Хорошо ли жить безъязыкому на Руси

              ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКА.
                ЗАГРЯЗНЕНИЕ НООСФЕРЫ

    Почему я против мата?
    Вслушаемся  в наречие, что звучит на улицах нашего (и не только нашего)  города. Вникнем в процесс обезъязычивания.   
   Обезъязычивание и одичание - процессы одного порядка.
   Человек  призван к богообщению,  дар языка - свидетельство этой призванности.  Добровольный отказ от способности к разумной речи и богоотступничество идут рука об руку.
    Два канала соединяют человека с небесами.
    Канал нисходящий - любовь Божья, что проходит через людские сердца и рождает ответную любовь к Богу и к другим людям,  усмотренным любящим Божьим взором.
    Канал, восходящий от человека к Богу -  разумная речь. Высокие  слова молитвы, слова любви, слова, в которые мы облекаем свой интерес к миру и познание его тайн.
    Наша речь освещает Вселенную светом разума.
    Человек дает имена всем вещам сущим, проникает в смыслы, называет неназванное  и тем самым призывает его к бытию. 
      Бог не сам нарекал имена своим созданиям, но человек  "Нарек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым, и как нарекал человек всякую душу живую, так и было имя ей. "
      Этот дар не был отнят и после грехопадения. Вселенная "корчится безъязыкая", и лишь человек по Божественному замыслу высвобождает ее из-под темного спуда неосмысленности.
      Назвать по имени значит сделать бессознательное - осознанным, неизведанное - распознанным, раздельное - сплетённым, потонувшее во мраке - освещенным, сокрытое - явным. По замыслу Творца главное занятие человека - дарить поименование всем вещам сущим и благодарить Бога в молитве.
       Бог сотворил человека по Своему Образу и Подобию,   сотворил его разумным, наделённым языком, свободным, личностным. Но  доверил человеку  завершить самостоятельно полное вочеловечивание и личностное становление.
     Личностью  человек становится  только тогда, когда распознает Волю Отца, осмысливает созданное Им мироздание, облекает осмысленное в слово и тем самым довершает творение.
     Через язык человек утверждает  совершенное и гармоничное единство всего сущего,  поименованное  Космосом.
      Как используют Божий дар языка, какие подыскивают слова благодарения, как выполняют Божью волю поименования те, у кого впереди много жизни земной, те, кому общение друг с другом должно быть в радость.
    Юные люди, переполненные жизненными силами, интересом к миру, здоровым энтузиазмом, на каком языке говорят они?
      В большинстве своем они Божьим даром пренебрегают и речь свою облекают в три слова, которые в еще недавние времена относились к разряду ненормативных и которые в среде незнакомых и малознакомых людей редко кто отваживался произносить, разве что отключив цензуру разума под влиянием алкоголя. 
    Даже в рамках оной лексики фантазия и словарный запас говорящих крайне оскудели. Затейливых ругательств, кудрявых, многоэтажных флексий, не без остроумия используемых матерщинниками прежних времен, не услышишь более.  Самый вульгарный, примитивный мат забивает все каналы связи. Для пущей авторитетности изреченного прибавляется словечко "короче", призванное подчеркнуть емкость высказываемой мысли, выраженной столь незамысловатыми средствами.
    Невольно спрашиваешь себя: "Как слушающему удается понимать  говорящего, и как удается втиснуть практически любую информацию в нелепое трехсловие."   Конечно, надо сделать скидку на то, что варианты тем скудны невероятно, и глубина передаваемой информации смехотворна, хотя сами говорящие часто почитают ее за откровение.  Но не откровение ли это мычания или лая, которые тоже бывают переполняемы эмоциями.
    У пренебрегающих разумной речью можно было бы заподозрить компенсирующее развитие шестых, седьмых и прочих высших чувств и основанных на них типов коммуникации, что-нибудь вроде интуиции, телепатии, наитий, эмпатий, обладая коими человек теряет надобность в словах.
    Есть еще невербальная лексика - язык жестов, взглядов, улыбок, гримас, игры света и тени на лице, сияния и поволоки глаз. Но и шестые чувства  и чуткая внимательность - это тоже дары Божии, с ними человек уже не станет загрязнять свой разум, звуковую среду и информационную Вселенную понятиями столь вызывающе похабными и словами столь неблагозвучными, фонетически и семантически близкими языку животных.   
     Не оправдаешь  варварский лексикон и недостатком образования, студенты им пользуются охотно, повсеместно, не сомневаясь, и без стеснения.
    Пиковыми ситуациями, состояниями аффекта, экстремальными напряжениями  его тоже не объяснишь. Матерятся в обстоятельствах самых банальных и состояниях самых спокойных, часто благодушествуя и веселясь.
      Какая сила перекрывает и иссушает прежде полноводные языковые реки. Христиане должны понимать, что пристрастие к мату и речевая зависимость от него - не просто некий культурный изъян.
      В тотальном нашествии нецензурщины сквозят происки и действия дьявола, который вознамерился искоренить в нашем народе Богом данную способность к словоизречению, отняв у него весь богатейший словарный запас.
     Наш замечательный писатель Владимир Набоков, в совершенстве владевший несколькими европейскими языками, писал о том, как порой он косноязычно останавливался в беседе, не найдя достойного эквивалента русскому слову, например, "пошлость" или "оскомина", и тогда его переполняла гордость за мощь и тонкость родного языка.
      Слушать бесконечный, бессмысленный мат, исходящий часто из уст свежих и прекрасных, противно и порой страшно. Противостоять зловонному канализационному потоку, обрывать говорящих - не возымеет эффекта.
      Кажется даже, что облекать свои мысли в нецензурную лексику стало для большинства молодых людей также естественно, как дышать. Другие же просто не замечают мата, как давно уже не замечают грязь и мусор.
      Дьявольские силы вступили в борьбу. Понятно, чья воля вытравливает из сознания нашего молодого поколения все бесконечное языковое  разнообразие.
       За наш родной язык должны вступиться все, кто пользуется языком, как орудием: Церковь, СМИ, авторы литературных сайтов.   
      Вместе с низкими, разрушительными словами, низкие, разрушительные чувства заполняют храм человеческой души и царят в ней.
      Связь между Вселенной внешней, вселенной внутренней и словами, в которые мы её облекаем, невероятно глубока и есть Божья тайна. Имя, слово - не только знак и звук. Имя - неразрывная нить между Богом, миром и человеком.
      Качественно человек воспринимает мир так, как он его описывает словесно. Чем точнее и подробнее словесный портрет мира, чем прекраснее и чище используемые краски, тем тоньше, чище и ярче мировосприятие создающего портрет и тем доступнее ему сферы духовные.
      Высокие чувства и богатый язык перетекают друг в друга и порождают друг друга. Если мир описывать только в терминах сексуальной агрессии, то и вся широта воспринимаемой реальности, вся гамма чувств скоро и неизбежно стянется до самых примитивных плотских желаний и потребностей.  Поиски способов их удовлетворения поглотят и заполнят всю жизнь.
     Человек порабощается страстям и неотвратимо движется к смерти духовной. Так через мат дьявол ищет нашей погибели, сам бескрылый и пресмыкающийся, он обескрыливает и принуждает пресмыкаться нас, превращая в животных.   
     Однажды я ехала в метро, читая по дороге  пронзительные, обличающие, горькие слова Покаянного канона. Рядом сидел парень самого обычного, довольно развязного вида, Вдруг я заметила, что он читает вместе со мной, "Подождите, не переворачивайте страницу" - мы дочитали канон вместе. " Как красиво, но этого нет в жизни" - вздохнул он с сожалением. А я втайне пожелала ему, пусть хотя бы ненадолго он не выпускает из себя в наш общий мир слово грязное и бессмысленное. 
     Когда мы молимся или общаемся друг с другом с любовью, на прекрасном языке, мы вносим свою маленькую лепту в очищение мира и мыслей от скверны. 
            


Рецензии
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.