, смиренную веру и надежду, терпение, покаяние и молитву.
• В общественной жизни – дела милосердия и благотворительности, а также семейное поклонение Богу.
• В церковной жизни – общее поклонение и извлечение уроков из проповеди.
Пуритане считали, что все это угодно Богу. И если мы будем судить по библейским стандартам то, что ими было сказано и сделано, для нас станет невозможным усомниться, что они были правы.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии