Алекс. Сценарий

Сценарий (короткометражный)
По рассказу Франца Кафки: Наблюдение. Пребывание несчастным.
Идея: Отраженное «Я», боязнь быть узнанным и понятым, но стремление выразить себя. Призрак самого себя. Хождение по замкнутому кругу, предчувствие открытия причины страха в себе самом.

АЛЕКС

Осенний вечер.
Комната, освещённая светом фонарей с улицы.
Стена слева: окно и рядом дверь. Напротив двери у противоположной стены – зеркало.
Ковровая дорожка от входной двери до зеркала.
Стена прямо: окно, стул, стол. Рядом - большое кресло.  За креслом – книжный шкаф.
Стена справа: рядом с зеркалом, справа от него – ночной столик и кровать изголовьем к стене.
На ночном столике – незажжённая свеча, спички, раскрытая книга.

Алекс, юноша лет восемнадцати, в постели, полуодет, неподвижен.
Алекс резко встаёт с постели, берёт в руки книгу, листает и резко захлопывает её.
Алекс бросает книгу на пол, двигается взад-вперёд по ковровой дорожке в комнате.
 
Впереди в окне -  вид освещённой улицы.
 
Алекс смотрит в сторону окна, вдруг пугается света, быстро идёт обратно.
 
В глубине комнаты – зеркало.
 
Алекс медлит и приближается к зеркалу, видит в зеркале  новую цель, кричит, смотрит в зеркало.

В зеркале отражается открывающаяся дверь.
За дверью – тёмный коридор.
В глубине коридора – закрытая дверь.

Из коридора выскакивает подросток, похожий на бесёнка, и замирает. Стоит на цыпочках на балке пола. Пугается сумерек комнаты, пытается закрыть лицо ладонями, но видит уличное  освещение и успокаивается. Он стоит прямо, опершись правым локтем о стену возле открытой двери.

Сквозняк из двери скользит по волосам мальчика.

Алекс смотрит на отражение мальчика в зеркале.
Алекс:
- Здравствуйте!
Алекс берёт свой свитер со спинки кровати и одевает его, он испуган и дрожит.

Мальчик  стоит на том же месте, у стены,  прижимает к ней правую ладонь, трёт подушечками пальцев побелку,  волнуется.
 
Алекс смотрит в зеркало и говорит:
- Вы действительно ко мне? Вы не ошиблись? В таком большом доме ошибиться ничего не стоит. Меня зовут Алекс, я живу на четвёртом. Так я – тот, кого Вы намеревались посетить?

Мальчик:
- Спокойно, спокойно, всё у нас правильно.

Алекс:
- Тогда пройдите дальше в комнату, я хотел бы закрыть дверь.

Мальчик:
- Дверь я только что закрыл, так что не трудитесь. И вообще, успокойтесь.

Алекс оборачивается и смотрит на дверь в комнате.
Дверь закрыта.

Алекс снова смотрит в зеркало и отвечает:
- Что Вы, какие труды. Просто по этому коридору проходит множество людей, и все они, естественно, меня знают; большинство их сейчас возвращаются с работы, и если они услышат, что где-то в комнате разговаривают, они сочтут себя вправе просто открыть дверь и посмотреть, что там такое. Так уж повелось. Эти люди целый день отработали – станут они ещё кому-то подчиняться в краткое время своей вечерней свободы! Впрочем, Вы ведь это знаете. Позвольте мне закрыть дверь.
Алекс пытается дотронуться до двери в зеркале.
 
Мальчик стоит у зеркала.

Отражение открытой двери в зеркале.

Мальчик кричит:
- Да в чём дело? Что с Вами? По мне, пусть хоть весь дом сбегается.  А, кроме того, повторяю: я уже закрыл дверь – или Вы полагаете, что только Вы умеете закрывать двери? Я даже запер её на ключ.

Алекс снова оборачивается и смотрит на дверь.
Дверь закрыта.

Алекс в замешательстве:
- Тогда всё в порядке. Большего я и не желал. Закрывать её на ключ Вам было даже не обязательно. Ну а теперь, поскольку Вы уже здесь, располагайтесь поудобнее.
Алекс суетится, двигает кресло к ребёнку.
Алекс:
- Вы мой гость. Вы можете вполне на меня положиться. Располагайтесь здесь без всяких опасений, как Вам удобнее.
 
Мальчик устраивается с ногами в кресле.

Алекс:
-Я не стану принуждать Вас ни оставаться здесь, ни уходить отсюда. Да и зачем, собственно, я это говорю? Неужели  Вы так плохо меня знаете?
Алекс стоит напротив кресла, где сидит ребёнок, смотрит на ребёнка и ждёт ответа.

Мальчик:
- Нет. Вам действительно незачем было это говорить. Более того, Вам не следовало этого говорить. Я – ребёнок, к чему столько церемоний в обращении со мной?

Алекс:
- Это не так страшно. Разумеется, Вы ребёнок, но не такой уж маленький. Вы уже вполне взрослый.
Алекс быстро пробежался до двери и убедился, что она закрыта. Приблизился к мальчику.
Алекс:
- Если бы Вы были девочкой, Вам не следовало бы так просто запираться со мной в комнате.

Мальчик:
- Ну, об этом нам можно не беспокоиться. Я просто хотел сказать: то, что я так хорошо Вас знаю, это слабая для меня защита, это только освобождает Вас от утомительных попыток заморочить мне голову.
Мальчик  крутит пальцем у виска,
продолжает:
-Но Вы вместо этого делаете мне комплименты. Бросьте это, убедительно Вас прошу, бросьте. К тому же, я не везде и не всегда Вас узнаю, особенно в такой темноте.
Мальчик оглядывается и всматривается в тёмные углы комнаты,
продолжает:
-Было бы куда лучше, если б Вы распорядились зажечь свет. Хотя нет, лучше не надо. Как бы то ни было, я замечу себе, что Вы мне угрожали.

Алекс:
- Как? Чтобы я Вам угрожал? Да ничего подобного! Я же так рад, что Вы, наконец, здесь. Я говорю «наконец», потому что сейчас уже так поздно. Я просто не могу понять, почему Вы так поздно пришли. Поэтому, возможно, я на радостях говорил так сбивчиво, что Вы меня именно таким образом поняли. А с тем, что я это так говорил, я десять раз согласен, - да, я угрожал Вам всем, чем хотите. Только, ради Бога, без споров!
Алекс прохаживается взад-вперёд перед мальчиком.

Мальчик наблюдает за ним.

Алекс:
-Но как Вы могли так подумать? Почему Вы изо всех сил стараетесь отравить мне это краткое время Вашего пребывания здесь? Да какой-нибудь посторонний человек был бы любезнее, чем Вы.

Мальчик проявляет нетерпение.
Мальчик:
 - Полагаю, что так; сказано не от большого ума. Я по самой своей природе уже настолько близок к Вам, насколько мог бы к Вам приблизиться какой-нибудь любезный посторонний человек. И Вы это знаете, так к чему такое уныние? Скажите прямо, что Вы собираетесь ломать комедию, и я немедленно уйду.

Алекс:
- Вот как? Вы даже так смеете со мной разговаривать? Вы чуточку слишком дерзки. В конце концов, я в своей комнате. А Вы трёте ваши пальцы о мою стену, словно одержимый! В моей комнате о мою стену! К тому же то, что Вы говорите, не только дерзко, но и смешно.
Алекс смеётся, ходит перед креслом взад-вперёд и размахивает руками.
Алекс:
- Вы утверждаете, что ваша природа заставляет Вас разговаривать со мной подобным образом. Неужели? Ваша природа Вас заставляет? Очень мило с её стороны. Ваша природа – это моя природа, и если я в силу своей природы отношусь к Вам дружелюбно, то и Вам иначе не положено.

Мальчик:
- И это – дружелюбие?

Алекс останавливается напротив зеркала и думает.
Алекс:
- Я говорю о прошлом.

Мальчик подпрыгивает на кресле и веселится.
Мальчик:
- А Вы знаете, каким я стану в будущем?

Алекс, глядя в зеркало:
- Ничего я не знаю.
 Алекс оглядывается и видит пустое кресло.

Мальчик исчез.
Комната причудливо освещается светом фонарей из окна.
Свеча на ночном столике в  луче света.

Алекс подходит к ночному столику,  зажигает  свечу, подходит со свечой к зеркалу и смотрит на отражение. Затем идёт со свечой к столу, садится на стул и ставит свечу на стол. Надевает пальто,  шляпу, берёт свечу и подходит к двери. Открывает дверь. Свеча гаснет.

Лестница в подъезде дома.
Алекс небрежно кладёт свечу в карман.
Алекс медленно спускается по лестнице вниз. Встречает знакомого жильца дома.

Жилец видит Алекса, встаёт перед ним.
Жилец:
- Уже снова уходите, бродяга?
 
Алекс:
- А что делать? Теперь ко мне в комнату пожаловал призрак.

Жилец:
- Вы говорите об этом с таким неудовольствием, словно нашли в супе волос.

Алекс:
- Вам смешно. Но, знаете, призрак это призрак.
Алекс двигается вниз по лестнице.

Жилец смотрит ему в спину.
Жилец:
- Очень верно замечено. Но что делать, если вообще не веришь в призраков?

Алекс:
- Так Вы что же, думаете, что я верю в призраков? Но какая мне польза от моего неверия?

Жилец:
- Очевидная. Вы просто не должны больше пугаться, если к Вам действительно явится призрак.

Алекс:
- Да, но это же страх второстепенный. Настоящий страх внушает причина этого явления. А этот страх остаётся.
Алекс замирает. Думает напряжённо.
Алекс:
- И прекрасным образом живёт во мне самом.

Жилец смотрит на Алекса.
 
Алекс нервничает.

Жилец:
- Но раз Вы не боитесь самого явления, так Вы же тогда спокойно можете задать вопрос о его причине!
Алекс раздражается и нервничает.
Алекс:
- Вам, очевидно, ещё ни разу не приходилось разговаривать с призраками. От них же никогда не получаешь ясного ответа. Вечно какие-то и «да» и «нет». Эти призраки, похоже, сомневаются в своём существовании ещё больше, чем мы, что, впрочем, и неудивительно при их необоснованности.

Жилец иронизирует:
- А я слышал, что их можно вскармливать.

Алекс грубит:
- Вас правильно информировали. Можно. Но кто станет этим заниматься?

Жилец:
- А почему нет? Если, к примеру, это призрак женщины. 
Жилец  двигается вверх по ступеням и скрывается за перилами.

Алекс в задумчивости.
Алекс:
- А-а, но даже и тогда это не стоит того.
Алекс смотрит вверх.
 
Жилец уже высоко, он  перегибается на повороте лестницы через перила, чтобы видеть Алекса.

Алекс кричит:
- И, тем не менее, если Вы там наверху уведёте у меня моего призрака, - между нами всё будет кончено, и навсегда.

Жилец:
- Но это же была только шутка.
Жилец улыбнулся и исчез за перилами лестницы.

Алекс бормочет:
- Тогда всё в порядке.
Алекс  облегчённо вздыхает, оглядывается.  Решает идти гулять. Останавливается у выхода из подъезда. Снова в нерешительности.
Алекс  возвращается в дом.

Снова лестница. Вид лестницы снизу вверх.

Алекс медленно поднимается по лестнице, открывает дверь.
 
Тёмный коридор.
 
Алекс в коридоре у входа в комнату; закрывает входную дверь.

Отражение тёмного силуэта Алекса в зеркале. Блики света из окон.

Алекс торопливо ищет свечу в кармане пальто, спешит к ночному столику и зажигает свечу. Поднимает с пола книгу, листает, закрывает книгу и бросает её на кресло. Падает на кровать вниз лицом.

Надпись на обложке книги: «Зигмунд Фрейд. Психологические опыты».
Отражение свечи в зеркале.
Отражение открытой двери в зеркале.

конец


Рецензии