Бакинское военно-морское подготовительное училище

Бакинское военно-морское подготовительное училище (БВМПУ).
(Баку - 1943—1947 гг.; Калининград - 1947—1948 гг.; выпуски до 1950 года из подготовительных классов 2-го Балтийского ВВМУ.)

            Предисловие…
Бакинское военно-морское подготовительное училище было создано в июне 1943 года,
но история его началась раньше – 22 июля 1940 года, когда решением Правительства СССР (Постановление СНК СССР «Об организации специальных военно-морских средних школ») были созданы военно-морские спецшколы.
В эти учебные заведения принимались учащиеся 8-9-10 классов без экзаменов, причём приглашались учащиеся с отличной и хорошей успеваемостью. Школа была платная - 160 рублей в год.
Такие школы были организованы в гг. Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком, Одессе и Баку (Бакинская военно-морская спецшкола № 7).
Спецшколы имели двойное подчинение.
С одной стороны, они подчинялись Наркомпросу, как обычные школы, а с другой стороны, их опекало военное ведомство.
Ученики жили дома, носили форму матросов ВМФ, но без знаков различия и на бескозырке вместо длинных лент был бантик.
Из-за этого бантика бакинские ребята дали им прозвище «матросы Наркомпроса», или ещё проще и обиднее — «кис-кис».
Бакинская спецшкола № 7 просуществовала до мая 1943 года, сделав всего один выпуск…

                Основная часть …
В 1943 году, в самый разгар боевых действий на фронтах Отечественной войны, по решению Советского правительства и по инициативе Наркома ВМФ адмирала Кузнецова Н.Г. в стране решили создать закрытые учебные заведения с подчинением только Наркомату ВМФ.
25 июня 1943 года был издан Приказ Наркома ВМФ № 0479 «О создании на базе Бакинской военно-морской спецшколы Бакинского ВМПУ».
В конце июня 1943 года на базе 7-й Бакинской военно-морской специальной школы(БВМСШ) было сформировано Бакинское военно-морское подготовительное училище, которое предназначалось для обучения юношей в 7-10 классах.
Это было ПЕРВОЕ военно-морское подготовительное училище ВМФ!
Выбор Правительства – город Баку – был не случаен.
Баку находился вдали от фронтов ВОВ, имел незамерзающий порт и Каспийскую военную флотилию, которая шефствовала над училищем.
      “На территории училища, не выходя на улицы города, нам разрешалось ходить в так называемой «робе» из материала, который тогда подарила Каспийской флотилии
жена скончавшегося президента США Рузвельта.”(из воспоминаний выпускника БВМПУ).

Училище укомплектовали учащимися Бакинской ВМСШ(20.6%), Киевской ВМСШ(16.7%), Одесской ВМСШ(16.7%) и Горьковской ВМСШ(12.1%).
Всего было зачислено: на 1-курс – 108 уч-ся, на 2-й курс – 302 уч-ся, на 3-й курс – 806 уч-ся.
Всем зачисленным в списки училища было присвоено воинское звание “курсант”.
75% курсантов 3-го курса были набраны из спецшкольников, 24% - из военнослужащих срочной службы армии и флота.
Пополнение 1-го и 2-го курсов произвели преимущественно за счет учащихся средних школ на основании вступительных экзаменов, которые были серьезным испытанием, т.к. отбирали лучших.

   Лебедько В.Г.(выпуск БВМПУ 1948 года): “Верность долгу. Историко-хроникальное повествование.” - СПб: "Развитие", 2005.
          Из главы “Бакинское военно-морское подготовительное училище”:
“ На следующий же день, после нашего приезда в училище, с утра, мы начали сдавать вступительные экзамены. В день было по два экзамена.
Мы, севастопольцы, и еще с десятка два ребят поступали на 2-й курс и сдавали экзамены по всем предметам, которые числились в табеле по успеваемости за 8-й класс, кроме черчения.
Условия приема в целом были щадящие: две двойки или один кол означал «отчисление на колбасу».
Неудачнику вручали проездные документы до дома, буханку хлеба и палку колбасы.
Но некоторым было ехать некуда и они либо растворялись среди бездомников, либо устраивались на работу.
Были и такие ребята, кто не прошел по конкурсу, которые оставались в училище рабочими при камбузе, а через год вновь сдавали экзамены.”

  “В июне 1943 года я вместе с другими спецшкольниками, окончившими 9-й класс, был направлен в Баку в созданное на базе Бакинской военно-морской спецшколы военно-морское подготовительное училище (БВМПУ), где после успешной сдачи вступительных экзаменов меня зачислили на третий, выпускной, курс.”(из воспоминаний выпускника БВМПУ).
       “…В 1942 году я поступил в 6-ю Одесскую морскую спецшколу, размещавшуюся тогда под Ферганой.
В 1943 году вместе со школой перевелся в г. Баку, где наша школа вошла в состав Бакинского подготовительного училища…”(из воспоминаний выпускника БВМПУ).

Бакинское военно-морское подготовительное училище располагалось в здании бывшей военно-морской спецшколы в районе города, называемом Арменикендом, на углу улиц Красноармейской и Нижнебульварной.
С крыши и из окон верхних этажей здания была хорошо видна панорама города и Бакинской бухты.
На каждом курсе было по 4-е роты, в каждой роте – по 4-е класса и в каждом классе – по 25 курсантов.
У курсантов БВМПУ форма одежды была как у курсантов Высших военно-морских училищ, только курсовые шевроны на рукаве – без звездочки.
“Нашивки были на левом рукаве, ровные красного цвета, которые указывали курс . “Подготы” очень гордились своей военно-морской формой и относились к ней внимательно, даже любовно.
Она всегда была выстирана, вычищена, выглажена. Все, что должно было блестеть, — сверкало.”( из воспоминаний выпускника БВМПУ).
Курсантский состав училища получился многонациональным.
Это были мальчишки голодных военных лет, которые придя на свой первый курсантский завтрак испытали настоящий шок.
Теперь им полагался паек по курсантской норме, а вечером они шли спать в свои отремонтированные, выдраенные, вымытые ротные помещения, где можно было лечь хотя и на железные двухъярусные койки, но зато на добротные матрасы и подушки с чистым, белым бельем.
Это означало, что они находились под опекой Военно-морского флота.
Денежное довольствие курсантов БВМПУ устанавливалось в размере одинаковом для рядового и старшинского составов срочной службы ВМФ , правда, после добровольной подписки на облигации государственного займа от него оставались буквально копейки.
Выручали родители, но такая льгота была не у всех.
Были у бакинских «подготов» два жестоких врага: жара и холод. А еще муэдзин, задолго до курсантской побудки взывавший к благоверным с высокого минарета по соседству с жилым корпусом.
Приспосабливались как могли. Это были нелегкие годы, но молодость, мальчишеский задор помогали преодолевать все трудности, радоваться всему хорошему, не терять, как правило, оптимизма, петь и ходить на танцы в парк Красной армии, где играл духовой оркестр…

Первым начальником Бакинского ВМПУ был назначен капитан 1-го ранга Апостоли Борис Николаевич.
Курсанты знали, что он в начале Великой Отечественной войны командовал частями морской пехоты на южных участках фронта и относились к нему с большим уважением, между собой называли его «батей»…
В организацию управления училищeм входили отделы (политический, учебный, строевой), а также отделения и службы.
Самую большую группу офицеров училища составляло руководство учебно-строевых подразделений, командиры курсов и их заместители по политчасти, командиры рот и их помощники.
Состав их также не был строго постоянным, как и их звания. В ту пору они в основном носили звания капитан-лейтенантов и старших лейтенантов.
Большинство офицеров училища были участниками войны, имели боевой и жизненный опыт, награды, ранения, что, безусловно, поднимало их авторитет среди курсантов.
Среди них были: Александров К. П., Башук П., Белоус Ф. П., Богданов Г. С., Бардаков С. И., Воробьев А. А., Вулих Б. 3., Глоба П. И., Дандин Д. Д., Дановский М. М., Донец А. В., Ефимов Н. И., Ефремов А. И., Зенин Н. Г., Иванов И. С., Кайстря Г. Г., КонеевФ. П., Колесниченко В. Е., Корнилов В. Я., Лопатин А. М., Марков И. И., Марштупа М., Матвеев, Невинный С. Д., Олешко Г. А., Печерский Г. Л., Пруссак К. К., Рабинович А. И., Сахаров А. К., Сорокин С. С., Танский Н. Г., Учватов А. С., Ушаков В. П., Ушаков Ю. Н., Федоровский Л. А., Фомин Г. И., Хилов Л. К., Хржчанович А. Н., Хисамов X. А., Щеголев, Этигон Л. М., Ярошенко В. В.

Организация службы, учебного процесса и внутренний распорядок в БВМПУ определялись общим с ВВМУ «Положением о военно-морских училищах и правилам повседневной службы в них», введенным приказом НК ВМФ № 250 от 23.07.1943 г.
В процессе обучения в БВМПУ, наряду с освоением программы средней школы, курсанты изучали и практически выполняли положения воинских уставов, основы военно-морского дела, занимались строевой и физической подготовкой, получали практику в развитии командных навыков.
Морскую практику курсанты проходили на кораблях Каспийской флотилии. В качестве основного учебного пособия по военно-морскому делу использовался учебник Н.Ю. Авраамова, написанный для курсантов ВМУЗ.
Курсанты учились основам такелажных работ - вязанию морских узлов и плетению матов, изучался флажный семафор и азбука Морзе, работа клотиком, по этим предметам устраивались соревнования.

Лебедько В.Г.:
“Служба началась с обучения строю, уставам и плаванию. Особенно изнуряющей была строевая подготовка.
При температуре в тени около +30 - +35 градусов, когда плавился асфальт, и на нем оставались наши следы, мы постигали премудрости строевого устава.
Безжалостное солнце неимоверно пекло. Мы занимались часами от завтрака до обеда.
Не все выдерживали такую нагрузку. Случались и тепловые удары. Как бы мы не относились к строевой подготовке, как бы ее не проклинали, но вскоре я понял, что это был первый урок повиновения, без которого военная служба теряет свой смысл.
Строй сплачивал нас, в строю, мы лучше чувствовали локоть друг друга, в строю, мы становились сильнее.
Облегчающими были уроки плавания в бассейне училища.
Руководил ими мичман Дико. Учение было суровым. Не умеющих плавать просто сталкивали в воду, пуская пузыри, они хватались за леера и поручни.
Но на второй — третий раз уже держались на воде. Потом начиналось обучение стилю. “

Из воспоминаний выпускника БВМПУ Рудольфа Николаевича Иванова:
“Бакинский «подгот» – незабываемый период в приобщении нас к суровой службе на ВМФ.
В этой школе мужества мне нравилось буквально все – и форма, и пища, и преподаватели и даже наши, порой, предельно суровые старшины.
За неправильно поставленные ботинки при отходе ко сну можно было лишиться увольнения «на берег».
Нас не учили «чему-нибудь и как-нибудь», знания несли опытнейшие педагоги, а нешкольный предмет – «Военно-Морское дело» был начинен набором теоретических и практических разделов, освоение которых, в конечном итоге, и определяло быть или не быть каждому из нас военным моряком.
Для сдачи незримого экзамена на выносливость, силу воли, честность и общее физическое развитие в Баку были созданы идеальные условия...Перед зданием нашего училища был плац, где проводились построения, парады и где нас учили маршировать.
В строю пели исключительно патриотические морские песни, начиная с гордого «Варяга». Пели про бескозырку («Я тебя, лишь тебя одеваю, как носили герои: чуть-чуть набекрень») и про тельняшку («Белая как пена штормовая, синяя, как море впереди»).
Подготовка к морской службе была всесторонней, начиная от обучения плавать.
В парке училища был бассейн с трехметровой вышкой. Бассейном руководил бывалый и известный на Каспийской флотилии мичман Иван Михайлович Дико.
Когда-то он был чемпионом по марафонским заплывам на сто и более километров.
Внешне суровый и даже сердитый, коренастый здоровяк, сотканный из сплошных мускулов, Иван Михайлович был самой добротой…
В училище, пока в СССР не наступила эпоха космополитизма, нам преподавали западные танцы. Этот предмет был таким же обязательным, как математика. Получивший двойку, лишался права на увольнение.
Среди западных танцев особенно выделялась «бакинская линда» – самый красивый фокстрот тех времен. Бакинской линдой и аргентинским танго, начиная с парка Красной армии в Баку, я долгие годы и после Баку покорял любителей западного танца.
 А когда повсеместно насаждались бальные танцы, то умудрялся под «краковяк» вытанцовывать линду, а под «па-де-грасс» – демонстрировал танго.
Немаловажно заметить, у бакинских моряков, как нигде на ВМФ СССР, был сформирован свой неповторимый культ морской формы, который, конечно, сопровождался грубыми нарушениями уставной формы.
Пружина на бескозырке изымалась, чтобы она была приплюснута, примята, воротник протравливался в хлорке, чтобы напоминал о долгом пребывании под морским ветром и солнцем, форменка ушивалась точно по фигуре, мы даже помогали ее друг другу натягивать. Плечи у моряка, как у настоящего мужчины, должны быть широкими, а таз – узким.
Благодаря специальной тренировке соответствующих мышц, живот втягивался, его видно не должно быть.
Учебу в «подготе» и достаточно суровый быт не все выдерживали, и «отсевы» в начале обучения были не редким явлением.”

“В январе 1944 года после завершения начальной подготовки роты курсантов были выстроены на училищном плацу.
Торжественная минута: под встречный марш выносится знамя училища: красивое двухстороннее красное полотнище, с одной стороны которого золотистой шелковой нитью вышиты слова «За нашу Советскую Родину»,
а в центре — серп и молот, а с другой в центре — военно-морской флаг и внизу той же нитью вышито: «Бакинское Военно-морское подготовительное училище». После выноса знамени была принята военная присяга.
Все курсанты хором повторяли: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...».
Эта присяга давала нам право, в отличие от нахимовцев, носить бескозырку с лентами вместо бантов.
Это также означало правомерное причисление нас к воинскому братству и потому представляло предмет нашей особой гордости.”( из воспоминаний выпускника БВМПУ)

         Выписка из Приказа № 1 начальника БВМПУ от 2 января 1944 года:
”Поздравляю курсантов училища с принятием присяги, выражаю полную уверенность, что каждый из вас будет честно выполнять свой воинский долг, образцово блюсти воинскую дисциплину,
упорно и настойчиво овладевать военно-морскими знаниями и в бою с врагами высоко держать знамя чести русского воина, храня традиции моряков и приумножая славу русского оружия.”

После приведения к присяге курсанты получили личное оружие – винтовку армейского образца – для выполнения боевых задач и несения караульной службы.
При увольнении в город и несении патрульной службы старшины взводов и отделений носили палаши. Курсанты в составе патрулей имели штык кинжального образца в ножнах.
В ходе обучения курсанты часто проходили проверку на профессиональное ориентирование, в результате чего производился отбор кандидатов для дальнейшего обучения в высших и специальных военно-морских учебных заведениях.
Курсантам, закончившим подготовительные училища, выдавался аттестат зрелости и предоставлялось право быть без экзаменов зачисленными в высшие военно-морские учебные заведения.
Командование БВМПУ подходило очень строго к вопросам обучения и поведения курсантов, поэтому отсев отстающих в учебе и нарушителей дисциплины в течение года был 10-15% из числа переменного состава.
Недисциплинированных и плохо успевающих первокурсников отправляли к родителям, а старшекурсников – во флотские экипажи для продолжения действительной военной службы. Немало хороших курсантов было отчислено из училища по состоянию здоровья, особенно по зрению.
Многие курсанты по различным причинам не допускались к выпускным экзаменам или не выдерживали их. В связи с этим от первого курса до выпуска доходило не более 60% обучавшихся. Пополнение рядов курсантов обеспечивалось каждый год засчет постоянно возрастающей престижности ВМПУ.
   “В Бакинский «подгот» принимались дети моряков, сироты войны, хотя некоторые обеспеченные родители также стремились, чтобы их дети, поступив в это училище, испытали все строгости и премудрости приобщения к суровым условиям службы на флоте.
Неустроенных детей в те послевоенные времена было много, и конкурс, порой, достигал 10-12 человек на место.”(из воспоминаний выпускника БВМПУ).
 
Нарком ВМФ адмирал Кузнецов Н.Г. писал в своих воспоминаниях:
“ Вот тогда мы докладывали Сталину И.В. насколько важно подбирать и готовить командный состав, именно для этого и были созданы ВМПУ.
 Это позволяло нам изучать и подбирать контингент еще до поступления в ВВМУ.
Я лично считал правильным как можно строже подходить к отбору, не стесняться отчислять плохих, но выпускать только хороших командиров.”

При первом наборе в июне 1943 года на 3-й курс БВМПУ было принято 806 уч-ся.
 В 1944 году БВМПУ окончило 706 курсантов.
 В 1945 году было выпущено 314 курсантов, а в 1946 году – 319 курсантов.

В первые годы существования Бакинского подготовительного училища курсанты проходили летнюю практику в основном в лагере, в пригородном районе Баку - Мардакянах, где впоследствии находился дом отдыха Каспийской флотилии.
Жили в деревянных бараках, занимались физкультурой и общевойсковой подготовкой. В дальнейшем лагерь был упразднен, и летняя практика в основном проводилась в море. “Подготы” усердно изучали сигнальное дело, вязали морские узлы, плели из тросов маты. Досконально изучалось устройство шхуны, ее рангоут и такелаж, обращение с парусами.
С утра до вечера шхуну мыли, скребли, подкрашивали. Но основными были занятия на шлюпке. Училище располагало целой флотилией: у него было два катера и около 30 гребно-парусных шлюпок разного типа. Главным, наиболее интересным и памятным из практики было пребывание на шхунах, стоявших на якорях в Бакинской бухте.
Флагманами флотилии являлись парусно-моторные шхуны «Галфвинд» и «Бейдевинд», вмещавшие каждая по роте курсантов. Кроме того, были еще двухмачтовые парусные шхуны «ПШ-1», «ПШ-2», «ПШ-3», «ПШ-4».
У каждой шхуны стояла на бакштове шлюпка — шестивесельный ял. Шхуна вмещала взвод курсантов, и они были ее полными хозяевами.
Корабли выстраивались в кильватерную колонну и под парусами шли от приморского бульвара к выходу в море, к мысу Зых, «Бейдевинд» и «Галфвинд» ходили к островам Була и Дуванный. Конечно, поход был недалекий и нетрудный.
 Шхуны и еще несколько кораблей входили в состав в состав отряда учебных кораблей Каспийского моря.
Учебные корабли «Правда» и «Шаумян» посещали порты Махачкала, Дербент, Ленкорань, Форт Шевченко, Красноводск и заходили даже в иранские порты Пехлеви, Бендер-Шах, Ноушехр.
На борту кораблей кроме «подготов» бывали курсанты всех военно-морских училищ, эвакуированных в Баку.
А еще курсанты школы строевых старшин, из которых готовили инструкторов строевой и физической подготовки для тех же училищ, многие из них стали «дядьками» в Нахимовском.   
Командовал отрядом кораблей капитан 1-го ранга Лев Андреевич Поленов.

Капитан 1-го ранга Апостоли руководил БВМПУ до апреля 1945 года.
В апреле 1945 года его сменил контр-адмирал Михаил Александрович Воронцов, бывший военно-морской атташе в Германии.
 После апреля 1946 года должность начальника училища занимали капитан 2-го ранга Михаил Кузьмич Климов и контр-адмирал А. М. Филиппов.

Лебедько В.Г.:
“ После экзаменов, медицинской и мандатной комиссий приказом начальника училища, контр-адмирала Филиппова А.М. за № 38 от 17 июля 1947 г. я вместе с другими, кто прошел по конкурсу, был зачислен воспитанником на 2-й курс училища.
В конце августа 1947 года все новые воспитанники были приведены к присяге. После принятия присяги состоялось первое увольнение в Баку.
Центр города впечатлял своим Приморским бульваром, легендарной и чуть-чуть таинственной башней Кыз-Каласы (у меня в памяти она осталась как Девичья башня), уникальным ансамблем дворца Ширваншахов, музеем Низами Гянджеви и другими архитектурными и историческими памятниками.
Свое первое и все последующие увольнения в Баку я потратил на ознакомление с этими объектами. Сейчас, как память об этом, у меня сохранилась книга азербайджанского поэта и гуманиста Низами Гянджеви «Сокровищница тайн». В те дни в республике и в стране широко отмечалось 800-летие со дня рождения Низами.
Тогда мне особенно запомнились звучавшие из тьмы веков слова поэта о том, что назначение человека в жизни — творить добро и быть верным своему долгу и делу. Я старался следовать этому всю жизнь.
С 1-го сентября начались учебные занятия. С самого начала они значительно отличались от общеобразовательной школы. Весь преподавательский коллектив целеустремленно и настойчиво решал одну задачу — готовил будущих офицеров флота.
Каждый преподаватель решал ее по-своему.
Нам всем особенно запомнилась начальник цикла русского языка и литературы, капитан административной службы Панина-Ольшевская Надежда Венедиктовна, красивая женщина, прекрасно знавшая свой предмет, она своими уроками буквально завораживала класс.
Много труда она вложила, чтобы приучить нас к прекрасному, к классической русской литературе.
Она водила нас в театр оперы и балета имени Мирзы Фатали Ахундова, где огрубевшие не по летам военные подростки познавали для себя новый мир красоты.
Она внимательно следила за нашими успехами на уроках танцев и музыки. Мы все до единого с благодарностью всю жизнь вспоминаем эту прекрасную учительницу.
Были и другие подходы к нашему воспитанию. Математику вел у нас учитель Багдасаров. Вспоминаю его первый урок: вошел старый, седой, в потертом пиджаке учитель, выслушал рапорт дежурного и, посмотрев на нас сквозь очки, сказал: «Ну-с, посмотрим, что вы знаете».
После проверки наших знаний, мы с удивлением увидели в классном журнале единицу, поставленную всему классу на всю страницу журнала.
Багдасаров имел свою градацию оценок, начинавшуюся с нуля.
 Считалось, что лучше получить у него «нуль», т.к. с «нулем» увольняли, а с более повышенными оценками: такими как единица и двойка, увольнения не было.
Командование роты не догадывалось что «нуль» означал оценку наших знаний.
 Мы этим пользовались, когда видели, что больше двойки у Багдасарова не получить. Учебный день заканчивался переходом в спальный корпус, который располагался в километре ниже по улице Красноармейской между мечетью и знаменитой Бакинской барохоловкой - Кубинкой, прибежищем всяких бродяг, воров и прочей шпаны.
Обращая на себя внимание невозмутимых старцев в чалмах, сидевших у мечети, рота пела «Марш энтузиастов»…
Около 5-ти часов утра нас поднимал звонкий голос муллы Бывали случаи, когда начинавшую с утра жизнь на Кубинке прерывал крик: «Полундра, наших бьют!»; и тогда мы вскакивали с постелей и с накрученными на руки ремнями с бляхами вступались в защиту порой сомнительной чести нашего товарища.
 Все заканчивалось к построению на переход в учебный корпус.
 Начинался новый день и начинался он с песней:
“ Нам ли стоять на месте?
В своих дерзаниях всегда мы правы…”

В 1947 году после очередного выпуска-338 курсантов Бакинское подготовительное училище произвело новый набор, а в ноябре 1947 года БВМПУ было переведено на Балтийское море, в город Калининград с целью подготовки к формированию высшего военно-морского училища в самой западной области нашей страны.

Лебедько В.Г.:
“ Учебный процесс свернули. 25 октября 1947 года училище в составе трех курсов погрузилось в воинский эшелон, состоящий из товарных вагонов, и мы начали свой путь на берега Балтики.
В Баку остались театры, Рашид Бейбутов, мечети, уроки танцев и Багдасаров.
Ехали через разбитую и искореженную войной страну.
15 ноября Калининград встретил нас мокрым снегом, разрухой и какой-то суровой воинственностью.”

Переехали все курсанты трех курсов, большинство офицеров БВМПУ, многие преподаватели.
 В первые годы пребывания в Калининграде организация жизни и учебы курсантов, училищные традиции оставались практически такими же, какими были в Баку.
Этому, несомненно, способствовало и то, что почти весь руководящий состав училища оставался неизменным.
Среди руководителей были такие уже опытные и уважаемые офицеры (по старшинству званий), как А. Я. Пышкин, А. И. Левчик, А. С. Чхеидзе, А. И. Иванов, С. Д. Зайцев, А. С. Учватов,
Я. Б. Гутин, А. К. Селяничев, Г. Г. Кайстря, Н. Г. Танский, Л. Н. Бурджалов, Д. Д. Дандин, Ю. Н. Ушаков, К. К. Пруссак, Н. В. Панина и многие другие.
Возглавлял коллектив контр-адмирал Филиппов А. М., который стал затем начальником нового высшего военно-морского училища.

В 1948 году БВМПУ в Калининграде окончило 311 курсантов.

К июлю 1948 года БВМПУ было переименовано в Калининградское военно-морское подготовительное училище.

4 августа 1948 года Постановлением Совета Народных Комиссаров на базе Калининградского военно-морского подготовительного училища было сформировано 2-ое Балтийское высшее военно-морское училище.

Иванов Р.Н.:
“… в ноябре 1947 года БВМПУ было переведено в Калининград, а в августе 1948 года принято постановление о создании на базе БВМПУ 2-го Балтийского Высшего ВМУ.
Третий курс «подгота» после окончания становился первым курсом высшего училища…”

Таким образом, за годы своего существования БВМПУ сделало 4 выпуска в Баку, 1 выпуск в Калининграде и подготовило 1988 выпускников.

Бакинское(Калининградское) ВМПУ до 1950 года произвело еще ДВА выпуска из подготовительных классов 2-го Балтийского Высшего ВМУ.

Каждый курсант, закончивший БВМПУ получил аттестат зрелости и ему было предоставлено право быть без экзаменов зачисленным в любое высшее военно-морское учебное заведение.

Все выпускники БВМПУ добровольного призыва 1943-1944 гг., как и все участники войны, были награждены в 1945 году медалью “За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.”

Создание БВМПУ было экспериментом руководства ВМФ на пути поиска юношей, пригодных для службы на море и формирования у них командирских навыков.
 Учитывая положительный опыт подготовки кадров в БВМПУ, Совет Народных Комиссаров СССР 31 марта 1944 года принял Постановление № 330
“Об организации военно-морских подготовительных училищ закрытого типа в системе Наркомвоенморфлота”, и 30 апреля 1944 года были созданы училища в г Ленинграде, г Горьком и г Владивостоке.
 
                Вместо эпилога…
“В последнее увольнение перед отправкой в Калининград на танцплощадке в парке «Красной Армии» я подарил партнерше по «линде» несколько лишних минут и опоздал из увольнения.

Для меня, бывшего сына полка, тем более, назначенного командиром отделения, в котором значился и сын начальника училища Олег Филиппов, был тройной позор.
На следующее утро Вторая рота 1-го курса из уст командира узнала, что «воспитанник Рудольф Иванов, опоздав из увольнения на пять минут, променял флотскую честь на бабскую юбку».
Этот и многие другие, так называемые, педагогические уроки, которые давались «подготовцам» нашими воспитателями, запомнились на всю жизнь!

Теперь, по прошествии 62 лет, я с благодарностью вспоминаю, что судьба мне подарила Бакинское военно-морское подготовительное училище, а Солнечный Азербайджан на долгие годы остался в моей памяти…”
( из воспоминаний выпускника БВМПУ Рудольфа Николаевича Иванова).


                P.S. Уважаемые Читатели !
    Фотографии к данной статье Вы можете легко найти в Энциклопедии сайта "Наш Баку"         
[http://www.ourbaku.com/index.php5/], используя "Навигацию по сайту".

С наилучшими пожеланиями, Сибор.    

 

 

 
 


Рецензии
Как бакинец по рождению, встречавший в детстве на улицах нашего города курсантов подготовительного ВМУ, с особым интересом прочитал его историю. Спасибо автору!

Тем более, в училище этом обучались два моих двоюродных брата - Игорь Авдеев и Женя Комишев. Второго из уч-ща отчислили по здоровью, а первый его закончил, закончил потом ВВМУ им.Фрунзе и стал военным моряком. Уволившись из ВМФ, плавал на Каспии в торговом флоте, погиб в море в 1954 г.

Так что очерк читал не отрываясь...

Игорь Абросимов   15.04.2013 21:27     Заявить о нарушении
Уважаемый Игорь!
Уверен, что наш возраст и бакинство дает право обращаться друг к другу по имени.[
Да и учились (моя школа № 8) и жили (я в доме Книжного Пассажа)по соседству.
Читаю с удовольствием Ваши воспоминания на "Парапет" и
"НБ".
Спасибо за Ваш отзыв.
Нет ли у Вас фото Игоря Авдеева ?

С наилучшими пожеланиями, Борис.

Сибор Филс   18.04.2013 17:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Борис, за благожелательный отзыв о моих воспоминаниях...
К сожалению, фотографии Игоря Авдеева у меня нет.
Постепенно прочту и другие Ваши очерки (кое-что уже прочел), связанные с Баку и Каспием.
Желаю творческих успехов - Ваш земляк и выпускник 160-й школы в 1954 г. Игорь Абросимов

Игорь Абросимов   18.04.2013 17:21   Заявить о нарушении