Чехия

ЧЕХИЯ ИЛИ ВОКРУГ ПРАГИ НА АВТОБУСЕ.

Как-то так сложилось, что уже год я не был за границей, не звали и все. Тогда я решил взять инициативу в свои руки и купил автобусный тур Прага-Дрезден-Вена. В конце концов ни в Праге, ни в Вене я не был, города говорят очень красивые, а тур стоит не очень дорого.
И вот отпуск взят, виза сделана, и пришло время отправляться. Автобус отправлялся в 5 утра, так что встать пришлось довольно раненько. Стоянка у Дружной, откуда отправлялись целые караваны автобусов, оказалось просто переполненной детьми. Сейчас же школьные каникулы! В нашей  группе тоже большую часть составляли подростки и сопровождающие их учителя. Мне повезло- сиденье рядом со мной было свободно и я мог развалиться сразу на два сиденья. Учитывая, что ехать было далеко, то это было очень немаловажно. Задний ряд из 5 кресел тоже был свободен. Его скоро заняли две учителки с клунками. На пути назад к нам подсадили еще двух человек, как оказалось, они договорились с турфирмой, что купят все пять мест. Одна учителка пошла на свое место сразу, вторая только после скандала, количество клунок в Праге резко увеличилось и вообще на нескольких креслах можно не сидеть, а лежать. Так что даже в туристическом автобусе есть свой бизнес-класс.
К вечеру мы доехали до окрестностей Вроцлава и там заночевали в небольшом городке Олешница. В городе стояли совершенно немецкая кирха и совершенно немецкая ратуша. Бреслау все таки сколько Вроцлавом не называй, он Бреслау и остается. Утром мы выехали и уже к часам 3 дня были в Праге. Удивительно как все поменялось, как только мы пересекли польско-чешскую границу, и трава стала зеленее (все таки немного южнее и главное, уже по ту сторону гор) и реклама вдруг сделалось менее экспрессивной. Вообще все вокруг стало каким-то более спокойным. Вокруг дороги целые поля покрывали как я думал виноградники. Потом оказалось, что это в основном все были не виноградники, а плантации хмеля. Выглядит посадка хмеля так - невысокая палка, воткнутая в землю, и обвитая лианой, достаточно легко спутать с виноградником. Вообще, наверное, основной эпитет для Чехии – спокойная. Есть такой туристский штамп про Прагу, город спящих шпилей. Действительно- Прага – спящий город, нет в нем такого нерва, как в других восточноевропейских городах,  например во Львове или Будапеште.
В принципе Прага построена по такому же принципу, как и Будапешт. На пологом берегу Влтавы расположена основная часть центра- Старо Място и Ново Място, на обрывистом  берегу – укрепленная крепость Градчаны и совсем небольшая часть центра- Мала Страна. Старо Място начинается с Пороховой Башни, очень красивой готической башни, полностью прокоптившейся за много веков. Есть еще готическая церковь над Тыном, выходящая на старомястную  площадь. По-моему это самое красивое здание в Праге и оно задет тон старомястной площади. Поскольку приближалась пасха, то на площади водрузили пасхальное дерево с цветными ленточками. И вообще по поводу пасхи уже начались ярмарки. Показались занятными средневековые кузнецы, которые прямо на площади делали оружие и сувениры. Старо Място знаменито не только готикой, там есть очень стильные здания, построенные в стиле модерн.
Прага пахнет тремя вещами – пивом (чехи пьют много пива, а туристы еще больше), слегка подкопченным жареным мясом и горящими дровами, на которых это мясо жарится. Средоточием всех этих запахов является Старомястная площадь, так что центр Праги легко находится по запаху.
Справа от Старамястной площади находится Йозефов, средневековое еврейское гетто, по преданию где-то здесь ходил Голем, которого потом Рабби Лев спрятал в старой-новой синагоге. Когда-то у гетто было право самоуправления, поэтому в Йозефове своя ратуша. На ратуше двое часов, одни нормальные, другие с цифрами на иврите. Те, которые с цифрами на иврите идут наоборот. В свое время здесь Гитлер собирался организовать музей вымерших наций, поэтому со всего рейха  в Прагу свозились еврейские ценности, но в итоге как-то не срослось.  Еще что поражает в Йозефове- старое еврейское кладбище. На очень небольшом куске земли похоронены сотни тысяч человек. Хоронили разумеется в несколько слоев. На этой благодатной земле с мягким климатом всегда люди жили плотненько, поэтому похоронить человека было проблема. Совсем рядом, в Вене, на какое-то время один из австрийских императоров ввел новшество- многоразовый гроб. Туда ложился покойник, над общей могилой дно раскрывалось, и гроб готов к принятию очередного тела. Так когда-то похоронили Моцарта, и вовсе не из-за нищеты, в то время так хоронили всех недворян. С такой плотностью населения чума посещала австрийскую  империю достаточно часто, поэтому многие австрийские и чешские города украшают чумные колонны, воздвигнутые в честь избавленья от чумы.
Налево от Старо Място находится Ново Място, но на мой взгляд кроме Вацлавской площади ничего интересного там нет. Да и Вацлавская площадь по-моему слишком помпезная, просто это часть пражской истории. На площадь она похожа меньше всего, на самом деле это бульвар чуть ли не полкилометра длиной.   
Зато, если вы пройдете прямо через Старо Място насквозь и выйдете к Влтаве, то попадете прямо к Карловому Мосту. Это один из символов города, очень широкий мост, по обоим сторонам которого стоят статуи. Он делает Прагу чем-то похожей на Флоренцию. На Карловом Мосту много художников и музыкантов, такой вот вариант чешского Арбата. Пражский Рыцарь, воспетый Мариной Цветаевой, по-прежнему стоит под мостом, достав из ножен золотой меч.
По другую сторону Влтавы находится Малая Страна и Градчаны. Малая Страна фактически это только подступы к Градчанам, старой крепости, где раньше жили императоры. Она расположена  довольно высоко над Прагой. Сейчас там находится президентский дворец и готический собор святого Витта. У этого собора есть такое свойство- его лучше смотреть издали, с другого берега Влтавы он хорошо виден. А вот стоит он на такой маленькой площади, что составить о нем впечатление, видя его только со стороны Градчан совершенно невозможно. На Градчанах есть очень милая Златая Уличка, состоящая из небольших, как будто кукольных домиков. Во времена средневековья там жили стражники. Златой ее назвали потому, что там одно время поселились ювелиры, чтобы быть ближе к рынку сбыта так сказать, то есть ко двору. Но есть легенда, что она так названа в честь алхимиков, которые искали философский камень. Одно время Прага действительно была алхимической столицей Европы. Император Рудольф II тащил их со всей Европы, но вроде бы они жили  в другом районе. Тот кто читал роман Майринка ‘Голем’, наверное, помнит, что в финале, который так напоминает финал ‘Мастера и Маргариты’ главный герой нашел в итоге покой в ‘последнем доме Златой Улички, который виден только в тумане’.
Еще на Малой Стране стоит памятник Бенешу. Грустный сутулый мужичок стоит на постаменте и смотрит на Прагу с высоты. Говорят, постамент ему приделали, чтобы отвадить туристов фотографироваться в обнимку с ним и положив ладонь на лысину. Вот так бедного Бенеша унижали и после смерти. При жизни, как известно, он несколько часов ждал в приемной у Гитлера, чтобы в итоге узнать, что его страны больше нет. Чехов часто обвиняют, что они не сражались против немцев во время второй мировой войны. Но при этом забывают, что по Мюнхенскому договору они отдали свои пограничные земли, где были укрепленные районы. После этого Гитлеру осталось объявить что он не планирует для Чехии будущего в качестве независимой страны и ввести войска. Их предали все. 
На следующий день у нас начались экскурсии за пределами Праги. В Дрезден я не поехал, потому что был там раньше. Хотя город и очень красивый, но я решил, что Прага стоит того, чтобы побродить по ней одному целый день. А вот в Карловы Вары я съездил с удовольствием. 
Карловы Вары находятся на западе от Праги, почти на немецкой границе, поэтому и поехали мы на запад. По пути мы заехали в небольшой городок Локет. Он знаменит тем, что там некогда у Гете жила подружка, которая так за него и не вышла замуж. Против были родители, которые считали разницу в возрасте между самим Гете (ему было за 70) и их 19-летней дочкой слишком большой. В городе есть очень романтический, красивый замок. Да и сам городок очень мил, этакий он аккуратненький, тихий, после все таки шумноватой Праги побродить по его улочкам было одно удовольствие.
Карловы Вары конечно же знамениты своими минеральными источниками, но еще это и очень красивый город, уютно расположенный в горной долине. Как и многие польско-чешские города, Карловы Вары имеют старое немецкое название- в данном случае Карлсбад. Надо сказать, что есть в его застройке что-то неуловимо кондитерское. Но такое случается с курортными городами, которые были в моде в 19 веке. Если кто-то был в английском Брайтоне, то тот меня поймет.  В городе несколько минеральных источников. Самый старый бьет гейзером в закрытом помещении. Остальные цивилизованно льются струйкой из-под краников в специально построенных колоннадах. Колоннады сами по себе представляют произведения искусства. За воду денег не берут, приходи со своей тарой и наливай сколько хочешь. В киосках продается специальная сувенирная тара для воды, что-то типа небольшой фарфоровой грелки с узким горлышком. С ней положено прогуливаться под сенью колоннады и попивать целебную водичку. Те, кому жалко денег на красивую тару, могут купить просто пластиковый стаканчик. Но вода с сильным горько-соленым вкусом, много не выпьешь, да и считается, что много пить без назначения врача может быть вредно. А вот раньше, как только эти источники открыли, воды приписывали литрами, если желудок пациента отказывался ее принимать, то воду вливали в рот через воронку. В итоге дело доходило иногда до смертных случаев.
На обратном пути мы заехали на пивзавод ‘Крушовице’ .  В цену экскурсии входила не только экскурсия как таковая, но и дегустация. На самом заводе поразило насколько там все автоматизировано, и как мало рабочих в помещениях. В целом где-то на одного работягу приходится по одному менеджеру-бухгалтеру-секретарше, да и их тоже не очень много. Дегустация была по принципу – вот вам час (или чуть меньше, уже точно не помню), сколько выпьете, то ваше и будет. Говорят рекорд был тридцать бокалов на человека (правда бокалы были маленькие, по 300). Да, в Чехии как и во всей Европе пиво с воблой не пьют, это чисто советско-российская традиция. Рассказали, что как-то русские пришли со своей воблой, потом долго не могли проветрить дегустационный зал.
Но вот пришел и наш последний день в Праге. С утра у нас была официальная экскурсия на Малу Страну  и Градчаны, куда я с удовольствием сходил второй раз. А после обеда – отъезд в сторону юго-востока. Восточная Чехия называется Моравией, она населена заметно менее плотно, чем западная Чехия, Богемия. А ведь когда-то существовала Великоморавская империя, занимающая приличный кусок Восточной Европы, туда приезжали проповедовать Кирилл и Мефодий. Но потом в Европу пришли венгры и старые страны перестали существовать. Заночевали мы на самой границе с Австрией в местечке под названием Вранов Лес в маленькой гостинице, вероятно предназначенной для любителей рыбной ловли и прогулок по лесу. На вахте вместе с ключами выдали пульты от телевизоров.  Сдавать их при выписке тоже пришлось. Видимо тянут их из номеров неслабо. Утром мы встали и уже через пару часов въехали в предместья Вены. В Вене у нас было время погулять до 8 вечера. Вена, наверное, не самый красивый город Европы, Прага не в пример ярче, хотя я бы сказал что столица Австрии - один из самых пышных и помпезных городов. Но есть в ней какой-то надлом и разложение, декаданс, столица империи, которой больше нет. Во всяком случае, такое на меня она произвела впечатление. Может быть потому что день выпал дождливый, может быть такое впечатление возникло после картин австрийских экспрессионистов в Бельведере, которые мне к слову очень понравились. Еще, в Вене меня почти постоянно преследовал лошадиный запах. Это очень неожиданно для  европейской столицы 21 века, но это именно так. В Вене много фиакров, ну это такие экипажи, конечно они предназначены исключительно для туристов, и во многих туристских городах можно прокатиться на извозчике, но почему то в Вене их особенно много. Вдобавок в старом императорском дворце в самом центре города до сих пор находится школа верховой езды и знаменитый конный балет, где в главных ролях белые австрийские лошадки. Белые лошади не рождаются белыми, они на самом деле не столько белые, сколько рано поседевшие, так как свой цвет приобретают в течении жизни. Сегодня конь на улице экзотика- но наверное в 19 веке так пахли улицы всех больших городов  - а сейчас- только Вена. Вена- это прежде всего город барокко, белых дворцов, кофеен и кондитерских. Из церквей, самым знаменитым считается готический собор святого Стефана, но часть его была в лесах по поводу очередного ремонта и может быть поэтому особого впечатления на меня не произвел, зато очень понравилась барочная Карлскирхе. Чем-то немного похожая на дрезденские церкви, но с каким-то восточным колоритом и римскими колоннами, это то с чем для меня в первую очередь ассоциируется Вена. Еще Вена знаменита загородными дворцами. В Императорский дворец Шенбрунн я не выбрался, он далековато от центра, все таки дня для Вены очень мало. Зато сходил во дворец Бельведер, его в свое время построил принц Евгений Савойский (помните у Швейка песня была- принц Ойген, храбрый воин, так вот, это тот самый ‘принц Ойген’). Дворец стоит на том самом месте, где он остановил турок. То есть фактически на изломе цивилизаций. К западу – цивилизованная Европа, к востоку – османско-балканская деспотия. На самом деле остановить турок он смог только потому что на помощь ему прискакали гусары Яна Собесского. Если бы этого не случилось, то боюсь минареты бы поднялись в Западной Европе еще в 17 веке. Да, мало кто знает, но Батыя остановили чехи, видимо у этих  земель такая судьба – быть последним рубежом Европы перед ордами с востока.  Сейчас в одном из Бельведеров (их два, верхний и нижний) находится очень приличный художественный музей. К вечеру мы собрались в автобусе и отправились в обратный путь. Ехать от Вены до Минска почти ровно сутки. Где-то в районе Варшавы с удивлением обнаружил на почве иней, это после цветущих-то садов в Чехии-Австрии. А в районе Баранович нас накрыла настоящая метель. Так моя поездка и закончилась.

А что там едят? Мне кажется, что еда в Чехии какая-то советская что-ли. Во всяком случае, сходив  в местный кабачок и попробовав местную кухню осталось полное ощущение, что пообедал в Минск. Те самые кнедлики, которые вечно едят все герои чешской прозы оказались не столько клецками, сколько продуктом типа мягкого батона, который подается нарезанными ломтями. Его достоинство, что он хорошо впитывает всякие подливки, а так батон как батон. В Вене в целом еда немецкая. Вена изветсна как родина шницеля, но по-моему сосисок там естся гораздо больше. Столица Австрии знаменита своими тортами. За день я успел попробовать только два- яблочный штрудель, который оказался в самом деле довольно вкусной вещью, и тот самый “Захер”. Захер по мне слишком сладкий и какой-то суховатый. Он представляет собой шоколадный бисквит с прослойкой абрикосового джема и политый шоколадной глазурью. По мне, так у нас торты и повкуснее бывают.

А что там пьют? Конечно же, в Чехии пьют пиво. Я глубоко убежден,  что чешское пиво – самое вкусное в мире, а я путешествовал не мало. Во всяком случае, широко раскрученные немецкое и бельгийское мне кажется будут чуть по хуже. Но и пьется оно населением в огромных количествах. По статистике на каждого чеха, включая женщин и грудных младенцев приходится по бутылке в день. На пивзаводе каждому работнику полагается по 300 бутылок и 300 банок пива в год по себестоимости. Раз полагается, то без всяких сомнений все это выпивается. Я когда-то читал, что Прага самый посещаемый город в Европе после Парижа. Причина наверное не только в ее архитектурных красотах, но и во вкусном и дешевом по западноевропейским меркам пиве. Почему бы пацанам не слетать на пару дней в Прагу, город посмотреть, пивка попить. В пражских сувенирных лавках продаются майки ‘Прага дринкинг тим’ . Чай и кофе мне кажется чехов интересует мало, все заменяет пиво.
Вена же конечно кофейный город. Кофе много сортов, черный, с молоком, кофе-меланж (это типа капуччино). И все удивительно вкусные. К кофе принято подавать воду, чтобы его запивать. Считается, что крепкий кофе сушит.

А какие там девушки? Почему-то совершенно незапомнились. Какие-то неяркие что ли. Может просто мало был.    


Рецензии