Западные традиции в дореволюционных учебных учрежд

     Все существующие дореволюционные учебные учреждения были подобны западным - пансионы,гимназии,лицеи,училища.Учитывалось всё:количество учреждений,наличие в них ученических мест,расходы по содержанию зданий,зарплаты учителям,выслуга лет.Карьерная лестница по службе предполагала начало от коллежского регистратора до надворного советника.Некоторые учебные заведения,например,учительские семинарии,обучали на должность надзирателя. В столице сосредотачивались основные служилые кадры,в том числе и присланные из-за границы,которые в свою очередь должны были принести присягу царю согласно ст.852 Т.IX Устава о состоянии[10:204].

    Чтобы стать преподавателем университета,надо было окончить гимназию,реальное училище или хотя бы педагогические курсы при институте,семинарии.Выходцы из лицеев,пажеских корпусов могли служить в начальных городских училищах,уездных земских школах(прогимназии равнялись духовному училищу);из духовных семинарий - в епархиальных училищах.Чем отличались приходские училища в Германии и в России:
    1)в самом значении учения (на кого учат?);
    2)в Германии при всё многообразии предметов-географии,истории,естествознания,французского языка для мальчиков,рисования,геометрии,рукоделия для девочек,Закона Божия,немецкого языка,пения,арифметики,не забывали давать сведения об Отечестве,краткий очерк о Европе и других странах;
    3)практика не была оторвана от теории,например,уроки географии,происходили летом на природе,давались сведения о торговле,мануфактуре,промыслах,история преподносилась в биографической форме,математика знакомила со свойствами пространств и измерений[1:C.1-28].

    В России обучение предполагалось 2 года.Церковно-приходские школы открывались на средства Св.Синода.Они стояли по значимости на первом месте.Александр III обозначил специальные "Правила о церковно-приходских школах"1884 г.,где указывалось:"Школы сии,имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать полезные первоначальные знания".В перечень предметов входили:а)изучение молитв;б)Священная история и объяснение богослужения;В)краткий катехизис;г)церковное пение;д)чтение церковной и гражданской печати и письма;е)начальные арифметические действия.

    Училища первого разряда соответствовали приходским училищам,а второго разряда-уездным.Со стороны инспектора учебного округа шло представление в консисторию кандидата на должность учителя Закона Божьего,после чего прошение подтверждал Директор народных училищ[2:43].Училищные советы присуждали за заслуги перед Отечеством законоучителям приходских училищ чины,а также ордена Св.Анны 2 степени,Св.Владимира 4 степени.

    Для сравнения,в Пруссии,семинарии готовили учителей для народной школы,которые подлежали таким же правилам,как гимназии и реальные училища.Учительские семинарии состояли в ведении провинциальных училищных советов.Заведением управлял директор.Питомцы семинарий должны жить вместе и содержаться по положению,обучаясь бесплатно в течение 2-х или 3-х годичного курса.Приёму и выпуску соответствует испытание.Сами ученики также должны проходить испытание в продолжение курса.При семинариях находятся практические школы.За всупление платится около 5 таллеров и за содержание 40 таллеров.Об одежде,письменных принадлежностях,книгах,каждый воспитанник заботится сам.Требования по физическому здоровью в прусских семинариях предъявлялись строгие:"Так как отправление учительской должности по причине сопряжённых с нею постоянных трудов,требует хорошего,а не сомнительного здоровья учителя,то и постановлено принимать в семинарию только тех из желающих поступить в оною юношей и девушек,которые представят о своём здоровье надлежащее медицинское удостоверение.Но частые болезни принятых юношей и случаи ранней смерти кандидатов в учительские должности и молодых учителей потребовали произвести ближайшее исследование причин этого явления".

    Вопрос о преобразовании семинарий в России затрагивал специальные средства,на которые существовали семинарии.Поступление детей крестьян и малоземельцев в педагогические семинарии решало сразу несколько насущных для них задач-получить образование,и не служить в армии."Причиною моему поступлению в семинарию была крайняя нужда,-пишет мальчик,-так как отец бедный,земли имеет немного-всего 5 десятин,а мне делать дома было нечего,я не желал идти служить,решился поступить в семинарию" или "Ещё в детских годах,-говорит о себе крестьянский мальчик,-я чувствовал,что очень был слаб и неспособен к физической работе.Я помню это хорошо,потому что когда я учился в деревне,то до того был бедный безсилен,что не мог сам отворить ворот или перелезть через них.Отец мой,видя такое плохое здоровье,стал говорить мне,если ты будешь старатся учиться грамоте,то ты и без крестьянского труда добудешь себе хлеба"[11:97].

   Семинарский курс составлял 4 года и ещё один приготовительный год.Практические уроки,вводимые в 3 кл. семинарии,подготавливали будущих учителей народных школ,приходских училищ и школ грамоты.Если в русских семинариях изучали славянские и катехизические тексты,наречия,союзы,то при поступлении в семинарии Пруссии уже на вступительных испытаниях необходимо было доказать наличие знаний в науках и искусстве.Не вызывали интереса как препарандов люди,не имеющие музыкального слуха,а также незнакомые с церковными песнями и текстами.Еврейским аспирантам было дозволено только участие в семинарском образовании.

    В России педагогические семинарии учреждаются для:а)практической подготовки к педагогической деятельности;б)расширения и пополнения научных знаний,полученных в высших уч.учреждениях.Проект семинарии предполагал превратить 4-х годичный курс в 2-х годичный,где на втором году вводилось системное преподавание под руководством наставников по избранной специальности в классах среднего образования.По окончании пробного года и по представлению кандидатом сочинения,совет семинарии должен был выдать свидетельство удостоверяющее подготовленность к занятиям.Учительские вакансии должны были замещаться лицами,закончившими учительскую семинарию,причём время службы засчитывалось за годы учёбы.Штатные кандидаты получали стипендии,а за исполнение обязанностей штатного преподавателя получали 60 рублей за урок.На одном из совещаний совета семинарии постановление гласило: "..поурочная плата вредна для дела:она побуждает учителя по необходимости набирать большое число уроков,что в корне подрывает его здоровье,силы,энергию,планомерность и постепенность в расходовании силы.Она уничтожает достоинство учителя,низводя его на степень ремесленника,и тем подрывает его авторитет в глазах общества и в особенности молодое поколение"[7:129].

    Сама система оплаты труда учителей была расчитана из того,чтобы вознаграждение было определено исходя из справедливого чувства по отношению к учителям.Что касается уроков сверх нормы,то в количестве от одного до четырёх поурочная плата здесь была уместна.По возможности у всех учителей должна быть одинаковая нагрузка.Во всех городах,особенно больших,там где жизнь,особенно дорога,учителя были вынуждены набирать до пятидесяти уроков в неделю.Для хорошего здоровья учитель,по мнению педагога К.П.Яновского,должен иметь от двенадцати до восемнадцати недельных уроков.Нормальным числом нужно считать 21 урок.В виду того,чтобы содержание штатных преподавателей семинарских гимназий не уменьшилось,предлагалось упразднить четыре штатные педагогические должности,и остатки употребить на повышение двух учительских окладов до 2250 рублей в год при двенадцати недельных уроках.Вместо того,чтобы делить всё учительское жалованье на 3 части,предлагалось определить основное жалование на 18 или 21 урок в 1800 рублей,и затем,через три года начать сверх того прогрессивные надбавки до трёхсот рублей,что составило бы через восемнадцать лет службы высший годовой оклад-3400 рублей в год[8:135].

    В отличие от России,в Швейцарии,подготовкой учителей народных школ согласно данным 1896 года Schweizerisches Volkschulwesen,занимались 37 специальных учительских семинарий,из которых 23 принадлежали немецкой,12-французской,2-итальянской Швейцарии.25 семинарий содержались государством,4-городом,8-частными лицами.На тот период во всех семинариях обучалось 2600 человек,40% из них девушек.Основной девиз в швейцарском союзе "все за одного и один за всех" применим и к народному образованию.Со стороны федерального правительства идея о финансовой помощи решалась давно.Там не было разделения между общинами и кантонами,бедными и богатыми.В основном были распространены кантональные типы школы,где учительницами становились орденские сестры.Поступающие в начальное училище подвергались приёмным испытаниям.В начальной школе учились дети от 6 до 14 лет.Рекрутские испытания предполагали проверку знаний учителей и учеников на чтение,счёт,отчизноведение,географии,истории,по государственному праву Швейцарии.Получение неудовлетворительной оценки влекло посещение дополнительной школы.Расходы по этому предмету должен был нести союз.Но не во всех школах преподавался Закон Божий.

    Проверка знаний в России осуществлялась инспекторами учебных округов.Иногда в комиссию по испытаниям могли призываться учителя земских школ,в городе-местных уездных школ[3:14].Существовали ведомости о числе заведений по инспекторским участкам губернии.В их ведении находились городские училища,уездные училища,частные заведения 1,2,3 разрядов,влскресные школы,уроки для взрослых,также за ними был закреплён контроль о преподавателях,которые прибыли или выбыли из учебных заведений.Вот,например,выписка из отчёта инспектора Вологодской области за 1863 год:"Младший учитель русского языка Бунаков,с 1854 года быв учителем в разных уездных училищах Вологодской дирекции,и поступив в гимназию с августа 1862 года,с большою пользою действует на всестороннее умственное развитие учащихся при объяснительном чтении;им напечатаны во многих журналах оригинальные статьи,касающиеся Вологодской губернии.Выше я имел уже случай заметить,что преподаватели наук в Вятской гимназии все уже опытные педагоги;они усвоили себе хорошие методы преподавания,основанием которых служит положительность и ясность в изложении,и приучение учащихся к мышлению и самостоятельному труду"[9:12-13].Но чаще всего в отчётах можно увидеть недовольство деятельностью педагогов и недоверие к ним.Так,Екатерина Рощина,бывшая учительница Ильинской начальной школы Даниловского уезда,была уволена от должности инспектором Федостоевым по причине "педагогической неблагонадёжности",так как в "бытность ея в 1877 году в Хабаровске богохульствовала,называя образа досками,отрицала существование Бога  и вообще,критиковала все религиозные верования и обряды,затем порицала действия правительства,говоря что "государь грабит бедный народ и ограбленные деньги помещает на своё имя в английский банк и т.д."[4:5].

      В Демидовском лицее инспекторам,назначавшимся из штаб-офицеров в отставке,отводилась иная роль.В инструкциях для них прописывались вверенные обязанности:а)требовать от студентов "безусловного повиновения законам,полного уважения начальникам и властям;б)следить,чтобы "студенты нимало не уклонялись от христианских обязанностей и исполняли оные с благоговейными чувствами";в)наблюдать,чтобы "студенты читали только печатные книги и при том с позволения кого-либо из профессоров";г)следить за "аккуратным посещением студентами лекций,наблюдать за их чистотой и опрятностью белья студентов и назначать дни,когда они могут ходить в баню под присмотром надзирателей";д)запрещать студентам курить табак и покупать съестные припасы,иметь у себя деньги без предварительного сообщения об этом инспектору;е)наказывать провинившихся студентов "лишением стола и арестом от нескольких часов до пяти дней";ж)присутствовать на экзаменах "для полного и основательного соображения о достоинстве студентов"[6:66-67].

     Вообще говоря о студентах,можно вспомнить,что они выпускались со степенью кандидата и чином XII класса(а в гимназиях-с чином XIV класса).Выпускники,претендовавшие на степень кандидата наук,представляли сочинения,темы которые определял Совет лицеев.Из устава 1863 года виден порядок испытаний студентов,которые производились в учёные степени:кандидата,магистра,доктора.На звание студента производились испытания в приёмных комиссиях под председательством декана,преподавателей факультета.Приём назначался от 12 января до 1 июня.Студенты,проучившиеся три с половиной года,должны были подавать прошение ректору на право получения степени кандидата.Главные и дополнительные предметы сдавались за один раз.Для получения степени доктора педагогики,каждый магистр должен был подвергнуться испытанию по одному из разрядов докторских степеней,написать и защитить диссертацию по теории или истории педагогики.

     Во Франции на звание учителя или на право получения образования могли получать желающие,которые подвергались в правительственных факультетах без предварительного заявления.Кандидаты,не выдержавшие экзамена,не имели права перездавать без особого разрешения Министерства народного просвещения под страхом уничтожения диплома или свидетельства.В научной комиссии под председательством г.Гизо при обсуждении вопроса о свободе получения высшего образования 1870 г.были затронуты вопросы об автономии и свободы замещения вакантных кафедр в назначении адъюнктов,профессоров.Было указано,что никто из преподавателей не может пользоваться монополией в своём преподавании,и всякий профессор имеет право открыть свои курсы,плата из которых пойдёт и в его пользу.Все факультеты с принадлежащими им учреждениями создают единую национальную университетскую систему[12:277-278].В России списки вакантных учительских должностей находились у директора народных училищ.В высших начальных училищах кандидаты были только после учительского института.Казёные стипендиаты не могли быть уволены со службы или перемещаться в другое ведомство без согласия попечителя учебного округа,пока не исполнят обязательство по стипендии[5:59].
   
     Исходя из вышесказанного,проекты вносимые на обсуждение специальных комиссий по вопросам образования и воспитания,в России,носили более противоречивый характер,чем,скажем,в западных странах,так как были далеки от практики жизни.Часто проекты оставались на бумаге,а вся школьная система зависела от росчерка пера министра или самого государя.Формальность про слеживалась и в заимствовании западных методов и систем построения образования тех же семинарий или университетов,подвергающихся постоянным проверкам и испытаниям.
    
      1 Водовозов,В.Приходские училища в Берлине//Журнал Министерства Просвещения,1858-№1
      2 ГАЯО,Ф.549,оп.2,д.270.
      3 Там же оп.2,д.455
      4 Там же.оп.2,д.129
      5 Там же оп.2,д.1642
      6 Егоров,А.Д.Лицеи России/А.Д.Егоров-Иваново:ИИСИ,1993-кн.3:Демидовский юридический лицей.-Ч.1
      7 Клюжев,Ив.К вопросу о преобразовании учительских семинарий//Русская школа-1910.-№1
      8 См.там же с.135
      9 Постельс,А.Ф.Отчёт по обозрению гимназий и Казанского учебных округов 15 февраля-17 мая 1863 г./Спб,1864
      10 РО ГАЯО,Ф.58,оп.1,д.8
      11 Степанец,Б.учи тельские семинарии//Вестник воспитания-1902-№1
      12 Французские университеты//Журнал МНП,1870-№4


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.