Процесс обучения должен быть обоюдоинтересным

Это значит, что стимулы к обучению должны быть и у преподавателя. Это так и будет, если обучающий поймет, что у обучаемых тоже кое-чему можно научиться. Такая сфера проявлений ума, в которой ребята могут превзойти учителя (по крайней мере сообща, всем классом) – есть: это генерация неожиданных идей.

Даже если учитель не включится в ними соревнование, он, поощряя их идейную продуктивность, будет удовлетворять свою внутреннюю, глубинную, внутренне присущую потребность, которую можно назвать гностической. Каждая идея, тем более неожиданная, врываясь в человеческое сознание, производит сильное активизирующее действие на установившиеся представления. Может начаться отторжение нахальной гостьи, эмоциональный протест, критические оценки, сопоставление со своими представлениями, корректировка идеи до уровня, приемлемого оценивающему, встраивание ее в новые понятийные рамки. Сильная радикальная идея способна дать столь сильные стимулы для обновления личности, как новая работа, весна, влюбленность.

Есть определение старения как засорения каналов информации. А из-за чего засорение? Из-за скудости информационных потоков прежде всего. Так что средство против старения – это почаще сталкиваться с радикальными, сногсшибательными идеями.

Разворошив ребячий муравейник, открыв им радость творческой инициативы, фантазирования, учитель сам удовлетворять на уроках свою гностическую потребность, ему не надо будет актерствовать и «изображать интерес». Понятно, что в полной мере можно последовать такой рекомендации лишь в рамках внешкольного учреждения; но, по-видимому, и в стенах школы тоже кое-что можно для обновления интереса к педагогике как профессии сделать. Хотя бы во внеклассные часы.


Рецензии