Язык танца

Танцы изначально возникли, как тренировка воинов. Когда славян раздраконили, и они потеряли свою боевую славу, танцы остались хранителями древних традиций.

На Руси были танцы и пляски.
Танцы – это ритуальные, закодированные действия.

Пляски - это импровизация от души.

Среди танцев главное место занимал хоровод. Хороводов было великое множество. Каждый хоровод имел свой смысл и значение, посвящался какому-то богу, природному явлению или событию. Хоровод сопровождался припевками-заклинаниями. В хороводах происходило соединение мужских и женских энергий, проявление соборности.

Совсем другое дело пляски. В плясках происходило проявление индивидуальности, раскрывалась душа. Пляски имели свою азбуку.

Пляски были устроены следующим образом. Девки становились в круг, а парни перед ними хорохорились. Начиналось с выходки. Выходка – это как бы заглавная, прописная буква, красная строка. Парень выбегал в круг с гонором, типа: «Опа! Смотрите, девки, вот и я!»

После выходки начиналась проходка вдоль девичьего круга. Проходка – это гласные буквы. Основных гласных букв пять и проходок пять. В проходке парень показывал свой характер, свой гороскоп.

Стихия земли – неторопливая, степенная твёрдая поступь с серьёзным видом.

Стихия воды – плавные, волнообразные, вкрадчивые  движения.

Стихия воздуха – лёгкая поступь, мелкие шажки, порывистые движения.

Стихия огня – искромётные, зажигательные, взрывные движения.

Были удальцы, которые в своей проходке демонстрировали все четыре стихии.

После проходки парень становился в круг и начинал выделывать коленца, кто во что горазд. Коленца это согласные буквы азбуки пляски.

За первым выбегал второй парень и начинал рассказ о себе. И так далее, пока все парни не перекрасуются перед девками. В пляске парни демонстрировали свою удаль, лихость или степенность, рассудительность. Если парень похлопывал себя по груди и животу, то показывал, что будет рачительным хозяином. Если похлопывал по ногам, то показывал, что он гуляка. Но парни не были бы парнями, если бы только красовались перед девками. Надо же и подраться за них. Начинался русский перепляс. Два парня выходили в круг и, как два боевых петуха, выпятив грудь, начинали хорохориться друг перед другом, выделывать свои коленца, кто кого перепляшет.

После этого наступала очередь девок показать себя парням. Парни становились в круг, а девки по очереди демонстрировали им свою красу и  характер. В пляске показывали свою строптивость или покладистость, домовитость или гульливость, белорукость или рукодельность, строили глазки. В девичьих плясках было много движений, имитировавших домашнюю работу.

Такие пляски заканчивались игрой в ручеёк, где каждый выбирал себе пару. Пара складывалась, если девка и парень выбирали друг друга. За плясками парней и девок наблюдали старики и старухи, которые выносили им свой приговор. Это были настоящие народные гуляния. Обычно такие гуляния проходили на Ивана Купала, а осенью играли свадьбы. Всё делалось с чувством, с толком, с расстановкой.

Это вам не «Дом-2», где кроме мерзости ничего нет, где резвятся мертвецы.

Переместимся в более прежние времена. Пляски и танцы были тактической подготовкой воинов.  В хороводных танцах тренировались согласованные действия в строю. В плясках показывалась ловкость в рукопашных единоборствах.

Основной боевой тактикой славян была круговая порука, "один за всех и все за одного". Благодаря круговой поруке пятеро козаков-характерников могли победить любое войско.  Например, козаки могли пробиться к ставке хана, взять его в плен, вывести с поля боя и начать переговоры о мире. Козаки становились в круг, начинали двигаться по кругу, вращаясь вокруг своей оси и размахивая саблями. Образовывалась фреза, которая могла разрезать любой строй, как нож масло.  Образовывалось мощное вращающееся энергетическое поле, которое отклоняло стрелы, которые летели в круг, и разбрасывало врагов в разные стороны. Их этой тактики родился образ русского богатыря, который вихрем носится по полю брани, направо махнёт - улица, налево - переулочек.

Тактика богатырского боя хорошо описана в поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". Князья в начале боя выпускали козаков-характерников, которые стремительно и беспрепятственно перемещаясь в разных направлениях, разрезали вражеское войско на части. Задача козаков была не убивать врагов, не сражаться с ними, а расстроить ряды противника, внести сумятицу, посеять панику . После этого князь выпускал дружину, которая добивала врага по частям. Так, малыми силами были одержаны многие громкие победы. Например, победа князя Святослава над хазарами.

Все козаки были другарями, а многие и побратимами. Побратимами становились в бою. Была тактика побратимства. Принцип побратимства «сам погибай, а товарища выручай». Побратимы не вступали в единоборства, защищали не свою жизнь, а жизнь товарища. Например, побратим отбивал удар справа, а наносил удар влево. Бил только один раз. Такая тактика, как бы исподтишка, наносила наибольший урон противнику, вселяла в его ряды замешательство, а сами козаки оставались невредимыми. Эта тактика тренировалась в хороводах. Есть хоровод, под названием свастика, для создания такого хоровода достаточно двенадцати козаков. Вращаясь в этом хороводе, козаки образовывали вращающуюся на месте фрезу, которая позволяла держать круговую оборону и выходить из окружения.

Сегодня идёт возрождение боевого учения славян. На Украине, на острове Хортица, где раньше была Запорожская Сечь, работает школа характерников. В ней проходят обучение мальчики с двенадцати лет. В Москве есть клуб русских народных танцев, который называется Вечора или  Крутуха. 

Шире круг, другари!

 


Рецензии