Собака

               

    Миша был очень послушным и прилежным мальчиком,он жил вместе с бабушкой и по воскресеньям ходил с ней в церковь.Он прилежно молился и для него все было четко,ясно и понятно.И хлопотливые будни,которые начинались с рассветом и заканчивались с наступлением сумерек, и бабушкины сказки,которые она ему рассказывала,штопая ему одежду,после того,как он заканчивал свои уроки и игры с мальчишками во дворе,и тетя Нюра,угощавшая его конфетами возвращаясь с работы из продуктового магазина.
  Миша смотрел на все своими чистыми,светло голубыми глазами и засыпал с улыбкой на устах,не обремененный лишними мыслями,приводящими к беспокойству.
  Но однажды все изменилось.Сейчас трудно сказать,изменил ли этот случай Мишу или его судьбу,но можно точно утверждать,что именно это событие,которое произошло одним весенним днем,когда Миша возвращался домой со школы,оставило неизгладимую печаль в его взгляде.
   Миша шел домой по короткой дороге,надеясь увидеть,как воробьи бьются за краюху хлеба,которую как раз в это время каждый день выносила старушка из соседнего подъезда.Бывало,когда Миша возвращался домой с ребятами,они даже спорили,какому воробью достанется больший кусочек.Побеждал,почти всегда,пузатый серый воробей с хохолком на голове,он был самый крупный из всей стаи и видимо самый старший.Другие воробьи побаивались его и отдавали хлуб,даже не вступая с ним в драку.В этот день воробьев,так же как и старушки,не было возле подьезда,зато на обочине,прямо у скамейки лежала собака.Она была светло-коричневого окраса с чуть вытянутой мордой и обвислыми ушами.Ее задняя правая лапа была неестественно выгнута в сторону и приэтом она странно дышала.Что-то остановило Мишу и подталкнуло вперед.Приблизившись к собаке Миша увидел четкий грязный след от колеса машины приходившийся чуть ниже груди собаки и тянувшийся дальше по дороге.Миша с ужасом понял,что собаку переехала машина,но каким-то чудом она еще оставалась жива.Собака приоткрыла мутноватые янтарные глаза,остановила взгляд на Мише и он увидел,как крупная слеза,скатившись с уголка ее глаза,исчезла в складках ее шерсти.Собака слабо зарычала,оскалив редкие острые зубы и опять закрыла глаза.
  Миша знал,что нужно делать.Он очень осторожно подошел со спины собаки и засунув обе руки под ее вздрагивающее тело поднял его.От резкого толчка она взгвизгнула и затихла.
 Миша понес собаку к себе домой.Он шел,осторожно ступая по ступенькам и почему-то плакал.Он чувствовал трепетание слабого тельца под его пальцами и чувствовал,как тяжело вздымались ее ребра,вбирая воздух в слабые легкие и выпускали его,содрагаясь в конвульсиях.
  Мише хотелось, во что бы то ни стало,помочь собаке,облегчить ее страдания,вылечить ее.
Он думал,что перенеся ее домой,ему удастся это сделать.Он твердо в это верил и продолжал нести свою ношу.
  Когда через три часа пришла домой бабушка Миша все так-же сидел перед собакой,которая лежала в коридоре на коврике и смотрел,как она дышит.Бабушка вошла,села на стул и взлгянув в заплаканное Мишино лицо,все поняла.
  «Что же ты принес ее домой,милый!Бедное дитя!Не выживет она,Мишенька,совсем плоха.Видишь,как мучается?»
  Миша молчал.Бабушка подошла к нему и погладила его по белым мягким волосам.
  «Лучше бы ты ее там оставил,судьба у нее такая....не плачь,Мишенька.Бедная собака,ведь еще долго ей страдать!»
   Миша поднял заплаканные глаза.
   «Сколько?»
   «Что сколько,детка?»
    «Сколько она еще умирать будет?»
    Бабушка с сожалением покачала головой и вздохнула:
«Да Бог его знает!Может час,может день,а может и два ....Ох беда ,беда...»
 Бабушка поднялась со стула,повернулась и пошла ,шаркая, на кухню и тут-же оттуда стали доносится привычные звуки звона посуды,урчание воды и шипение.
  Миша смотрел на собаку и к нему медленно стало приходить осознание.Как слабое прозрение,как тихий звук,который нарастал по мере приближения.До этой самой минуты,Миша знал и видел только белое и черное,только добро и зло,он знал,точно знал, где правда,а где ложь,у него никогда не возникало сомнений,он никогда не колебался принимая какие-либо решения.Сейчас он начинал понимать,что все может быть по другому,что он может оставить собаку в своем коридоре и наблюдать ,как она умирает,чувствуя в груди глухую боль и отчаянье,может отнести ее обратно на дорогу и положить ее туда,где он ее взял.Оставить ,уйти и дать умереть ей самой,но это было бы трусостью и малодушием.
 Но самое главное,что ни в том ни в другом случае Миша бы не смог помочь собаке,ее мучения бы от этого не прикратились и не стали легче.И тут Миша принял решение,решение которое,вероятней всего ,изменило его жизнь.
  Он аккуратно поднял собакуи понес ее по лестнице вниз.Выйдя на улицу,он отправился за дом.Там был пустырь,заброшенный пустырь,на котором они играли с мальчишками в пиратов и разбойников.Миша принес,вздрагивающее от каждого его шага,собаку к кусту,возле брошенной старой шины и положил ее на землю.Рядом,неподалеку,сложенной горкой лежали кирпичи, на которых он с ребятами чистил монетки,Бывало найдешь монетку,положишь ее на кирпич и другим потрешь сверху.Монетка начинает блестеть ,как новенькая.Они эти монетки потом у старших ребят обменмвали на старые гильзы.
 
Миша взял один кирпич в руку,взвесил ее на ладони  и с силой опустил на голову собаке.

 Собака вздрогнула,всхлипнула и затихла.Миша положил руку  тело,где еще совсем недавно  вздымалось от судорожных хрипов,а теперь замерло.Он знал,что сделал не правильно,что убил живое существо.Знал ,что нельзя лишать жизни любое живое существо,будь то собака или человек.Но он знал так же,что мучения собаки были ужасны и если бы она могла сказать...
  Больше он не ходил на этот пустырь за домом и не играл там с друзьями.Увидев где-нибудь кирпич,он содрагался и вспоминал,что он сделал и опять,с невыносимой четкостью перед ним стоял вопрос.Имел ли он право так тогда поступить?Правильно ли он сделал ,взяв на себя ответственность за чью-то жизнь?

  Повзрослев,Миша закончил медицинский университет,защитил диссертацию и стал хирургом.Он был хорошим врачем,с хорошей репутацией,чутким и отзывчивым сердцем.
У него была жена и двое очаровательных дочерей.
  Но время от времени,занося скальпель над почти безнадежным больным,он чувствовал горечь во рту и тяжесть кирпича в своей руке и понимал,что в этот раз,он будет бороться до конца за жизнь этого человека,до последней надежды,до и после нее.


Рецензии