Р. Э. Александер. Оправдание верой без дел

ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ БЕЗ ДЕЛ
Роберт Уэбб Александер (1905)
С сокращениями
http://www.gospelpedlar.com/articles/Salvation/justsa..

I. Правильное поведение или дела не играют никакой роли в оправдании грешника по следующим причинам.
1.Писание категорически учит нас, что дела исключены из оправдания: «делами закона не оправдается никакая плоть». Это полное отрицание того, что дела могут быть использованы для нашего оправдания. Но то, что мы оправданы по благодати, имеет не только негативный смысл, который понятен: мы оправданы не делами – значит, благодатью.
2. Все человеческие дела исключаются из оправдания, ибо оно, как четко сказано, должно быть основано только на деле Христа. Мы оправдываемся либо собственной праведностью, либо чужой. Эта альтернатива является исчерпывающей, ничего другого предположить здесь нельзя. Мы не оправданы на основании своих дел, ибо мы оправданы только на основании дела Христа.
3. Дела человека полностью исключены из его оправдания, потому что они всегда и неизбежно более или менее несовершенны. Поведение, о котором можно было бы сказать, что оно дает человеку право на оправдание на суде Божием, должно было бы быть абсолютно совершенным и праведным, вполне свободным от дефектов. Но нет абсолютно безгрешных людей, кроме Иисуса из Назарета.
4. Но если мы даже представим ради аргумента существование и дела вполне безгрешного человека, он не мог бы быть уверен в своем оправдании…
5. Есть еще одна идея, которая полностью исключает дела из всякого их места и влияния на оправдание грешников. Прежде чем человек сможет получать заработную плату, он должен иметь право на труд. Не каждый рабочий в стране может выбрать себе место работы по своему усмотрению. Но «правом на труд», то есть на дела, человек не обладает, причем не только в силу своей тварности. Он утратил это право в грехе, ибо его неверность и теплопрохладность привели к его изгнанию со служения своему Наставнику. Он стоит перед Богом, опозоренный и обесчещенный, как уволенный слуга. Он может устроиться на работу только по желанию хозяина. Он в немилости у работодателя. Только оправдание восстанавливает его в доброй воле Бога как Господа и Наставника. Это должно предшествовать состоянию дел.
Эти аргументы являются достаточными для поддержки предположения, что человеческие дела независимо от их характера и качеств не имеют абсолютно никакого места в схеме оправдания по благодати. Следовательно, при оправдании грешников Бог абсолютно игнорирует человеческий характер и поведение. Ни лучшие, ни худшие из людей по делам не получат больше, чем осуждение. Оправдание грешников Богом является чисто и исключительно свободным и благодатным. По Его суду самые высоконравственные и самые падшие люди одинаково являются виновными грешниками.
II. Дела так же жестко исключены из освящения, как и из оправдания. Каково бы ни было их значение, благодать, а не они освящают жизнь грешного человека.
Чтобы достижения человеческого поведения были вполне приемлемы для Бога, непременно нужны два предварительных условия - «право на труд» и сердце, способное к делам. Если рабочий не уполномочен делать то, что он делает, он совершает преступление. Если он официально принят на работу, но плохо настроен, не имеет уважения к хозяину, не ценит его целей и задач, не прикладывает рвения для обеспечения успеха, не предан предприятию и его делу, не считает для себя обязательными его задачи, считает инструкции надоедливыми, не подчиняется указаниям и вообще смотрит на все желчно и с отвращением, он наживет только неприятности.
Оправдание дает грешнику право на дела, освящение дает ему новое сердце, чтобы он творил эти дела. Как грешник он негодный слуга, злое существо, не обладающее ни привилегией, ни пригодностью к служению Богу. Оправдание дает ему новый статус, освящение – новое состояние. Первое – это право на участие в труде, второе – моральный символ интереса. Первое определяет возможность служения, второе – его качество. И то и другое непременно необходимо. Ничто из этого не по делам, но все по благодати. Ни оправдание, ни святость не достигаются делами, и то и другое предоставляются только благодатью.
То, что освящение достигается благодатью, а не делами, подтверждается следующими аргументами.
1.Этому явно учит Писание. Целая группа текстов представляет Отца как Автора освящения (1 Фес.5.23, Евр.13.20-21). В соответствии с этими заявлениями освящение совершает Бог, человек является лишь его объектом. Другая группа текстов учит, что Сын Божий является действенной причиной очищения христианского сердца (Еф.5.26-27, Тит.2.13-14). Третью группу составляют отрывки, согласно которым Святой Дух делает освящение действенным (1 Кор.6.11, 2 Фес.2.13). Нет никаких указаний на то, что сам человек является действенным агентом своего освящения. Вместо того, чтобы ссылаться на свой хороший характер, имея плохую репутацию перед Богом, люди и ангелы должны знать, что характером и добрым именем они обязаны Триединому Богу.
2.Не символ есть продукт поведения, но поведение – продукт личности, символ же имеет отношение лишь к причинам поведения. Лоза создает виноград, а не виноград лозу…
3.Если лишь хороший характер производит достойное поведение и является его источником, то метод дел не может быть доступен для грешников. Все их дела более или менее плохи, а если личность может быть порождена делами, то мы имеем нелогичный процесс получения идеальных следствий из несовершенных причин. Но следствие не может быть больше или лучше своей причины. Бесконечная серия несовершенных актов никогда не создаст идеального характера. Терновый куст всегда останется терновым кустом, и даже за века он не породит инжир. Грешник не может быть преобразован в святого никакими усилиями, потому что несовершенное не сможет даже через бесконечные усилия стать идеальным. Ни один плохой человек не может стать хорошим, просто исполняя религиозные обязанности.
4. Поскольку символ не может произвести поведение, освящение не может вытекать из дел, и об этом свидетельствует тот факт, что если бы это даже было возможным, человек не мог бы принести Богу то, что обязан и что достойно Его по сути…
Я обязан бороться с распространенной ошибкой, предусматривающей некую систему религиозной гимнастики как ритуал освящения, ибо через осуществление религиозных добродетелей возрождение приобретает субъективный характер, который реально делает нас лучше. Предстоящая нам цель никогда не может быть достигнута таким образом. Упражнения в благочестии правильны и уместны, но будет весьма обманчивым и унизительным, если мы придадим заповедям религии благодати утилитарную основу. Грешники должны повиноваться Богу, но не ради того, чтобы это повиновение придало им лучший характер. Центр, сердце, никогда не может быть очищен через очищение краев – поведения. Внутренность сосуда не может быть очищена его внешним омытием. Мертвец в гробу не оживет, если мы покрасим гроб. Все подобные действия неправильны. Бог действует от центра к окружности, с внутренней стороны к внешней жизни. Поэтому любой ритуал добрых дел как рецепт освящения жизни нелеп.
Также является ошибкой искать основание оправдания в праведности Христа по завету, а освящения – в личной праведности верующего. Это использование дела Христа ради возвышения человека, который есть не более чем раб Божий, и представление дел верующего как чего-то, объясняющего происхождение его приемлемости для Бога. Если право служить Богу исходит из вмененной праведности Христа, то пригодность человека для этого служения – из придания Его праведности.
Ученик Христа становится христианином и внешне и внутренне, и юридически и морально. Христос делает нечто для него – создает саму возможность трудиться в винограднике Божьем. Христос также делает нечто в нем – вкладывает в его сердце Дух, позволяющий трудиться в винограднике Божьем. Следовательно, неверно представлять себе оправдание как дар завета, а освящение – как личную праведность. И то и другое от Христа, и то и другое даруется свободно по благодати.
Мой вывод состоит в том, что грешники и оправданы, и освящены свободно по благодати С ТЕМ ЧТОБЫ они выполняли добрые дела. Безупречное христианское поведение, в конце концов, есть цель всех Божьих благодатных действий в сердцах людей. Оправдание и освящение являются подготовительными к послушанию; первое дает грешнику законное право повиноваться, второе передает ему дух и характер послушания. Следовательно, благодать имеет дела своей целью. Благодать – это причина, дела – следствия. Именно поэтому Иаков заключает: «Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела ": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2.18). То же самое имеет в виду Павел, когда он противопоставляет дела плоти делам Духа (Гал.5.19-22). Это также учение нашего Спасителя, когда Он говорит: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Иоан.15.2). Благодать предшествует делам, как лоза – винограду и вину. Цель благодати – дать дереву возможность и силу приносить добрые плоды. Благодать восстанавливает уволенного слугу на работе у его Божественного Учителя, и создает в нем сердце, соответствующее духу его дела. Религия благодати имеет порядок, противоположный религии дел. Свободная благодать создает дела. «На небесах рабы Его будут служить Ему» - вот апокалиптическое видение завершения дела благодати.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии
без Благодати дела невозможны...

Вадим Лившиц   01.01.2013 14:24     Заявить о нарушении