Зайка-путешественник

Жил-был маленький Зайка.
Были у него папа Заяц и мама Зайчиха. И были пятеро братьев и три сестрички. Жили они все большой дружной семьёй в красивом домике на полянке в лесу. Лес был большой, в нём росли самые разные деревья и кусты. Много было и лесных даров: ягод, грибов, цветов и полезных трав.
Мама Зайчиха хлопотала целый день по хозяйству. Надо было и печку растопить, и кушать на всю семью приготовить, и в доме убрать. Папа Заяц тоже без дела не сидел, помогал Зайчихе по хозяйству, ходил в лес за дровами, приносил ягоды и грибы, воду из ручья.
Был у них и маленький огородик, на котором семья выращивала морковку, капусту и другие полезные овощи.

Все девять зайчат помогали папе и маме. Старшие сыновья ходили с папой в лес собирать хворост, дочери искали грибы и ягоды. А те, что помладше, оставались с мамой в доме и работали на огороде, пропалывали сорняки, поливали грядки. Да и в доме хватало дел.
Зайка не отставал от своих братьев и сестёр, хоть и был самым младшим в семье. Он тоже копался на огороде, выщипывал лишнюю травку и носил воду в маленьком ведёрке.

Но всё-таки Зайка отличался от других детей в этой семье. Он очень любил Мечтать и Фантазировать.

Однажды сидел Зайка под большим малиновым кустом, что рос неподалёку от домика. Солнышко припекало, глазки у Зайки слипались. Того и гляди - заснёт. И мечталось ему в тот час, что идёт он по лесной тропинке. Идёт с узелком за плечами, один-одинёшенек, а вокруг сосны да ели, неба не видно. Интересно Зайке - что будет за поворотом, где тропинка сворачивает за деревья?
Но не успел Зайка в своих мечтах дойти до поворота, как кто-то его окликнул.
Зайка подскочил и стал оглядываться вокруг - кто его зовёт?
И увидел, как на самом краешке леса стоит кто-то. Но кто это, Зайка понять не мог. Он никогда ещё не видел такого чуда. Некто был  ростом с Зайку, весь круглый и лохматый. У него были тонкие короткие ножки и ручки, а среди густой зелёной шерсти проглядывали маленькие и блестящие чёрные глазки. Под ними был крупный нос-картошка и улыбающийся рот. Некто помахал Зайке ручкой и жестом пригласил подойти поближе.
Надо заметить, что Зайка, не смотря на свой возраст, был совсем не труслив. А ещё он был чрезвычайно любопытен! Поэтому, оглядевшись и убедившись, что их никто не видит, Зайка приблизился к Незнакомцу.

- Привет! - сказал Незнакомец.
- Здравствуйте, - ответил воспитанный Зайка. - А вы кто?
- Я - Бормотун, - ответил Незнакомец и слегка поклонился. Правда, поклон у него получился весьма неловкий, поскольку сложно сгибаться, когда у тебя нет ни шеи, ни талии.
- А меня зовут Зайка, - представился Зайка.
- Знаю, - ответил гость, - я давно за тобой наблюдаю.
- Наблюдаешь? - удивился Зайка. - Зачем? Разве я такой интересный?
- Очень, - ещё шире заулыбался Бормотун.
- Правда? И чем же?
Бормотун почесал то место, которое должно быть служило макушкой.
- Видишь ли, я наблюдал за всем жителями в этом лесу какое-то время. Но меня заинтересовал именно ты. У тебя самая богатая фантазия.
- Откуда ты знаешь? - удивился Зайка. - Ты же не говорил со мной.
- Мне не нужно говорить. Я видел, как Ты то и дело останавливаешься и смотришь в даль с мечтательным видом. А это - верный признак того, что ты Фантазёр и Мечтатель.
 - Да, я люблю повыдумывать что-нибудь.
И Зайка мечтательно улыбнулся.
- А зачем тебе нужен Мечтатель?
Бормотун вновь почесал макушку.
- Понимаешь, я собираюсь отправиться в путешествие. Я ведь родился в этом лесу, в самой его чаще. И никуда дальше этого леса я за всю жизнь не выходил. И вот я подумал: почему бы мне не отправиться в путешествие. Интересно узнать, что начинается там, где заканчивается лес... Но потом я ещё подумал: как же идти в путешествие одному? Надо найти друга. С ним и идти веселее, и не так страшно. Ведь не известно, что ждёт там, где лес заканчивается. А кто со мной пойдёт? Только тот, кто умеет мечтать. Такому интересно будет увидеть что-то новое.
Зайка посмотрел на Бормотуна. Тот продолжал улыбаться. Весь его вид говорил: "Ну, спроси же меня, возьму ли я тебя с собой?"
- А ты возьмёшь меня с собой? - спросил Зайка.
- А ты хочешь пойти со мной? Не побоишься? - вопросом на вопрос ответил Бормотун.
- Нет, не побоюсь. Мне тоже всегда было интересно - что там, где заканчивается лес?
- Тогда идём?
- Идём!

***

- Подожди, - вдруг спохватился Зайка, - мне надо предупредить маму с папой. Они очень испугаются, если меня не найдут, когда все соберутся к обеду!
Бормотун погрустнел.
- Тебя не отпустят со мной, - тихо пробормотал он.
- Почему? - удивился Зайка.
- Твои родители совсем меня не знают. А если ты скажешь, что идёшь путешествовать один, то они тем более не разрешат, ты ведь ещё маленький.
- Я не маленький, - возмутился Зайка! - Я уже многое умею делать сам: носить воду из ручья, собирать грибы и ягоды, поливать и пропалывать огород. Если бы я был маленький, мама бы мне этого не разрешала, а только кормила с ложечки. А я и ем сам! И даже могу тарелку за собой помыть в тазике с водой!
- Ну, раз ты такой самостоятельный, - почесал макушку Бормотун, - то, пожалуй, тебя могут и отпустить... Ненадолго...
- Тогда я сбегаю к маме, ладно? Только ты никуда не уходи.
Зайка развернулся и собрался было побежать в домик, но вдруг передумал и повернулся к новому знакомому.
- Послушай, а что, если я познакомлю тебя с мамой? Может, тогда она скорее согласится отпустить меня?
- Вряд ли, - засомневался Бормотун. – Я могу ей не понравиться, и тогда она совсем не захочет тебя отпустить от себя ни на шаг.
- Понравишься, вот увидишь! – воскликнул Зайка, схватил Бормотуна за ручку и потащил за собой к домику.
Мама Зайчиха тем временем сидела на крылечке и штопала носок. Увидев Зайку с незнакомцем, она отложила штопку и поднялась на ноги.
- Мамочка, познакомься, это мой новый друг. Его зовут Бормотун, - сказал Зайка, запыхавшись от бега.
Зайчиха посмотрела на Бормотуна. Тот смотрел на нее своими глазками-пуговками из-под зелёных бровей и улыбался во весь рот.
- Добрый день, - приветствовал он хозяйку. – Я живу здесь неподалёку и часто гуляю в ваших краях. А сегодня решился наконец познакомиться с вашим сыном.
Зайчиха улыбнулась новому знакомому:
- Рада вас видеть. Меня зовут Зайчиха, и я, как вы правильно заметили, мама этого милого малыша.
Зайка едва дождался, пока новые знакомые обменяются любезностями.
- Мама, Бормотун собирается отправиться в путешествие и приглашает меня с собой. Отпусти меня с ним. Пожалуйста.
Зайчиха задумалась.
- Милый, - сказала она наконец, - я бы отпустила тебя, но ты ещё совсем малыш.
- Мама, я же так много умею делать сам, - возразил Зайка. – Ты мне даёшь поручения ухаживать за морковкой на огороде, приносить воду из ручья. Я даже кушать умею сам и мою тарелочку. Разве я маленький?!
Зайчиха нежно улыбнулась и потрепала сыночка по пушистой макушке.
- Хорошо, - наконец решилась она, - я отпущу тебя с твоим новым другом. Только обещайте мне несколько вещей. Первое: вы будете путешествовать три дня и три ночи. На четвёртое утро вы оба должны стоять здесь передо мной – живые и невредимые. И второе, - она обратилась к Бормотуну, - я вижу, что вы старше и опытнее моего малыша, поэтому прошу вас присматривать за ним и во всём помогать.
Бормотун расплылся в ещё более широкой улыбке, а его маленькие чёрные глазки так и засверкали радостью:
- Конечно, я обязательно за Зайкой присмотрю! Вы не беспокойтесь! Этот лес я знаю, как свои пять пальцев. Мы не потеряемся.
При этом Бормотун благоразумно умолчал о том, что они с Зайкой собирались выбраться из леса и посмотреть, что есть там, где лес заканчивается.
- Подождите, - спохватилась мама Зайчиха, - я вам дам с собой еды на дорожку. А вы пока поиграйте во дворе.
И она отправилась в домик собирать друзьям узелок. Такой же, как ещё недавно виделся Зайке в его Фантазиях…

***
Когда узелок с провизией был готов, Зайчиха попрощалась с Зайкой и его другом и проводила их до конца опушки.
Как только путешественники зашли в лес, сразу стало темно. Лес был очень старый, и высокие ветвистые деревья полностью скрывали от друзей голубое небо. Среди стволов росло много маленьких кустиков, которые так и норовили зацепить путешественников своими ветками. Зайке и Бормотуну пришлось потратить немало времени и сил, пока они выбрались на узкую тропинку. Но по ней уже можно было идти намного спокойнее.
- А мы в правильном направлении идём? - поинтересовался Зайка, всё время оглядываясь по сторонам.
- Нам надо идти по тропинке. Она выведет нас из леса, - ответил Бормотун. – А в каком направлении идти – всё равно. Мы не были ни на том краю леса, ни на этом. И не были за его краем.
- Интересно, что же начинается там, где заканчивается лес? – заинтересованно проговорил Зайка.
- Скоро узнаем, - ответил Бормотун, - потерпи немного. Мне и самому это очень интересно.
- А расскажи мне, где ты живёшь? Мы будем проходить мимо твоего домика?
- Нет, - улыбнулся Бормотун, - мы пойдем в другую сторону. Я же говорил тебе, что живу в самой глуши, а нам надо идти к краю. Но обещаю: когда мы вернёмся из путешествия, я обязательно приглашу тебя к себе в гости!
- Правда? Я так рад! – воскликнул Зайка и даже подпрыгнул от радости.
Бормотун, по своему обыкновению, только широко улыбнулся.

***

За разговорами друзья не заметили, как небо, и без того редко показывающееся между верхушками деревьев, стало темнеть. Но было ещё совсем рано. Всё дело в том, что на лес надвигалась гроза. Но наши путешественники об этом ещё не догадывались. Они были увлечены своими предположениями о том, что же начинается там, где заканчивается лес.
 - Я думаю, за лесом начинается что-то большое и пустое, - предположил Бормотун.
- А я думаю, там конец Земли,  - ответил Зайка.
- Нет, до конца Земли должно быть далеко, - возразил Бормотун. - Скорее всего, там большая поляна, как та, где ты живёшь, только намного-намного больше!
- Если там поляна, то что потом? Снова лес? Так не бывает, - засомневался Зайка.
Ему представлялось, что Земля, как большая лепёшка. А у лепёшки всегда есть краешек. Вот только где он? Сразу за лесом? Или, как думает Бормотун, после леса идёт другой лес, и ещё, ещё... А уж потом и край Земли. Однако страшновато было Зайке. Вдруг край Земли всё-таки сразу за их лесом? Как бы им тогда не упасть с него.
Бормотун тем временем продолжал рассуждать:
- Большая поляна. Очень большая. Я так думаю, Зайка. А за ней ещё лес, да. - Он почесал макушку. - А вот за тем лесом, наверное, может быть и край Земли. Почему не за нашим? Потому что слышал я один рассказ. Я не успел тебе о нём рассказать. Хочешь послушать?
 - Конечно, хочу! - воскликнул Зайка.
И Бормотун начал свой рассказ:
- Было это давно, прошлым летом. Бродил я неподалёку от своего домика и вдруг слышу - кто-то сопит. Я подошёл поближе, заглянул за кустики, а там бродит медвежонок и собирает малинку. Я сперва испугался, но потом вспомнил, как мне мама говорила, что медведи никого не обижают, питаются только ягодками да грибами, травами всякими, мёдом. Ну, иногда ещё рыбку ловят, если речка рядом есть. А зверей всяких и птичек не трогают.
Тогда я вышел из-за куста и поздоровался. Медвежонок сам меня сначала испугался, от неожиданности должно быть. А потом подошёл поближе. Ну, познакомились мы, Потап его зовут. Пригласил бы я к себе в домик, да Потап большой, а домик у меня маленький, не по его размеру построен. Поэтому налил я гостю чаю, и уселись мы перед домиком моим на полянке. Вот Потап мне и рассказал, что однажды он пошёл собирать малинку. И дошёл почти до края леса.  Совсем немного ему и оставалось, но догнал его папа и позвал домой. Но Потап видел, что за деревьями ещё далеко простиралось что-то вроде поляны, где много трав и цветов.
Вот после его рассказа я и решил, что за лесом ещё не край Земли.
Зайка немного успокоился. Раз медвежонок Потап видел полянку, то край Земли не совсем за деревьями, где лес заканчивается. И они не упадут, увидят его.

Но путешественники не знали, что до того, как дойдут они до края леса, их ещё ждут приключения.

***

Как уже говорилось, над лесом начинали собираться тучи. И пока Зайка с Бормотуном болтали, вдалеке начало погромыхивать. Друзья не сразу услышали дальние раскаты грома, но когда по верхушкам деревьев пронёсся ветер, листва зашумела, и повеяло холодом, путешественники остановились и огляделись.
- Что-то мне это не нравится, - сказал Зайка и прижал ушки.
- Мне тоже, - ответил Бормотун. Он посмотрел наверх и только теперь заметил, как потемнело небо.
- Кажется, что-то гремит вдали, - сказал Зайка, прислушиваясь.
- Это гром, - ответил Бормотун. - Сейчас начнётся гроза!
- Мама велит мне всегда прятаться в домике, когда гроза начинается, - растерянно произнёс Зайка. - Но где же мы укроемся, если домика нет?
- Дай подумать, - почесал макушку Бормотун. - Может, попробовать соорудить шалаш? Это такой домик из веток, знаешь?
- Да, мои старшие братья строили такой, когда играли, но я был тогда ещё маленький, и мама не пустила меня с ними. Я был с ней дома и помогал мыть посудку.
- Не беда, - уверенно сказал Бормотун. - Мы построим шалаш запросто. Надо только найти побольше всяких веток - толстых и тонких, голых и с листиками.
- Когда же мы успеем их собрать, да ещё и построить шалаш? - засомневался Зайка. - Смотри, небо совсем потемнело, и гром всё ближе и ближе. Может, нам побежать скорее назад, вдруг успеем до нашего домика!
- Что ты! - воскликнул Бормотун. - Мы столько шли, а теперь назад побежим? А как же путешествие? Потом снова всё начинать? Да и не добежим мы до домика ни твоего, ни моего.
В этот момент совсем близко громыхнуло так, что Зайка присел от страха, да и Бормотун часто-часто замигал своими чёрными глазками-бусинками. А тут ещё первые крупные капли дождя упали на траву.
И как полило! Как загрохотало!
Друзья, не сговариваясь, припустили по тропинке, куда глаза глядят. Вернее, глазки их и не глядели никуда. Они были почти закрыты от страха. Просто неслись они вперёд и вперёд, забыв о том, что в любой момент могут выскочить на край леса. А там, кто знает, может, полянка их ждала, а может и край Земли.
И не известно, куда бы они так убежали, если бы со всего маху не налетели на кого-то. Зайка отлетел в кусты возле тропинки, а Бормотун кубарем откатился на обочину.
- Ой, что это? Кто здесь?! – послышался хриплый вскрик.
Бормотун первым пришёл в себя и встал на ноги. Зайка забился в кусты и наблюдал за происходящим оттуда. Его взору предстал огромный, как показалось Зайке, мохнатый зверь с густой тёмной шерстью и носом-пятачком. Малыш ещё никогда не видел такого чудища. Зато Бормотун сразу узнал, кто перед ним.
- Привет, - сказал он, быстро взяв себя в руки. – Меня зовут Бормотун. А там, - он указал на кусты, - прячется мой друг Зайка. Только он совсем маленький, потому боится. А ты кто?
- Я кабанчик Хрюк, - представился новый знакомый. – А куда это вы неслись со всех ног?
- Мы пошли в путешествие. Хотим дойти до конца леса и узнать, что там, где лес заканчивается. Но началась гроза, мы испугались и побежали, - смутился Бормотун и почесал макушку.
- Понятно, - кивнул Хрюк и посмотрел в сторону кустов. – А твой друг так и будет там сидеть?
- Зайка, вылезай! – позвал Бормотун. – Иди к нам. Хрюк совсем не страшный!
- Ага, - подтвердил немногословный кабанчик.
Зайка вылез из укрытия и осторожно приблизился. При ближайшем рассмотрении кабанчик не казался таким уж страшным. Но его хриплый голос всё же слегка пугал Зайку.
- Привет, - сказал Зайка.
- Привет, - ответил кабанчик. – Меня зовут Хрюк. А ты зайка?
- Да.
- Ну, будем знакомы, значит.
В этот момент как-то особенно сильно громыхнуло. Зайка присел, а Бормотун снова заморгал глазками.
- Хрюк, ты не знаешь, где можно укрыться от грозы? – спросил он.
- У меня, - ответил, не раздумывая, Хрюк и кивком головы пригласил друзей идти за ним.
Хоть Зайка по-прежнему побаивался нового знакомого, грозы он боялся больше. Поэтому, переглянувшись с Бормотуном, он пошёл за Хрюком. Тот шёл не спеша, не обращая никакого внимания на слишком заметные уже сквозь листву всполохи молний и резкие удары грома. А дождя Хрюк, кажется, и вообще не замечал.
Они вышли на крохотную полянку, где под дубом стоял довольно приличных размеров дом. Кабанчик подошёл к двери и открыл её.
- Заходите, не бойтесь, - сказал он, видя некоторое замешательство путешественников. – У меня не слишком чисто, но сухо и тепло.
Зайка с Бормотуном вошли в дом. Там и правда было немного грязновато, во всяком случае, так подумалось Зайке. Он привык к чистоте, которую ежедневно наводила мама-Зайчиха. Что до Бормотуна, то он нисколько не смутился увиденным и сразу взгромоздился на табурет у стола. Зайка осторожно последовал его примеру. Хрюк в это время развёл в печке огонь и поставил на него котелок с водой.
- Будем чай пить, - сказал он. И добавил. – С брусникой.
Хозяин достал и поставил на стол корзинку с ягодками.
За чаем не так страшны были и раскаты грома, и всполохи молний, и ливень за окошком. Друзья разговорились и, перебивая друг друга, рассказывали забавные истории, который с ними случались. Так они просидели долго и не заметили, как на улице стемнело.
- Оставайтесь у меня на ночь, - предложил Хрюк.  – Вам по лесу ходить ночью не след. С утра позавтракаете и пойдёте дальше.
Зайка и Бормотун переглянулись и согласно закивали. Им и самим не хотелось выходить из тёплого домика Хрюка на улицу, где было сыро после грозы и темно.
Хозяин уложил гостей на печку, а сам прилёг на лавочке. Так и проспали они до самого утра. А утром Хрюк разбудил их, дал воды умыться, напоил чаем с лепёшками, да ещё и в дорогу лепёшек дал. Поблагодарив от души кабанчика, путешественники отправились дальше.

***
Утро выдалось солнечное. Не смотря на то, что тропинка еще была местами мокрая после вчерашней грозы, идти было легко и приятно. Зайка заметно повеселел после встречи с Хрюком. Теперь он уже совсем не боялся леса с его тёмными чащами и неожиданными встречами. Он был уверен, что и остальные обитатели леса такие же милые, как их новый знакомый. Что же касается Бормотуна, так он всегда отличался завидным оптимизмом.
Тропинка тем временем петляла между деревьями, и друзья углублялись всё дальше в лес. Неожиданно за поворотом им открылась небольшая речка, довольно спокойная. Пожалуй, её скорее можно было бы назвать широким ручьём, но для наших путешественников она показалась большой. К счастью, тропинка у речки не обрывалась, а шла дальше. Но перейти через речушку можно было лишь по поваленному дереву. Оно было не таким уж и широким, к тому же после дождя ещё и скользким.
Зайка со страхом посмотрел на бревно и перевёл вопросительный взгляд на Бормотуна. Он в глубине души надеялся, что друг придумает способ, как переправиться, не пользуясь этим бревном. Но Бормотун не оправдал его надежд.
- Будем переходить по бревну, - сказал он, указывая Зайке на поваленное дерево.  - Другого пути нет.
- А может, обойдём речку? - предложил Зайка.
- Что ты! Разве её обойдёшь! Знаешь, как далеко она течёт. Может, до самого края Земли!
- Но я не смогу, наверное, пройти по узкому бревну, - засомневался Зайка. - Я никогда не ходил по такому.
- Сможешь! - уверил его Бормотун. - Это совсем не сложно. Да и речка не такая широкая. Ты за несколько шажков бревно преодолеешь!
Зайка, конечно, сомневался в своих силах, но раз Бормотун сказал, что другого пути нет, значит, идти придётся. Зайка полностью доверял мнению друга, ведь тот знал намного больше. И гулял по лесу чаще и дальше.
Бормотун предложил первым перейти через речку.
 - Я пойду, а ты посмотришь, как это легко, - сказал он.
Зайка согласился. Пусть Бормотун идёт вперёд и покажет, как переходить по бревну. Бормотун ловко вскарабкался на поваленное дерево и пошёл по нему, расставив в стороны короткие ручки. Ему удавалось очень хорошо держать равновесие, и уже через минуту он был на другой стороне речушки.
- Давай! Теперь ты! - крикнул с того берега Бормотун Зайке.
Зайка взобрался на бревно и начал медленно двигаться. Оказалось это совсем не так просто, как виделось со стороны. Зайка пытался держать равновесие, раскинув передние лапки, но это ему не удавалось. Он всё время вынужден был опуститься на все четыре лапки. Однако и так идти тоже было неудобно. Промучившись изрядное количество времени, поддерживаемый Бормотуном с берега, Зайка уже почти дошел до конца бревна. Ему оставалось каких-то два-три шага, вдруг он поскользнулся и плюхнулся в воду.
К счастью, речка была очень мелкая. Её, пожалуй, и вброд можно было перейти. Но Зайка так перепугался, что чуть не захлебнулся. Бормотун смело бросился на выручку и схватил Зайку за лапку. Он потянул барахтающегося в воде друга, и вытянул на берег. Наверное, Зайка и сам бы смог вылезти, но он был так напуган, что не сообразил даже, в какую сторону ему вылезать.
На берегу Зайка несколько минуток приходил в себя. А Бормотун охал и ахал, бегая вокруг него.
- Может, вернёмся домой, - предложил он, - а то ты весь мокрый! Твоя мама меня заругает, если ты простынешь.
- Нет, - стуча зубками, отвечал Зайка, - со мной всё будет хорошо. Спасибо тебе, Бормотун, ты меня спас!
 - Да брось ты! - говорил, смущаясь, Бормотун, и как всегда почёсывал свою макушку. - Ничего такого я не сделал. Ты бы и сам выкарабкался на берег, здесь совсем мелко.
Но Зайка был уверен, что друг спас ему жизнь!

Поскольку всё у друзей закончилось хорошо, они воодушевились и отправились дальше. Но приключение это не могло пройти бесследно. Вода в речке была довольно холодная. И хоть погодка стояла тёплая, в лесу под деревьями, где пролегала тропинка, было прохладно. Прошло несколько часов, и Зайка почувствовал, что устал. Они сделали привал, перекусили лепёшками, которыми их снабдил Хрюк. Но даже после отдыха Зайка чувствовал себя разбитым. Бормотун посмотрел на друга повнимательнее и спросил:
- Ты что такой грустный?
- Что-то я устал, - признался Зайка. - И горлышко болит.
- О, так ты, похоже, простыл, когда упал в речку! - воскликнул Бормотун. - Может, вернёмся тогда?
- Нет, сказал Зайка, - нам осталось идти немного совсем. Вон уже там, вдали, просвет видно. Наверное, там уже лес заканчивается. Давай посмотрим уж, что там, а потом и пойдём домой.
Собравшись с силами, Зайка встал, и друзья продолжили путь. Тропинка уже не петляла, а шла достаточно прямо. Деревья становились всё реже, их сменял кустарник. Небо между деревьев засинело ярко и радостно. Теперь уже край леса приближался быстро. Друзья радовались этому, поскольку подустал даже Бормотун. Его короткие ножки не были приспособлены к столь дальним путешествиям. И хотя он держался уверенно и весело, Зайка чувствовал, что устал не только сам, но и его друг.
Когда до конца леса оставалось совсем немного, Бормотун остановился.
- Зайка, ты не боишься? - спросил он
- Немного трушу, - признался Зайка.
- Давай возьмёмся за ручки, когда подойдём к самому краю леса.
- Давай, - согласился Зайка.
Друзья взялись за руки и так подошли к кромке леса. Последние кусты расступились, и путешественники увидели поле. Огромное, до самого горизонта. А на поле росли колоски. Много-много колосков. Это было поле ржи. Но наши друзья колоски не собирали, и не знали, что это такое. Они смотрели на поле, которое волновалось на ветру, как море, и были в полном восторге от увиденного. Они замерли и стояли так несколько минут.
- Так вот что находится там, где лес заканчивается! - сказали они хором.
- Теперь мы знаем, как тут красиво, - сказал, наконец, Зайка. - Наверное, это и называется  - поле. И оно до самого края земли, да?
- Да, пожалуй, что и до самого края, - почесал макушку Бормотун.  - Может быть, мы когда-нибудь и туда с тобой сходим, но не сейчас. Сейчас мы идём домой. Я обещал вернуть тебя маме живым и невредимым!
Зайка согласился, и друзья, ещё раз окинув взглядом большое поле, отправились в обратный путь.

***

Обратная дорога была путешественникам уже знакома. Они остановились перекусить под большим дубом, что рос рядом с тропинкой. Под ним было прохладно и сухо, поскольку даже сильный дождь не смог пробиться через его густую листву. Правда, Зайку чуть-чуть морозило, и горлышко продолжало болеть. Бормотун смотрел на него озабоченно.
- Наверное, у тебя температура, - сказал он, когда Зайка пожаловался на недомогание.  - Надо бы отдохнуть где-то в домике, подлечиться.
- Где же мы сейчас найдём домик и лекарство? - засомневался Зайка. - Лучше пойдём поскорее домой, там мамочка меня быстро вылечит.
Бормотун согласно покивал, и они отправились дальше. Пройдя ещё пару часов Зайка почувствовал себя совсем разбитым. А идти ещё было ох как далеко. Он уже стал задумываться, где бы им с Бормотуном остановиться на ночлег. Он чувствовал, что до темноты они не успеют вернуться домой.
Но и тут друзьям повезло. Когда Зайка уже совсем выбился из сил, да и Бормотун не прочь был прилечь и отдохнуть, а ещё и перекусить (припасы-то все у них уже закончились), они вдруг услышали, что кто-то пробирается по лесу прямо к тропинке. Зайка прижал ушки и уже ожидал со страхом, кто выйдет из леса. Бормотун вёл себя храбрее (по крайней мере, так показалось Зайке). Он вышел вперёд и громко спросил:
- Эй! Кто там, в кустах?
На тропинку выбрался медвежонок.
- О, старый знакомый, - обрадовался Бормотун, - привет!
- Здорово, - отвечал медвежонок.
- Познакомьтесь, это Потап, - представил медвежонка Бормотун, - а это Зайка.
- Привет, тихо сказал усталый Зайка.
- И тебе не хворать, - ответил Потап, разглядывая нового знакомого. - А что квёлый такой?
- Какой? - не понял Зайка.
- Ну, еле живенький, говорю, что такой? Устал что ли?
- Приболел он, - ответил за друга Бормотун. - Простыл.
- Это скверно, - покачал большой мохнатой головой Потап.  - Но не страшно. Есть у меня средство тебя вылечить, - обратился он к Зайке.
- А что это за средство? - поинтересовался Зайка. Уж очень не любил он горькое лекарство.
- Средство отличное, даже два. Мёд и малинка.
От такого лекарства Зайка не мог отказаться. Да и у Бормотуна настроение сразу заметно поднялось. Потап повёл гостей к себе в домик, который находился совсем не далеко, за густыми деревьями на небольшой полянке. Друзья удобно расположились на широких скамейках возле большого деревянного стола, на который Потап поставил мёд, малинку, заварил чай с травками. Угостил друзей и свежим хлебом из печки. Зайка и Бормотун кушали и благодарили поминутно хозяина. Потап только довольно ухмылялся. 
Закончив обед, все встали из-за стола и вышли на открытый воздух. Зайку Потап усадил в удобное глубокое кресло из лозы, укутал его тёплым пледом.
- Ты подремли, - сказал он, - тебе полезно сейчас.
И Зайка в самом деле вскоре уснул.
Когда он проснулся, было уже совсем темно. Потап и Бормотун развели костерок в специально вырытой ямке и жарили на нём припасённые Потапом грибы, наколов их на ветки.
 - О! Кто у нас проснулся! - обрадовался Бормотун.
- Как ты себя чувствуешь? - спросил деловой Потап Зайку.
- Хорошо, - ответил Зайка, - горлышко совсем не болит. Я готов бегать и прыгать!
- Прыгать не стоит, - ухмыльнулся Потап. - Спать скоро.
- Но я уже выспался, - возразил Зайка.
- Ты - да, а мы - нет, - отвечал Потап. - Да и рано тебе ещё прыгать и бегать. Хворь ещё вся не вышла. Сейчас поужинаем, и спать до утра. А утром вам в путь отправляться. Силы нужны.
Друзья поужинали грибами, выпили чаю с малинкой и улеглись в домике на лавках спать до утра.

***

Утром Зайка проснулся рано, чуть свет забрезжил в маленьких оконцах домика Потапа. Хозяин, однако, уже пилил дрова во дворе, а в печке варилась кашка. Бормотун ещё сладко посапывал на своей лавке, укутавшись разноцветным лоскутным одеялом по самый нос-картошку.
Зайка поднялся, тихонько растолкал друга и напомнил, что пора собираться в путь. Но Потап не отпустил друзей, пока они не позавтракали кашкой с мёдом и свежим чаем.
Поблагодарив гостеприимного хозяина, друзья отправились в путь. Им предстояло успеть вернуться домой до вечера. А идти ещё оставалось далеко.
Путешественники шли резво и болтали без умолку. Они были переполнены впечатлениями от своего путешествия. Особенно Зайке понравилось поле. Он никогда раньше не видел такой красоты. Бормотун о поле тоже отзывался с восхищением, но ему больше запомнились их встречи с разным зверятами - кабанчиком Хрюком и медвежонком Потапом. Бормотун вообще был очень общительным малым. Ему хотелось ещё больше впечатлений, встреч и друзей.
- Зайка, а мы ещё пойдём с тобой в путешествие, - то и дело спрашивал Бормотун.
- Конечно, - отвечал Зайка. - Мне так понравилось с тобой бродить по лесу! Столько всего нового я узнал, столько увидел! Обязательно снова пойдём путешествовать. Только вот немного отдохнём дома - и пойдём.
Бормотун счастливо улыбался во весь свой большой рот.
Как это часто бывает, обратный путь показался друзьям намного короче. Хотя шли они по той же самой тропинке. Их радовало солнышко, местами проглядывающее сквозь кроны деревьев. Радовало тепло и чистый воздух, наполненный лесными ароматами. И друзья уже пустились в мечты, придумывая, куда бы им сходить в следующий раз.
Так незаметно они и вышли на полянку, где стоял домик Зайки.
Бормотун даже немного огорчился, что путешествие уже закончилось, и ему придётся расстаться со своим другом на время. Но Зайка старался его утешить:
- Ничего, мы же скоро встретимся!
- Завтра? - с надеждой спросил Бормотун.
- Завтра, - пообещал Зайка.
Тут они увидели, как из домика вышла мама-Зайчиха и посмотрела по сторонам. Она заметила сыночка и его друга, и приветственно замахала им лапкой.
- Пойдем, поздороваешься с моей мамой, - позвал Зайка Бормотуна.
И они подбежали к маме-Зайчихе, Зайка обнял её, а Бормотун улыбался во весь рот и смущённо почёсывал макушку.
- Ну, здравствуйте, мои дорогие, - радовалась Зайчиха, обнимая сыночка. - Как сходили? Всё ли у вас в порядке?
- Всё хорошо, - ответил Бормотун. - Спасибо, что отпустили со мной Зайку. Вот, привёл его назад живого и здорового. Теперь нам можно будет ещё вместе гулять и путешествовать?
- Можно, улыбнулась Зайчиха. - Вижу, что вы ответственно подошли к делу и вернулись даже раньше, чем я рассчитывала. Теперь я буду спокойна, отпуская Зайку с вами.
Бормотун откланялся Зайчихе своим неуклюжим поклоном, и Зайка пошёл проводить друга до краешка полянки, где они и расстались, договорившись встретиться вновь.


Рецензии