О Трефе. Такого вы нигде не прочитаете

О розыскной собаке Треф знают многие. И вот мне повезло. Совершенно случайно в государственном архиве я обнаружил след подвигов Трефа 1912 года. Было совершено нерядовое преступление- в период выборов в государственную Думу пропал член Союза Русского народа Кирилл Никаноров Васютин. Затем убит полицейский, стреляли в крестьнина Сергея Горяинова.. К одному из этапов розыска был подключен постаревший, но все еще знаменитый Треф. Чтобы читатель получил удовольствие от этого умнейшего создания и профессиональной работы собаки и вожатого, не меняю ничего в протоколах.

Из показаний крестьянина  И. Сметанникова, 38 лет
Когда мы приехали сюда, то местный становой пристав и пристав при собаке, как фамилии их не знаю, начали меня бить в хате Ф.Носова, где они были только вдвоем. В дверях стоял урядник. Наш старшина стоял на улице. Первым меня ударил местный пристав (пристав 4 стана  Щ У Черников). Ударил меня кулаком в правый глаз (у свидетеля вокруг всего правого глаза большой кровоподтек и он, кровопадением переходит на скулу, на шее кровоподтек величиной с 5-коппеечную монету), а затем тот, что при собаке, начал кричать на меня: «убью, сказывай, нарочно из Москвы приехал, чтобы подрать вас всех». Требовали, чтобы я покаялся и рассказал все, что знаю про убийство урядника. Так как я ничего не сказал, то они били меня по разным частям тела, у меня сейчас ощущается боль правого глаза и я плохо слышу. Пристав ударил меня ручкой нагайки, зажатой в кулак.

Мария Сапрунова, 40 лет
В воскресенье вечером к нам явилась Щигровская полиция, с ними была собака.
Пришли они со стороны огорода и накинулись на меня, требуя, чтобы я рассказала всю правду. Они мне не поверили, думали, что я вру. Называли меня сволочью и стервой, кто ругал я уже не помню. Затем пошли в дом. Что они там делали, не знаю. Но потом муж сказал, что его били. Требуя, чтобы он сказал правду. Кто бил, не знаю. К нам же приставили стражу.
В воскресенье произвели обыск, из амбаров все повыкидали. Под полом в хате даже смотрели.
Вчера утром приехал пристав Черников и тот человек, что ходит с собакой (околот надз Дмитриев) и стражники. Опять проводили обыск и допрашивали. Меня не били. Сегодня муж очень жаловался на боль в зубах и не мог подняться с постели без посторонней помощи, жалуясь на колотье в левом боку. Зачем-то разрезали перину

Павел Сапрунов, 45 лет
19 августа обыск, сломали крыльцо в амбаре, пораскидали вещи.
Первым меня ударил пристав Черников в правую щеку (у свидетеля побиты обе щеки), за ним туда же ударил сыщик, что при собаке, я упал. А Черников ударил меня успитком в левый бок, который и сейчас болит. Теперь я левой рукой не могу поднять снопа.
Черников грозил срубить голову.

Протокол использования Трефа, подпись Дмитриев

19 авг 1912г. Треф от конопляного логовища, откуда стреляли в Сергея Горяинова

Дмитриев пустил собаку по входному следу на предмет, откуда вышел преступник. Треф, быстро перейдя дорогу, направился к погребу Алексея Львова Носова и, взойдя на погребницу, остановился.  На углу там была лежка- лаял.
Затем в доме Носова обнюхал всю семью Носовых- слабо лаял на Алексея Львова Носова, сына его Дмитрия и жену Марию.
Выйдя из помещения Носовых,. Дмитриев дал понюхать Трефу след выхода преступника после совершения преступления. Пустили Трефа, который пробежал часть по дороге, свернул по огородам выше к реке и обогнув, не задерживаясь ; версты свернул снова в проулок, приведший снова на дорогу и повел через плотину мельницы Арцыбашева мимо Шатиловки.
Вышли к Крестищам, Треф привел в с. Крестище Павел Андреев Сапронов, причем обнюхал его и его жену - залаял.
Дальнейшее развитие ввиду позднего времени и усталости Трефа был прекращен.
Кроме того, в д. Горяинофой по выходу из дома Носовых, Треф набросился на немзвестного мужчину, оказашегося кр. С. Никольское Землянского уезда Сметанниковым.

По заключению Дмитриева:
Согласно указаниям собаки лицо, покушавшееся на убийство вышло из погребов Носова, что касается слабого лая собаки на семью Носова, ТО ОН УКАЗЫВАЕТ НА ТО, ЧТО ОНИ ТОЛЬКО ЛИШЬ ОСВЕДОМЛЕНЫ О ПОКУШЕНИИ.
Привод собаки в Крестище доказывает, что убийцы въезжали в дом кр Сапрунова . Лай же на Сапрунова указывают на то, что они знают о месте скрывания преступников или были осведомлены о совершенном преступлении. Строгий же лай и набросы на собаки на крестьянина Сметанникова доказывают, что тот близкий соучастник Федора Носова так же стрелявшего в Горяинова.


Протокол 21 августа 1912г. Треф в Саду Сметанниковых
Дмитриев дал обнюхать Трефу оставленные вещи. Треф быстро направился к реке по следу, затем на берегу реки вышел оврагом вышел к д. Грайворонке Землянского уезда и привел полицию через дворы к мельнице купца М.В. Сметанникова в дом крестьянина д. Березовчик Ивана Григорьева Носова. Но указания никакие не дал.
Из дома Носова Треф повел в соседний заросший лесом овраг, а из последнего повернул по берегу реки и привел к омету соломы соседа Федора Носова. Затем подошел к месту логовища в коноплянике, откуда по предположению было совершено покушение на убийство Горяинова- залаял, а повел по тому самому направлению, по которому вел в первый день розыска, то есть в Крестище. А потому был приостановлен г. Дмитриевым.
О связи происшествий в Щигровском и Землянском у был составлен протокол.

По заключению г. Дмитриева согласно указанию собаки Треф лицо, совершившее убийство в саду Землянского у. пришло в д. Горяиновку и первая остановка его была у дома кр. Носова. Что же касается захода Трефа в дом И. Носова, то убийца несомненно заходил не без ведома хозяина, так как в противном случае Треф не указал бы на те лица, с которыми злоумышленник имел общение.


Рецензии
Спасибо за интересную и кропотливую работу.
С уважением, Ева!

Евангелина Колючая   30.04.2012 23:27     Заявить о нарушении