Идея, идеал, идол
Итак, идея изначально мыслилась как внешность, видимая часть чего-то, как субъективное восприятие чего-то объективного. Воспринятое внешним зрением, но оставшееся в памяти для зрения внутреннего. Даже широко раскрыв глаза мы не узрим идеи. Идею можно разглядеть лишь заглянув внутрь самого себя, не присмотревшись, а задумавшись. Напрягая не глаза, а мозг.
Идеал – это уже не простая идея, а самая что ни на есть лучшая из идей данного вида. Звук «Л», добавленный в конце этого слова, происходит от сокращённого слова ЛИК, означающего «внешние очертания, лицо». Идеал – это идея с её лицевой стороны, а не с изнанки. ЛИК и ЛИЦО – слова однокоренные. Идеал – это внешний фасад идеи, у которой может быть и менее привлекательная тыльная сторона.
ИДОЛ от ВИДАЛО и корень здесь тот же, что и в ВИД или ВИДЕТЬ. Добавленное в конце –ЛО свидетельствует об инструментарности, как в ШИЛО (то, чем шьют) или в МЫЛО (то, чем моют). ИДОЛ-ВИДАЛО – это то, чем демонстрируют высокую, священную, совершенную, достойную поклонения и преклонения идею. Это воплощение совершенства в камне, дереве, металле. Идеал как инструмент воздействия на толпу. Идол – это грубое, материальное воплощение идеала, сработанное для тех, кто не научился мыслить отвлечённо. Идол похож на дворец, воплотивший видение архитектора, тогда как идеал – это воздушный замок, высокая мечта того, кто умеет мечтать.
Другим словом для называния идеи служит слово МЫСЛЬ. Мысль и идея – это, по сути, одно и то же, то есть некий образ в нашем сознании, «внутренняя картинка», «изображение, считанное с собственной памяти», понятие, дума, взгляд изнутри.
Совершенный образ, высший образец и есть идеал. По–арабски: МИТСАЛЬ, которое звучит очень похоже на русское МЫСЛЬ. Того же арабского корня МАТСАЛЯ и слова, означающие «пример», «образец», а также «пословица» (то есть пример из жизни, поведенческий образец). Арабский язык такая же неотъемлемая часть общечеловеческого языка, как и русский, английский, китайский и любой другой язык. Общего в языках разных народов гораздо больше, чем частного. Но это не очевидно, а потому лично мне пришлось написать две книги, чтобы заронить у читателя эту мысль. Общеевропейские слова ИДЕЯ, ИДЕАЛ и ИДОЛ дали повод ещё раз напомнить об этой неявной истине.
Свидетельство о публикации №212041700818