Отец. Глава 30. Вещий сон. Умна головушка

 
   
  Пришла зима, а отца не было. Однажды глубокой осенью, в самое предзимье, когда к нам ночевать опять пришла тётка Анисья, они с мамой долго не ложились спать, о чём-то разговаривая вполголоса. Засыпая, я слышала их голоса, но не могла разобрать ни слова. Зато утром… Я проснулась рано, ещё не светало. Трещит затопленная печь, мама со слезами в голосе, всхлипывая,  рассказывает тётке свой сон…

  - Ведь вечером только я хотела тебе об этом рассказать, Анисья, да сдержалась, думаю, что человека обвинять зря… Ну, не смотрит мне в глаза, так что, думаю, из-за этого обвинить, что ли, можно? А раньше всегда поздоровается, поговорит, спросит что-нибудь. За сметаной на завод ходили, за маслом для всей партии. Нынче – как отрезано: только через магазин покупают. А мне-то что, на магазин списываем всё равно? А встретимся – старается или с дороги свернуть, или в глаза не смотрит! И вот только уснула, а он вот тут, как будто мы встретились, глаза поднял на меня и говорит: «Мария, не ищите Петра, мы его далеко увезли!» Мамин голос дрожит, а тётка тихонько успокаивает её: «Так ведь это, Маруся, всего лишь сон, ну-ко, не плачь! А сказывают, я слыхала, будто бы они уезжать собираются.  Умна  головушка  говорила, что жить будут до другой осени, а что-то запособирывались раненько». Тётка, большая, грузная, говорила тихонько, медленно выговаривая слова, и меня пронзила догадка.
   
 Речь шла о геологах, о геологической партии!  «Умна головушка» – это же бабушка Дениса Худякова, моего одноклассника, у которой в доме стояли на постое геологи. А тот, кто приходил к маме на маслозавод, договариваясь о поставке сметаны и масла, - это начальник геологической партии Беляков, сын которого учится со мной в этом году…  Да, он тоже говорил, что скоро они уезжают, хотя сначала собирался учиться весь год… Вскоре геологи действительно уехали. И тут началось. Словно кляп изо рта вынули у некоторых жителей деревни, видевших отца перед кончиной…

    Стали признаваться в том, о чём молчали, когда приезжал следователь и милиция. К одному заходил отец, к другому, к третьему… Заговорили Ильины, Соболевы, к которым заходил отец попросить фонарик. Но самое главное: проговорилась та самая бабуся, с прозвищем «Умна головушка».(Прозвали её так за ласковое обращение к человеку, с которым она разговаривала: «А умна твоя головушка!») Она говорила страшные вещи, будто виновники пропажи отца – её неожиданно снявшиеся с места и уехавшие постояльцы-геологи. Затем на какое-то время она вновь замолчала. (Как позже выяснилось, распускать язык ей запретил сын, боявшийся возможных  последствий). Встречая нас с Серёжкой, она прикладывала кончик головного платка к мокрым глазам и причитала нам вслед: «Ох, сиротинушки вы бедные, нет у вас больше папоньки!» Это было невыносимо, и я очень не любила встречаться с ней. Много прошло лет, пока я поняла, как страх может поработить человека и какой нравственный урон наносит душе состояние страха. Ведь не была злой эта бабушка, наоборот, она очень неплохо относилась к нашему отцу и жалела его загубленную жизнь. А нам сочувствовала от всей души.

   Прошла долгая и тяжёлая для нас зима, в течение которой я повзрослела, так как мне открылось таинство рождения человека.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/04/18/553


Рецензии
Трусость - самое подлое чувство, разрушающее душу человека. Лучше погибнуть, чем быть тварью дрожащей! Р.Р.

Роман Рассветов   15.09.2018 14:27     Заявить о нарушении
И самую суть человека в нём самом убивает, уничтожает!...

Валентина Баскакова   15.09.2018 19:10   Заявить о нарушении
Полностью согласен! Р.

Роман Рассветов   17.09.2018 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.