Интервью. В любом деле нужен хозяин
– Владимир Федорович, прежде всего несколько слов о себе.
– Мне 45 лет, русский, женат, имею двоих детей, кандидат технических наук. В последние годы работал зам. генерального директора объединения «Тиротекс»- по науке, президентом многоотраслевой фирмы «ИНЭКС».
– Чем будет заниматься комитет?
– Проблемы, которые будет решать комитет, определены его названием. Но Положение о комитете уже разрабатывается и в ближайшее время будет вынесено на рассмотрение Правительства, а затем – на утверждение Верховного Совета ПМР.
– Есть ли аналоги Вашему комитету в других странах СНГ и чем они занимаются?
– Если коротко, то эти комитеты занимаются координацией работы по выработке стратегии и тактики реформ, соответствующих законодательных актов, а также проблемами малой и большой приватизации – через управление госимуществом.
– А каков механизм принятия решений и законодательных актов? Или он только нарабатывается?
– В республике идет упорядочение этих вопросов. Президент И.Н. Смирнов недавно подписал Положение «Об экономическом совете при Президенте ПМР», а также «Положение о группах экспертов» – по направлениям реформы. Следовательно, экспертные группы будут готовить свои предложения на заседание Правительства. Правительство, в свою очередь, рассмотрев предполагаемые документы, будет выходить с законодательной инициативой в Верховный Совет. Вопросы, носящие для экономики ПМР определяющий характер, предварительно будут обсуждаться на экономическом совете при Президенте ПМР.
– Какова, на Ваш взгляд, база реформ в Приднестровье?
– Реформы в нашей республике во многом зависят от экономической и политической ситуации в странах СНГ, Молдове, в Приднестровье. Поэтому мы должны действовать с учетом тех преобразований, которые осуществляют, в первую очередь, правительства России, Украины, Беларуси. Нам необходимо учитывать и свою специфику, и опыт других стран на пути к рынку. Реформы в ПМР необходимо базировать на:
– многоукладной экономике с рыночными принципами ее развития;
– законодательной базе при равенстве всех форм собственности;
– проведении поэтапной приватизации с целью создания активного рыночного хозяйства;
– создании конкурентной среды с целью повышения эффективности производства;
– структурной перестройке системы управления и самоуправления в ПМР для повышения ее эффективности, сокращения бюрократического аппарата и интеграции в экономику стран содружества;
– активной социальной политике для защиты наиболее уязвимых слоев населения.
– В Вашем докладе на Верховном Совете ПМР прозвучало, что социальные программы защиты малоимущих слоев населения являются приоритетными. Не могли бы Вы кратко изложить, в чем суть этих приоритетов?
– В системе образования нам необходимо не допустить снижения выделения средств на обязательное обучение граждан Приднестровья, установив, таким образом, минимальный государственный норматив обеспечения образовательного уровня. Мы должны создать такие условия, при которых у граждан появится потребность постоянно повышать свой образовательный уровень, и это стремление должно быть подтверждено соответствующими гарантиями государства. Законодательно закрепим создание альтернативных негосударственных структур в образовании, но при этом необходимо будет установить государственный контроль за выдачей лицензий, сертификатов, дающих право на преподавание. В медицине нам необходимо ввести медицинское страхование граждан – обязательное на уровне государства и добровольное для тех граждан, которые захотят и смогут себе финансово позволить лечиться в частных медицинских учреждениях. По-видимому, будет разработана Государственная медицинская программа обеспечения здоровья граждан Приднестровья. И в этом случае нам не избежать государственного вмешательства в вопросы выдачи лицензий и сертификатов, дающих право на обучение и лечение в области медицины. Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, и мы не можем подвергать его риску, предоставляя право врачевать всем, кому это захочется, без соответствующей аттестации.
– Нам, в редакцию «Днестровской Правды», да, по-видимому, уже и Вам, задают один и тот же вопрос: «Когда мы будем приватизировать жилье?» Что можно ответить?
– Да, Вы правы, с этим вопросом обращаются многие граждане, особенно пожилые люди, которые хотят уехать или оставить своим детям хоть что-нибудь. На сколько я информирован (в правительстве я всего несколько дней), документы и сам механизм по приватизации жилья подготовлены. Следовательно, ждать осталось не долго. Их рассмотрят на заседании Правительства, а Правительство выйдет с законодательной инициативой в Парламент республики в ближайшие недели.
– Продолжим нашу беседу о социальных гарантиях. Ни для кого не является секретом, что цены на бытовые услуги растут. Какой Вы видите в этой связи государственную политику с учетом защиты малоимущих граждан?
– Я думаю, что на первом этапе, в ходе малой приватизации, часть предприятий сферы бытового обслуживания должна быть оставлена в муниципальной собственности, но, я подчеркиваю, только экономически объективная часть. Эти предприятия, их деятельность (цены, тарифы) будут регулироваться государством. По мере развития альтернативных предприятий в сфере быта, в ходе конкуренции они сами отомрут.
– Почему Вы так считаете?
– Сейчас каждому экономически грамотному человеку понятно, что цены на бытовые услуги очень высокие, а качество обслуживания – на очень низком уровне. Уж слишком велик административно-управленческий аппарат. Наши бытовики не смогут конкурировать с частными структурами, где со временем будут бороться за каждого клиента. Конкуренция сделает свое дело. Мировой опыт – тому подтверждение.
Продолжая тему защиты малоимущих граждан, необходимо отметить, что будут использованы и такие рычаги, как регулирование доходов населения, целевая помощь наиболее незащищенным слоям населения – эти вопросы Правительство будет обязательно рассматривать. В этой связи нам не грех изучить опыт западных стран, работу общественных организаций, доходов и т.д., активно внедрять его в нашу повседневную жизнь.
– Реформы, естественно, затронут и промышленные предприятия республики. В чем это может выразиться?
– На мой взгляд, для промышленных предприятий республики необходимо создать такие условия, при которых их самостоятельность обеспечит полную ответственность за результаты труда при минимальном контроле со стороны государственных структур.
– Что Вы имеете в виду под словами «государственный контроль»?
– Это, прежде всего, закон, налоги, их регулирование, инвестиции. И то, и другое – способствует или тормозит развитие предприятия. Государство заинтересовано в развитии предприятия, которое производит высококачественную, конкурентоспособную продукцию. И наоборот – так, где нет передовой технологии, где идет неоправданное разрастание численности коллектива, где экологически грязное производство, там государство должно принимать меры. Если говорить о приватизации промышленных предприятий, то создание акционерных обществ отрытого типа с капиталом трудового коллектива, государства и рядовых акционеров-граждан ПМР – наиболее вероятный путь развития в этой области.
– Правительство бывшего Союза еще в недалеком прошлом принимало несколько продовольственных программ для того, чтобы накормить население страны, и все безуспешно. Есть ли такая программа у нашего Правительства? Если нет, то какой Вы ее видите?
– Я о принятии такой программы не слышал, но, безусловно, Правительство ставит перед собой задачу – способствовать обеспечению населения продуктами питания. Я не оговорился, сказав – способствовать. Ибо нам всем необходимо изменить образ мышления в этой области. Необходимо привыкнуть к той мысли, что нам никто ничего не должен. Мы граждане республики, являемся частью этого государства и сами должны обеспечить свое благосостояние – через свой опыт, знания и трудолюбие. Продовольствие – это и реформы в аграрном секторе. Я не аграрник, но не нужно быть крупным специалистом, чтобы понять следующее – необходимо принять все меры для эффективного использования земли. Надо провести инвентаризацию земель в республике, определить приоритеты ее использования, создать рыночные структуры по выращиванию, уборке и хранению урожая. Не разрушая рентабельные хозяйства, следует создать условия для развития фермерских хозяйств, научно обосновав наделы земли в условиях Приднестровья. Особое место в этой деятельности должны получить развитие индивидуального строительства и ведение подсобных хозяйств. Правительству и законодателям предстоит серьезная работа в этой области.
– Какие законодательные акты Вы считаете первостепенными для того, чтобы сдвинуть аграрную реформу с мертвой точки?
– Прежде всего – «Закон о земле и землепользовании». Нужны «Закон о налогах на землю», «Закон о деятельности Агробанка в условиях земельной реформы», «Закон о компенсационных выплатах на землю», «Закон о деятельности акционерных обществ, товариществ, кооперативов в аграрном секторе». Их можно принимать каждый в отдельности, или объединить под одним названием и принять пакет законодательных актов, регулирующих земельные отношения. Парламент определит необходимый минимум законодательных актов, регулирующих отношения в аграрном секторе. Необходимо только время для принятия решений.
– Что Вы считаете первостепенным, даже самым главным для того, чтобы процесс реформ в республике «пошел»?
– В этом случае нельзя ответить однозначно. На процесс реформ будут влиять многие факторы: политическая и экономическая ситуация в странах СНГ и Молдове; умение Парламента и Правительства республики работать слаженно на одно общее дело, учитывать далеко не безупречный опыт стран СНГ; деловая активность предприятий и предпринимателей, разумно сочетающая интересы коллектива и государства; продуманная налоговая и инвестиционная политика в республике; закупка лицензий и привлечение иностранного капитала в производство; банковская политика, которая через кредиты, их оборачиваемость призвана влиять на процессы реформ в Приднестровье.
– Вы уже упомянули о базовых направлениях реформы в Приднестровье, говорили о структурной перестройке системы управления и самоуправления в республике. Не могли бы Вы ответить, как согласуются Ваши слова с решениями, принимаемыми Правительством и Парламентом по созданию громоздких, на мой взгляд, структур управления сегодня? И Ваше отношение к этому процессу?
– Я не являюсь сторонником громоздких структур управления республикой. Но очевидно и то, что республика находится в начале пути по становлению своей государственности. Сейчас мы переживаем очень болезненный процесс перехода от авторитарного управления к созданию рыночных принципов управления экономикой. В этот переходный период на все отрасли народного хозяйства ляжет огромная работа по подготовке мероприятий для стабилизации экономики, разработке законодательных актов для проведения малой и большой приватизации. Все это звенья одной цепи. Но, по мере продвижения реформ, жизнь сама подскажет, какие из структур просто не нужны, а какие нужно развивать. Процесс неизбежно пойдет по пути все большей самостоятельности районных, городских, муниципальных Советов, предприятий, а, следовательно, приведет к сокращению управленческих структур.
– Из Ваших высказываний следует, что Вы являетесь последовательным сторонником капиталистического способа производства.
– Я сторонник эффективного способа ведения хозяйства, а наибольший успех достигается в конкурентной среде, где есть материальная заинтересованность в результатах труда при минимальных затратах. Следовательно, в любом деле нужен хозяин. Таким хозяином может быть один человек и группа людей, коллектив или акционерное общество. Важно эффективно, с наибольшей отдачей вести свое дело. Одновременно я сторонник создания максимально возможных социальных гарантий для всех слоев общества, гарантируемых государством. Лучшее, что есть в социалистической системе – уверенность в завтрашнем дне, равные стартовые возможности граждан, социальные гарантии – необходимо соединить с капиталистическим эффективным способом ведения производства. Как это сделать, давайте думать и делать вместе.
– В России начался процесс выдачи приватизационных чеков. Правительство РФ уточняет свою тактику реформ в сторону повышения цены приватизационного чека. Это мы видим и слышим из средств массовой информации. У нас в республике также принят Закон «О разгосударствлении и приватизации», статьи которого уже сегодня требуется разъяснять, обосновывая правомерность их существования. Что по этому поводу Вы можете сказать нашим читателям?
– Первое, что я хочу сказать – принятые законы надо уважать. Другой вопрос – слабые и сильные стороны того или иного закона, которые безусловно есть. Необходимо учитывать также, в какое время и при каких условиях он принимался. Но за Верховным Советом остается право уточнять свои позиции – через поправки в законе. Соответственно, и наш комитет выполнит свою часть работы. Предстоит многое сделать для оценки имущества республики, определения социальной структуры общества. Это поможет сориентироваться в нужном направлении.
– И последнее, что хотелось бы от Вас услышать. Реформы – это сложное и неблагодарное дело. В истории немало тому примеров. Что делать организаторам реформ, если эти реформы не оправдают надежд граждан республики и, если хотите, замыслов самих организаторов?
– Реформы – это, разумеется, дело не одного нашего комитета, а всего Правительства, Парламента, всех, кто желает изменений, движения к позитивным переменам. Ну а если организаторы реформ почувствуют, что реформы не идут, остается один выход – отставка, как это принято во всем цивилизованном мире.
Свидетельство о публикации №212041901343