привет из египта

 Привет из Египта
Серая пыль стлалась за повозкой. Я сидел под палящими лучами и понимал, что сейчас мы приедем на площадь – и отгонял мысль о том, зачем меня, связанного, везут туда? Я мог жить только на море, свободным. И вот оказываюсь пленником…      Страха не было, я молча ждал.
 О, господи. Я же девушка, почему же «я сидел,  ждал,  отгонял»? Но об этом надо подумать потом. Пока же повнимательнее следить за развитием событий на площади. Какой же это век?
Глянул на свои босые ноги. Они были перемотаны разлохматившейся, но еще крепкой веревкой. Шум южного приморского разноголосого рынка  - Египет, это Египет!- приближался - и я уже издали видел несколько повозок и блестящие от пота спины чернокожих. Рабы, здесь торгуют рабами! Вот что! Но до разума моего все еще не могло дойти, что и меня,  рулевого Фрэда, везут сюда с той же целью. В голове смутно вставали недавние картины –  вздыбившееся море, треск рвущихся парусов, гибель судна, борьба с волнами…          Потом память отключалась – и лишь скрип колес возвращал меня в это душное утро. Где же осталась столь любимая мной морская прохлада?!
И тут снова моя душенька всколыхнулась. Какие-такие северные моря?! Да я отродясь с Урала не выезжала, пока в Москву ни вырвалась. И только все мечтала съездить к морю. Хотя не северному, а самому теплому, хоть в Турцию, куда сейчас отправляются все кому не лень…
Отгоняя нелепые картинки «фильма», который я видела  с такой яркостью, что стала буквально задыхаться от духоты, я повернула на себя кольцо прохладножужжащего вентилятора. Это он, наверное, в моих мечтаниях и приносил ветерок с моря. Затем принялась дальше подпиливать ноготочки хозяйке нашего салона, всегда подтянутой  яркой ящерке, сидевшей за моим столиком. Работа маникюрщицы требует внимания, но иногда движение пилочкой, доведенное почти до автоматизма, позволяет мыслям уходить далеко в нереальные миры или другие исторические эпохи. Как вот сейчас.
 Но ведь надо как-то помочь этому несчастному моряку-бородачу, он такой милый…       Но как я, девушка из  другого века, могу это сделать? Стоп. А если посчитать, что все возможно, как будто я и в самом деле снимаюсь в кино, действую там, на экране…
Очевидно, я должна помочь не просто некоему Фреду из средневековья. А вот, наверное, еще и нашей хозяйке, которая сидит себе и ничего такого не думает. Ей делают маникюр. Она позволила себе расслабиться и отдохнуть – заодно проверить профессионализм своих сотрудниц. Профессионализм о-кей, а вот что до фантазий…Я  мысленно выскакиваю из толпы, вот что, я, оказывается, болтаюсь в толпе зевак на грязной узкой улице, и  одним движением – ну как же, со своими маникюрными ножничками, - ослабляю путы несчастного. На лице моей клиентки появляется легкая улыбка. Так это я  все-таки для вас, уважаемая Калерия Петровна, стараюсь!
Есть суровый закон, где-то я слышала. Оказывать помощь другому можно только в том случае, если тебя об этом попросят. Разумеется, когда ты врач, а у тебя пациент в бессознательном состоянии, то действует другой закон – клятва Гиппократа.  Если моя визави не попросит, я не могу вмешаться. Поглядела со стороны – и только.  Зачем тогда  я наблюдаю это «кино»?
 И тут, словно подслушав мои мысли, Калерия  тоном экзаменатора спрашивает:
-Пожалуйста, Машенька, что ты порекомендуешь даме, если у нее слоятся ногти.      Вот я как клиентка, спрашиваю …
 Я рассказываю про препараты с кальцием, а сама понимаю, что Просьба, хотя и достаточно условная,  прозвучала. Слово произнесено, и я должна попробовать изменить ситуацию.
Но как? Просто распустить узлы - это делу не поможет. К тому же веревки крепкие. Все же снова кидаюсь к повозке и пытаюсь разрезать веревки, но дюжий возница просто отгоняет меня, щелкнув кнутом. Надо что-то другое.
 Быстренько придумываю историю. Однажды наш Фред  плавал на одном корабле с приятелем, предположим, его звали  Гансом. Потом этот друг разбогател – ну, конечно, они были пиратами! Небось, немало людей замочили, пока разбойничали на морях. Испанцы? Нет, моря ведь северные… Норманны?  Те тоже где только ни плавали…Морские волки.  И занесла их нелегкая на Средиземноморье…   Ганс стал богатым торговцем, а Фред  попал в бурю, судно погибло – и вот он здесь, на невольничьем рынке. Видно, за немалые грехи страдает. Раскаивается – или еще не понял, что пора искупать вину? А у бывшего пирата Ганса появилась возможность сделать доброе дело –чтобы хоть немного облегчить свою посмертную участь. Они ж верующие все были, индульгенции покупали…Теперь-то он благопристойный  член общества, уважаемый торговец. И вот сейчас обзаведется новым рабом. А что? Хорошая мысль.
 Я обвел глазами площадь – и вдруг, в сумятице криков и смеха мне послышался какой-то знакомый голос. Черт! Он звал меня по имени. Вернее, прозвучала моя кликуха, морское имя – Камнетес – так меня называли на судне за силу и умение крушить самые крепкие каменные стены крепостей и бросать ядра на корабль, который мы атаковали. А, может быть, и потому еще, что когда-то я мечтал стать скульптором – и в минуты досуга – а в море свободного времени достаточно,  вырезал фигурки рыб, птиц, людей из дерева и    мягкого камня. Но взорвавший мою апатию и уныние  голос затих. А глаза мои задержались на  мужчине, в расплывшейся фигуре которого я смутно  угадывал что-то знакомое. Он подошел и стал торговаться с моим возницей. Тот только что, хлестнувши  плеткой, отогнал женщину, совсем еще девушку, которая из жалости, наверное, пыталась ослабить путы на моих ногах. Ганс  (черт, да это точно Ганс, мой старый товарищ, но как же он изменился за эти годы!),  увидев грубость и жестокость моего владельца (да и мы с друзьями всегда были такими же), не захотел, наверное, подать и вида, что решительно настроен купить меня. Иначе этот паук такую цену заломит! Друг мой присвистнул моряцким посвистом - сигнал, похоже, мне подавал, чтобы я не терял надежды, – и начал что-то обсуждать на незнакомом мне языке. Я понял лишь, что они торговались. Ганс сплюнул и долго размазывал плевок. Потом сделал вид, что уходит, потеряв интерес к сделке. И тогда хозяин рванул за ним. Мол, сброшу цену, только бери!  День, видно, был очень неудачным для торговли, но на  редкость оказался удачным для меня. А ведь все, кажется, летело в тартарары. И тут такое счастливое стечение обстоятельств. Между прочим, когда я попал в неволю, я обет дал небесам, что, ежели выберусь из этой передряги, непременно займусь каким-нибудь стоящим делом. Хоть проповедников-мессионеров потащу через море-океан к дикарям – в христианство обращать. Или рвану в Новый Свет – говорят, там всех принимают. Просторы немереные. Только паши землю, разводи скот.
Ганс! Он стаскивает меня с повозки и сам  кнутом проезжается по моей спине. Хохочет, подталкивая вперед…      Или я ошибся, и это не Ганс?
И только, когда мы завернули за угол узкой и душной улицы и оказались в тени зеленого куста, друг обнял меня и простонал:
-Прости, Камнетес, я обалдел, увидев тебя. Не мог поверить…Ты или не ты?
-Это я, Ганс, это я. Обычное дело – буря.
-Считай, что твои злоключения закончились…     По крайней мере, на время. Я ведь знаю, в себя придешь – и снова – в море…
- Как получится, хотелось бы, конечно. Но плеткой ты меня хорошо отделал…      Спасибо.
-Ну, довольно уже стараться, Мария, вижу, ты дело свое знаешь. Спасибо, рассчитаюсь в аванс, - наша  холодно-строгая  мадам заметно повеселела и  вдруг зачирикала разные добрые слова, которые я слышала от нее впервые. Видимо, она  почувствовала, но не поняла, что же сейчас произошло. Причем столь важное, что изменит многое в ее судьбе. Из какого такого рабства я ее вытаскивала? Может, муж пьет? Господи, да что ж это я? Ну, конечно, пил, но ведь она давным-давно с ним развелась.  Или Калерия наша встретит свою судьбу и освободится от  какой-то тяжелой зависимости? Бизнес у нее пойдет еще лучше. Прикупит себе еще парочку салонов? Станет законодательницей мод? Впрочем, дальше я уже не фантазировала.
Я подумала, что теперь такое «кино» буду смотреть постоянно, раз открыла «Сундук Пандоры». Нет, не то.  Пандора из греческой мифологии – это какие-то страхи, а у меня – надежды. Однако в тот день после хозяйки клиентки приходили одна из другой, но ничего из ряда вон выходящего не происходило. Видимо, моего куража и фантазии только на один эпизод – зато с самой важной для всех нас, парикмахерш и маникюрш,  дамой – хозяйкой, нашей бизнес-леди Калерией - и хватило. Может быть, завтра я снова  «увижу» что-нибудь занимательное. И моя скучная жизнь обретет остроту и любопытную изюминку. У других – кавалеры, особенно у девочек из мужского салона. А я только женские руки вижу.     У меня – только фантазии, но зато какие!
Однако следующий день, и череда последовавших за ним ничего нового не принесли.  Все заурядно. Снятие лака, обработка, наращивание ногтей… и прочая и прочая…Запах лака, он преследовал меня…
Однако реальность того эпизода была столь яркой, что я, как наркоман, по вечерам в моей съемной квартирке, когда все ровесницы бегают на свидания или дискотеки с дружками и подружками, вновь и вновь возвращаюсь к этому странному переживанию. Поняла, что господа стоят на вершинках пирамиды общества, а рабы – у ее подножья. Но есть закон рокировки. И известная пословица «из грязи да в князи» - как раз об этом. А вот чувство равенства  - оно сродни братству, отношениям в одной семье. Этот дар небес – умение в любой ситуации ощущать себя свободным человеком, не господином и рабом, но Личностью независимой - стоит дороже недвижимости в Москве. В те средние века свободных людей, как мой Фрэд, наверное, было совсем немного. Общество растило для себя рабов и слуг, с одной стороны, и господ, с другой. Для чего я влезла во всю эту историю, как мне казалось, совершенно чужую, трудно понять. Я как раз свободный человек, сама приехала в Москву, сама зарабатываю свой хлеб и никого ни о чем не прошу. Ничего нового и более путного в этой истории мне не открывалось, и я решила, что, наверное, грибочков объелась. Говорят, что такое бывает. Лучше забыть.
Однако  дальше произошло нечто, чего я уж никак не могла предположить. Все мои рассуждения о господах и слугах, хозяевах и рабах, возникшие в моей голове в связи с «галлюцинацией», – так я окрестила произошедшее, обрели вдруг некий фундамент, обросли мясом и стали реальностью.
Хозяйка нашего салона, которую  я  обслуживала в тот день, когда морячок Фрэд впервые возник в моей жизни,   тощая и властная Калерия, дама одинокая, как и многие бизнес-леди,  попросила меня покараулить ее квартиру и покормить кота Ганса , пока она прокатится на отдых в Египет. Видимо, после того памятного дня, когда я делала ей маникюр, она стала меня как-то выделять среди других. И я согласилась, хотя мяукающих и царапающихся созданий этих  вовсе не люблю. Предпочитаю собак.
И лаская  ее пучеглазого бесшерстного кота, этакого египетского божка, я поймала себя на мысли, что выступаю в 100-процентно лакейской роли, тем более что девочек-парикмахерш мы с хозяйкой в известность не поставили. Это была как бы наша маленькая тайна. Я себя ощущала пойманной в капкан – и отказаться нельзя – работаю же у нее, и соглашаться, как мне казалось, было унизительно. А каково же было в колодках моему герою – свободолюбивому морскому волку Фрэду! Наверное, и ему, и мне нужно было вырабатывать смирение.
Через пару недель из дальних странствий вернулась Калерия, загорелая и посвежевшая. В своей шикарной квартире она как бы вполне по-дружески рассказывала мне о морских погружениях и странных рыбах-монстрах, которые она там видела. Разумеется, после моего подробного отчета о поведении кота во время ее отсутствия.  И еще моя хозяйка поделилась своей любовной историей. На два дня ее изголодавшееся по любви и вырвавшееся на волю сердце завоевал некий капитан торгового судна. Почему-то, когда я услышала о моряке англичанине Альфреде,  ревность обуяла меня. Уж не мой ли Фрэд из древнего Египта прислал приветик?Точно. Но зачем она его затащила в постель? Об этом не было сказано прямо, лишь намеком …      И еще. Калерия мне подарила  камушки с берега около Александрии. И я снова воочию увидела этот эпизод моей фантазии – невольничий  рынок, солнце – и Фред, которого охаживают по потной спине кожаной плетью. Но ведь он-то встретил друга и потом, с его помощью, снова вернулся в море.
 Я знаю, что вся эта история как-то странно – через века – касается и меня. Иначе откуда бы взялся реальный Альфред, как бы передавший мне приветик через Калерию?!
Я поняла только одно, что я и моя хозяйка, и этот странный человек из моих фантазий, встреченный Калерией в путешествии, как-то связаны. Но я не хотела  никаких отношений с собственницей нашего салона, кроме чисто производственных. Невозможно, не бывает дружбы хозяина и обслуги. Ладно, пусть мягче – капиталиста и рабочего человека. Я не желала быть служанкой. Наверное, нет никакого унижения в том, чтобы убираться в квартире в отсутствии хозяйки  и ухаживать за ее египетским кастрированным голым зверем. Если это работа, за которую платят. И тогда все ясно, а тут…          Будто подружка, а это явно не так. В сущности, она ничего не знала о моей жизни, да и не очень интересовалась.
Я предприняла решительный шаг, чтобы разорвать эти странное приятельство,   решила уволиться. Стала искать другую работу. А это не легко. Тем более, что нужно было сменить и квартиру, потому что просьба сидеть в ее отсутствие с котом звучала скорее всего именно потому, что я жила неподалеку.
Не сразу, но все же мне удалось перевести всю свою жизнь на новые рельсы. Наверное, помог камушек из Египта, который я привыкла держать в кармане. Я ушла из салона, что, похоже, крупно обидело хозяйку. Потому что, когда я однажды решила позвонить ей, чтобы, как принято,  поздравить с 8 марта, она холодно ответила:
- Спасибо. Мария, пожалуйста, сделай милость, не звони больше. Кто предал наше общее дело, того для меня не существует!
Вот так, не больше и не меньше. Общее дело – это ее собственный салон. Я посокрушалась, но скоро успокоилась. Меня волновало только одно, как я теперь «увижу» своего Фрэда. Я уже свыклась с его «присутствием» в моей жизни. Но он возникал в моем воображении только, когда рядом оказывалась Калерия. Неужели теперь он останется лишь в воспоминаниях?!
Безнадежность, пустота и ощущение остановившегося времени…Нужно было эту черную полосу как-то пережить. Почему-то я знала, что все это не может вот так закончиться. Нужно только терпеливо ждать – и не пропустить…Чего? А Бог весть…Просто быть внимательной к мелочам. Каково же было мое удивление, когда на моем столике в новой парикмахерской, где я теперь работала, очередная клиентка позабыла глянцевый журнальчик. Из тех, где печатаются брачные объявления. И я совершенно нечаянно – ну, конечно, по чистой случайности, на открытой странице, прочитала текст: «Альфред Камнетес, без в.п., с  ж.п. ищет даму сердца для серьезных отношений. Телефон…» Фантастика! Без вредных привычек и с жилой площадью…Я позвонила тотчас. Вот это Знак Судьбы.
Мне ответил девчоночий голосочек:
 - А, вы по объявлению, наверное. Папа в рейсе. Он будет через неделю. Перезвоните…
-А тебя как зовут? - дрожащим голосом спросила я.
- Ой,- захихикала девочка,- у меня очень смешное имя, Калерия. Можете звать меня просто Лера. Вы перезвоните?
Вот и сошлись звенья разорванной цепочки. А если еще угадаю – про кота? Неужто сойдется? Тогда это точно судьба!
- Лера, послушай, а котик у вас есть?
- Да, котик есть. У нас мамы нет.
О, эта детская непосредственность! Мое сердце стучало так, что било в виски.
- И этот котик породы донской сфинкс, без шерсти, точно?
 - Гансик –то? Да-да. А вы откуда знаете?
-Я не знаю.  Я подумала, это редкая кошачья порода. Из Египета. Лера, я обязательно перезвоню. Обязательно.
Я  положила трубку. Еще и Гансик, это уже перебор! И все же…. Что же случилось с его женой? И кто он? Моряк? Летчик? Дальнобойщик? Железнодорожник? Или все-таки морской волк?! Без разницы. Главное уже произошло.
Теперь-то мы будем вместе. Быть может, нет, я уверена, мы будем счастливы. Когда же он возвращается из рейса, мой камнетес Фред?! Еще надо бы узнать, почему он написал в объявлении - камнетес?


Рецензии