Плюнь тому в глаза, кто

 С мамой и братом, 1955-й год   


Перезрелые пенсионные годы. “Плюнь тому в глаза, кто…”

     Эту шутливую пословицу я впервые услышал от двух генералов Дёмина Александра Ивановича и Чурсина Владимира Ивановича, вышедших в запас незадолго до той встречи со мной, когда они приезжали к нам в НИИ–2МО в командировку уже в новом качестве и в штатских костюмах. На мой вопрос: “Ну, как в запасе, на пенсии, Александр Иванович?” ответил почему-то Владимир Ивановиче: “Плюнь тому в глаза, кто скажет, что на пенсии хорошо. На пенсии очень хорошо”, а Александр Иванович пояснил: “Как хорошо быть генералом и ни за что не отвечать” (конечно, по сравнению с прежним огромным грузом ответственности).

      Я охотно им поверил и, пожелав, чтобы и дальше у них было всё отлично, откланялся, вернее, по старой привычке отдав честь, распрощался. Поэтому, когда прошло более 20-ти лет с той запомнившейся встречи со своими московскими начальниками, и мне пришлось решать, уходить ли “совсем на пенсию” из университета или ещё “потянуть” и не расставаться с кафедрой, я долго не раздумывал, памятуя о том, что надо “плюнуть тому в глаза, кто…”. К тому же припомнились: изречение Максима Горького “Истинно мудрый умирает во–время” и присказка из кинофильма “Праздник святого Йоргена”, сказанная незабываемым артистом Игорем Ильинским, “Главное  в профессии святого, как и в любой профессии, – во–время смыться”.

       В итоге такого экскурса в историю фольклора, классической литературы и киноискусства я заявил, что дорабатываю оставшиеся после закрытия послеоперационного больничного листа два месяца до окончания контракта и больше в университет ни духом, ни ногой. Так и сделал, как решил. И ни разу не пожалел об этом. Давая прощальный банкет, я прочёл  приуроченное к этому событию стихотворение

Вспоминайте меня,…

20 лет, как сон, пролетели,
И прощаться нам время пришло.
Сделать многое не успел я,
Но с работою мне повезло.

Вспоминайте меня почаще
В кафедральном тесном кругу,
И слова душевные ваши
Я в своей душе сберегу.

Вспоминайте без укоризны:
Я для всех вас всегда был друг.
Вспоминайте меня при жизни,
А не только, когда умру.

Вспоминайте меня обязательно,
Не жалейте хвалебных фраз.
И за то вам буду признателен
И спасибо скажу не раз.

Не пеняйте мне, не ругайте:
Перед вами я чист,– не грешу.
Вспоминайте меня, вспоминайте.
Я об этом вас очень прошу.

     Но тут я, кажется, ошибся, думая, что на кафедре только и делов будет – вспоминать меня: не больно нужно чужим людям  вспоминать кого-то не своего, бывшего военного,  отработанный материал, балласт. Но может быть так и надо в свете реалий нового времени и новых отношений между людьми. Не испытывая больше обиды, как в первые месяцы после расставания с кафедрой, вспомнил стихотворение В. Брюсова:

Я теперь уж не такой, как прежде,–
Недоступный, чистый, гордый, злой.
Я смотрю добрей и безнадежней
На обычный грешный путь земной.
     Перефразировав немного поэта, дополнил его следующим четверостишием:
Я не только не имею права,
Даже вас не в силах упрекнуть
За не радостный ваш, за лукавый,
Каждому из вас суждённый путь.

    Но сейчас твёрдо убеждён в справедливости старой пословицы: “Что ни делается, всё – к лучшему”. И если бы мне сейчас предложили любую работу: или почасовую, или на четверть ставки, или начальником лаборатории, что уже предлагал мне ректор при вручении грамоты заместителя министра образования, я бы, не задумываясь, отказался. Уже привык к “свободе”, к вольному время провождению, когда можно заняться любимыми делами, на которые раньше не хватало времени или до которых не доходили руки.

     Так, первые два месяца с удовольствием занимался изучением шахматной теории по книге Ларсена “50 избранных партий”. Потом вошёл в поэтический раж и на одном дыхании в течение месяца написал несколько десятков стихотворений. И наконец, приступил к написанию этой автобиографической повести, к которой давно собирался подступиться, да всё как-то не получалось, всё откладывал на потом, хотя никогда не любил ничего откладывать. И теперь с полным удовлетворением вывесил над своим рабочим столом 3 лозунга–слогана, которые привожу ниже:

Не откладывай на завтра то, что можно сделать нынче,
Если всё равно придётся это делать самому.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать нынче,
Потому что это завтра можно просто не успеть.

Не откладывай на завтра  всё, что надо к послезавтра,
Потому что это завтра может просто не настать.

      Я не откладывал, и я успел. Я сделал: к назначенному времени–3.07.10, истечения года после завершения работы в университете, закончил написание 2-й книги Воспоминаний, оставив, считаю, с запасом почти 4 месяца на её доработку, редактирование, набор на компьютере, правку, печать и оформление, чтобы всё полностью закончить к намеченной дате золотой свадьбы–29 октября 2010–го года. И теперь слова В. Брюсова, написанные 100 лет назад, могу отнести и к себе.

Я дорожил минутой каждой,
И каждый миг мой был порыв.
Всю жизнь я жил великой жаждой,
Её в пути не утолив.

      Хорошо бы таким оставаться и дальше,  в перезрелые годы, и успеть к своему 75–летию написать 3-ю книгу автобиографической повести под примерным названием “Размышления и обобщения, Лирика и реалии, жизнь и политика” и оформить дилогию Воспоминаний по материалам первых двух книг, что мне вроде бы и удаётся сделать. Ну, поживём–увидим, но лучше бы успеть.               


Рецензии
Сергей Лукич! Хочу просить прощения за нашу кафедру. Мы любим вас и вспоминаем. Но, к сожалению, вы понимаете, что нынешнее время сделало нас черствее и расчетливее. Мы живем в постоянной погоне за материальным, становимся более жесткими с близкими и забываем тех, кому мы многим обязаны.

Юлия Ко 2   21.07.2014 20:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юленька. Спасибо за тёплый отклик. Рад, что напомнили о себе и о тех добрых временах работы на кафедре. И не надо извиняться, действительно, любое время меняет людей, а наше взбалмошное, стремительно подгоняющее время - тем более, и часто не в сторону лучшего, а в сторону индивидуализма, жёсткости, закрытости. Так что всё объяснимо, и значит - нормально. Не переживайте. Привет всем, кто меня знает на кафедре. Здоровья и радостей Вам и Вашему сынишке. С уважением С.Л.

Сергей Федченко 2   23.07.2014 10:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.