Профориентационнное консультирование
В психологии труда вопросы психологического консультирования рассматривались в рамках двух моделей: "профориентационного консультирования и "кризис-интервенции". Вторая модель ориентирует на оказание психологической помощи в ситуациях кризиса в форме обучения технике конструктивных защит, коррекции и самоуправления.
Т.В.Мальцева, И.Е Реуцкая в книге "Профессиональное психологическое консультирование" размежевали несколько видов психологического консультирования:
1. при затруднениях в процессе профессионализации;
2. в ситуациях внутриличностного конфликта профессионального становления;
3. в ситуациях внутриличностного конфликта
4. при затруднениях в профессиональном росте личности.
Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая пишут:"В настоящее время профессиональное консультирование определяют как вид помощи. направленный на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план и индивидуальный стиль поведения, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность. В итоге, согласно классификации Э.Ф Зеер, оказание профконсультационнной помощи должно осуществляться по таким направлениям, как:
* справочно-информационное,
* организационно-управленческое,
* адаптивное,
* стимулирующее.
* коррекционное,
* реабилитационнное.
* манипулятивное.
Процедуры, применяемые в отечественном профконсультировании, базируются на следующих функциях:
* диагностической (психодиагностика, профессиография, принятие решения);
* воспитательной (изучение индивидуально-психологических особенностей человека, организация оптимального профессионального обучения);
* развивающей или активизирующей (формирование психологической готовности личности к профессиональному самоопределению).
Часто клиент, чувствующий затруднения в профессиональном росте личности, не может определить для себя ценностно-смысловые жизненные приоритеты. В этом случае(Аткинсон,Мюррел,1988)целесообразно организовать самопознание у клиента, в том числе через:
* определение уровня притязаний, самооценки, приоритетности по жизненным целям;
* исследование ценностей, потребностей и интересов с помощью детального описания трудовой биографии, описания ключевых моментов жизни и/или жизненно важных решений;
* рефлексивное изучение себя, направленное на прояснение важности жизненных решений, событий, поворотов, а также оценку потребностей, желаний, целей, интересов и мечтаний в терминах их относительной важности;
* анализ с помощью написания резюме, записи на видео консультативных бесед с последующем обсуждением.
Чаще всего психологическое консультирование в ходе профессионализации опирается на деятельностный подход в психологии (А.Н.Леонтьев - развитие личности протекает в деятельности)
Технологии профконсультирования реализуются как в индивидуальных. так и в групповых формах работы.
К индивидуальной форме обычно относят диалогическую технологию, сутью которой является беседа-интервью в целях активизации самопознания и самоопределения клиента. Диалогическая технология реализуется через пять специфических этапов.
1. Структурирование и должествование взаимоотношений ("знакомство").
2. Определение сути проблемы и выделение темы посредством сбора информации о контексте темы, верификация её реальности и актуальности.
3. Верификация желаемого результата посредством конкретизации цели, определения показателей должествования результата, определения контекста результата, выяснения осознаваемых резервов достижения результата, гармонизация цели, её непротиворечивость другим личностно значимым целям.
Реализация этого этапа осуществляется посредством следующих психотехнических приемов: "ссылка на авторитеты", "апелляция к психологической литературе", "опора на прошлый опыт", "предоставление личного опыта", "разделение эмоционального состояния клиента", "суммирование суждений клиента", "перефразирование", "обсуждение позитивных моментов в деятельности клиента", "позитивное обобщение возможных путей достижения желаемого результата".
4. Выработка альтернативных решений. Данный этап реализуется через предоставление психологом таких предложений, как; "конкретное", "фантастическое", "свободные ассоциации", "обсуждение ролевых позиций", "языковые замены".
5. Присоединение к будущему. На этом этапе психолог должен способствовать переходу личности на уровень конкретных действий[1,с.91-95].
Психологическое консультирование в ситуациях внутриличностного конфликта профессионального становления.
Жизнь и её смысл, место человека в жизни, долг, ценности, индивидуальность и др. всё это может влиять на профессиональное становление человека. Большинство психологов в качестве одного из важнейших условий его разрешения видят необходимость осознания личностью своих противоречий, том числе сути составляющих их сторон их причин конфронтации.
Для того, чтобы конструктивно разрешить внутриличностный конфликт по мнению , Ю.В.Румянцевой необходимо:
1. наличие свободы выбора - готовность увидеть возможные варианты поведения, отличные от привычной стереотипной позиции в конфликте;
2. поведенческая гибкость (ведущий показатель поведенческой креативности) - умение продуцировать и использовать разные стратегии.
Также представляется конструктивным использовать психотехники совладающего, ослабляющего и смягчающего поведения (копинг) и тем самым погасить стрессовое воздействие ситуации.
В психологической литературе рассматриваются следующие функции копинг-поведения:
1. фокусирование на проблеме, на разрушении стрессовой связи личности и среды;
2. фокусирование на эмоциях, направленных на управление эмоциональным дистрессом.
Все это способствует стабилизации данной ситуации.
Критерием эффективного совладания является психологическое благополучие человека, выраженное в снижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической симтоматики, депрессивных показателей. а также в изменение отношения к проблеме и ослабления чувства уязвимости к стрессам. Это поможет разрешить конфликт нереализованных профессиональных желаний.
Этап реализуется через четыре фазы:
* сбор информации(методики "Анализ профессионального пути" и "Цветовой выбор"М.Люшер) и присутствие "вторичной выгоды".
Отметить наиболее успешные периоды профессиональной жизни, так и периоды, когда клиент испытывал затруднения в профессиональном росте личности.
При этом консультируемые могут отвечать на следующие вопросы:
* Возникали ли в вашей жизни ситуации, когда вы испытывали затруднения в профессиональном росте личности?
* Когда возникали этиситуации?
* При каких обстоятельствах это происходило?
* Что вы чувствовали в той или иной ситуации?
* Как справлялись с этими затруднениями?
Для верификации предлагается обозначить место положение их в системе координат, где горизонтальная линия это линия жизни, а вертикальная - линия, которая отражает степень субъективной значимости того или иного события.
^
|субъективная значимость того или иного события
|
|
|
|
|
|_____________________________________> линия жизни.
0 10 12 15 17 22 30 40
На фазе создания образа желаемого будущего реализуется: активизация личностных ресурсов, ведущая к пререструктурированию иерархии ценностей и формированию активной "Я-концепции" личности.
Используемые методы: "Анализ ранних воспоминаний", "Анализ затруднения и причин его возникновения" и др.
Для активизации внутренних ресурсов целесообразно осуществлять:
* активизацию позитивных качеств -"подчеркнутая оценка сильных сторон личности", "обращение к позитивному опыту прошлого", "разведение поведения и намерения", "дистанцирование"(оценка мыслей и чувств, относящихся к ситуации, как бы со стороны).
* конкретизацию путей профессионального оста личности, в том числе посредством таких вопросов, как:
- чего бы вы хотели достичь в жизни сейчас?
- какие трудности вы видите на пути реализации этих целей?
- при каких условиях вы сможете добиться поставленных целей?
- какое время вам понадобиться на реализацию поставленных целей?.
* гармонизацию путей профессионального роста личности, определение его непротиворечивости другим личностно-значимым целям
* конкретизацию образа желаемого будущего.
На фазе выбора альтернатив целесообразно предложить представить свое поведение при следующих обстоятельствах:
* анализ других вариантов поведения и прогнозирование иных последствий своей измененой, нестандартной деятельностной активности
* в провоцирующих ситуациях и преодоление субъектных ограничений.
Осуществление работы психолога на данной фазе связано с использованием таких психотехник как "свободные ассоциации", "фантастическое предложение", "сравнение новых форм поведения между собой", "выбор".
На фазе присоединения к будущему клиенту представляются конкретные задания по определению пути реализации цели т.е. планированию реализации цели.
* реально ли добиться желаемого результата сразу или для этого необходимо пройти предварительные этапы?
* разделите цель на более мелкие подцели и определите последовательность их реализации.
* определите пути (способы) реализации целей (подцелей).
* определите. что вы будете делать для достижения профессионального роста личности уже сегодня.
Заключительно-мониторинговая стадия консультирования включает в себя позитивное обобщение результатов работы, её оценку и демонстрацию установки на поддержание взаимоотношений в будущем[1,c. 96-119].
Для профориентационного консультирования необходимо:
* 1. Исследование познавательных интересов
* 2. Исследование намерений,
* 3. Исследование направленности
* 4. Исследование склонностей.
* 5. Заключительная беседа в присутствии родителя.
Вступительная беседа.
Цель обращения.
Обсуждение ситуации.
Выявление хобби, увлечений, любимых занятий.
Выявление любимых предметов в школе.
Прежде всего педагог-психолог обращает внимание на наличие у учащегося определенных трудовых навыков, доминирование интересов в учебной деятельности, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора продолжения учебы. Кроме того, отмечаются снижение у учащихся интереса к учебе и ориентация на вне учебную деятельность.
В заключительной беседе можно продемонстрировать идеальную формулу будущей профессии его сына (дочери). В беседе необходимо, так же, назвать несколько возможных будущих профессий и выделить возможные профессиональные направления. Необходимо рекомендовать предпочитаемые предметы, кружки, секции.
Основаниями для психологического профориентационного консультирования могут быть добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи при выборе будущей профессии.
Литература:
1. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Дело-работа-бизнес
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/delo-rabota-biznes
Дело и бизнес - одна из сфер жизни человека, одна из направленностей личности, один из основных кругов жизненных ценностей наряду с кругами "Личная жизнь" и "Собственный рост и развитие".
В круг ценностей Дела и Бизнеса входят такие жизненные ценности, как "Мое дело, Мои проекты" и "Карьера, власть, статус". Частично входят ценности "Дом, комфорт, деньги" и "Образование, повышение профессиональной квалификации".
Тот, у кого направленность личности - Дело и Бизнес, при развитии личности обычно выбирает специализацию "Деловая успешность".
Дело и Бизнес в среднем возрасте чаще оказывается приоритетом для мужчин, так же, как Личная жизнь - для женщин.
Личностная специализация
Материал Личностная специализация - заточенность личности под определенный круг задач, где она достигнет максимальных результатов.
Когда-то к личностной специализации подталкивает жизнь: когда страна требует шахтеров, молодые люди спускаются под землю; когда востребованы бухгалтеры, дети шахтеров идут учиться дебету и кредиту. Бывает, что личностная специализация растет из самого человека против любых внешних обстоятельств: если мальчик слышит звуки и мелодии, он будет писать музыку, потому что этим дышит его душа. Может быть, что человек просто принимает решение и становится, например, полицейским со всеми вытекающими из этого личностными последствиями.
Так или иначе, каждая личность постепенно «затачивается» под определенный круг задач, где она будет способна достигать лучших для определенного человека результатов. Очевидно, что любая специализация имеет и отрицательные последствия. "Специалист подобен флюсу, его таланты односторонни": спринтер не готовился для поднятия штанги, а штангист не покажет выдающихся результатов в синхронном плавании.
Теоретически личность может быть универсальной. Практически, чтобы быть «на уровне», люди выбирают ту или иную личностную специализацию. Смотри Стержневые направления жизни
Базовые специализации личности
Три основные специализации, которые могут стать вашим проектом и из которых вы можете выбирать, это:
• самоактуализация,
• отношения с людьми,
• деловая успешность.
Отличаются эти личностные направленности в первую очередь разнымиценностями, достаточно специфическими убеждениями и разным набором умений и навыков. У тех, кто стремится к самоактуализации — свой, типовой набор убеждений и свои привычные умения, которые часто называются для простоты чертами. У тех, кому важнее всего межличностная гармония — другие убеждения и другие черты, особенности и умения. У деловых — свой набор деловых убеждений и деловых навыков.
Вы можете познакомиться с типовыми списками и примерить к себе: сейчас я ближе к этому типу, к этой личностной специализации. А на будущее хотел бы добавить себе специализацию такую…
Меры предосторожности: успешное добавление новой специализации обычно завершается тем, что новая специализация вытесняет старую…
Стержневые направления жизни
Материал
Как определить цель своей жизни? Этот вопрос решит только тот, кто его себе задает. В любом случае стоит учитывать, что стержневых направлений в жизни всего три: Дело, Личная жизнь, Рост и развитие личности.
Дело: это дома и дороги, машины и электричество, это рукоделие, из которого поднимаются города. Дело — это творческие проекты и изобретения, книги и картины, музыка и спортивные достижения. Это ваш вклад в культуру и экономику вашего города, страны или мира. Но дело, это еще и сумасшедший азарт предпринимателя и достойные деньги за достойную работу, это трудное строительство карьеры и жесткое соревнование бизнесов, риски и страховка, планы, отчеты и работа, работа, работа...
Среди тех, для кого главное в жизни Дело - 80% мужчины.
Личная жизнь: улыбка ребенка, благодарная ладонь любимого человека и теплый взгляд мамы. Семейный ужин, уроки с детьми, забота о родителях и встречи с друзьями. Это вкусная еда и веселые пикники, это фитнесс к весне и ветер путешествий, вызов новой любви и тянущая нота разлуки, сладкое погружение в сюжет книги или магию театра, азарт рискованного романа и безумный шопинг.
Лучшие и самые самоотверженные игроки поля Личной жизни -женщины.
Личностное развитие — это постоянное самосовершенствование того, кто нашел свой Путь или свой Путь ищет. Это повышение квалификации, чтобы чувствовать себя профессионалом, это личностные тренинги, помогающие эффективно достигать свои цели и ставить цели новые. Тренировка тела, развитие ума, укрепление воли и духа. Поиск авторитета и практика медитации, настойчивые тренировки и возвышенные молитвы, честная рефлексия и искреннее покаяние… Это освоение каждый год какого-то нового навыка, хотя бы и игры на барабане - с тем, чтобы быть постоянно в росте и развитии.
Высшая ценность Личностного развития у тех, кто молод душой.
А знать и не путать эти три стержневых направления жизни важно затем, чтобы быть способным ответить на вопрос: что из этого для вас - важнее?
Свидетельство о публикации №212041801265