Статья. Реформам нет альтернативы!

 ОТ РЕДАКЦИИ. В. Ф. Груценко — кандидат наук. В 1992 году входил в состав президиума Правительства ПМР. Автор первой в ПМР программы реформ. Ушел в отставку,   из-за несогласия абсолютного большинства депутатов парламента ПМР прошлого созыва идти по пути реформ и экономических преобразований. В настоящее время работает генеральным директором предприятия "Ин - экс". Его  нередкие статьи в газетах Приднестровья носят обычно взвешенный характер. Аналитикам из числа правительственных чиновников и просто людям, стоящим на других позициях, предлагается открытая дискуссия.

ОТ АВТОРА. Трудно найти в Приднестровье человека, который бы искренне не желал выхода экономики республики из глубочайшего кризиса. Без понимания экономических процессов, происходящих в странах СНГ в постперестроечный период, необходимости создания новой модели экономического устройства государства в условиях рыночной конкурентной среды трудно рассчитывать на успех. Эта статья развивает те положения, которые были изложены  в газетах "Приднестровье " в ноябре и в "Днестровской правде" в августе прошлого года. Если в первых материалах упор делался на то, что реформы необходимо начинать, и немедленно, то сейчас внимание уделяется проблемам, стратегическим вопросам, решение которых обеспечит достижение экономической стабильности в республике.

Со времени публикации первой статьи "Реформам нет альтернативы" прошло более семи месяцев, а воз и ныне там. Да, мы приняли Конституцию ПМР — Основной Закон республики, провели еще один референдум, выбрали новый состав парламента, и это хорошо. Но кто скажет, что изменилось к лучшему в экономике республики? Правительство имеет развернутую Программу развития Приднестровья? Парламент принимает законодательные акты, отвечающие международным стандартам, позволяющие без проблем интегрироваться в экономику стран СНГ и дальнего зарубежья? Вопросов много.

Величину кризиса экономики в ПМР уже можно определить по длине очередей на импровизированных толчках в микрорайонах города Тирасполя, где торгуют граждане всех сословий, и товарами далеко не первой свежести.

Необходимость новой скоординированной концепции развития промышленности в условиях рыночной экономики в Приднестровье очевидна. И начинать нужно с анализа:
состояния экономики и основных производственных фондов в целом;
состояния экономических и структурных реформ на предприятиях всех форм собственности;
состояния законодательной базы, обеспечивающей ход реформ и привлечение инвестиций;
выработки государственной экономической политики приоритетного развития отраслей промышленности;
необходимости постоянного контроля за состоянием рынков потенциальных партнеров как по их емкости, так и по качественным, ценовым характеристикам:
необходимости углубленной кооперации предприятий внутри Приднестровья как для насыщения товарами первой необходимости, так и для снижения их себестоимости;
нужна налоговая политика, стимулирующая товаропроизводителя и поощряющая производство конкурентоспособной продукции.

Почему же нам сейчас нужна хорошо продуманная, обоснованная новая модель экономического возрождения республики в столь сложных условиях постперестроечного периода не только в Приднестровье, но и всех странах СНГ? Мы до сих пор читаем в журналах и газетах многочисленные опусы людей, не осознающих истинных причин происходящего, не имеющих сколько-нибудь обоснованных предложений по выходу из кризиса а условиях первого этапа перехода к рыночной экономике. И это вредит делу. До сих пор у нас нет принятой Программы развития республики. Та же, ито есть в наметках, не имеет комплексного подхода, носит исключительно фискальный характер. Движение на ощупь в потемках — сот как я охарактеризовал бы современный этап экономического не разлития, а топтания на месте. Все эти вопросы — звенья одной цепи, и ответ на них не может быть односложным.

Люди хотят знать, с чего и когда начнется возрождение экономики Приднестровья, и что нужно для этого делать.

Первое. В республике отсутствуют или почти нет специалистов по переходу к рыночной экономике в условиях экономического кризиса. "Кадры решают все" — это не обветшалая фраза. Ситуация складывается таким образом, что квалифицированные кадры во всех областях народного хозяйства, неудовлетворенные своим экономическим положением, вынуждены находиться в состоянии миграции, поиска высокооплачиваемой работы, стабильности для себя и своей семьи. Компетентность и квалификация — это богатство, которое общество накапливает в течение нескольких поколений. Они могут быть потеряны за несколько лет, восстановить потери будет крайне трудно. Но это лишь одна сторона вопроса. Вторая же состоит в том, что новые условия требуют новой кадровой политики.

Нам нужна такая кадровая политика, которая обеспечила бы подготовку широкого спектра специалистов: экономистов, менеджеров маркетинговых служб, банкиров, умеющих работать в условиях рыночной экономики.

В государственном же масштабе на ключевые должности в аппараты управления не зазорно приглашать специалистов из-за рубежа, ближнего или дальнего, все зависит от решаемых обществом задач.

Второе. Нет понимания необходимости и отсутствует система автоматизированного учета и анализа деятельности всех отраслей народного хозяйства, независимо от формы собственности. В этой связи особенно важно понимать, для чего нужен такой аналитический центр и каковы его первостепенные задачи. Не углубляясь в раскрытие всех направлений деятельности такого информационно-аналитического центра, остановлюсь на главной его задаче.

В условиях экономического кризиса, острого дефицита финансовых, кредитных средств особенно важно иметь ежемесячный анализ влияния кредитно-финансовой, налоговой политики государства на результаты деятельности аграрно-промышленного комплекса, всего народного хозяйства с целью оперативного принятия решений.

Третье. В республике отсутствует законодательная база, обеспечивающая, поддерживающая, закрепляющая всю инфраструктуру жизнедеятельности республики в условиях рыночной экономики. Для быстрого подъема экономики, развития внутреннего рынка и безболезненного вхождения в мировой рынок в законодательном творчестве необходимо учитывать следующее:
законодательные акты, принимаемые парламентом, должны соответствовать международно-признанным нормативным актам,
при подготовке и принятии нормативных акта, дано нов должен доминировать комплексный подход, т. е. законодательные акты должны быть взаимоувязаны. Нужно видеть весь спектр их действия с учетом последствий принятия;
подготовка нормативных актов должна, в основном, делаться Правительством по отраслям, дорабатываться в комитетах парламенте и уже затем, выноситься на рассмотрение заседаний парламента.

Для успешной работы в законотворческой области целесообразно образовать координационный совет при Правительстве и парламенте, который отслеживал бы не только сроки разработки и принятия законодательных актов, но и вопросы по их взаимной увязке.

Такие подходы позволят обеспечить гарантированный успех по интеграции экономики ПМР в экономику стран СНГ и дальнего зарубежья.

Четвертое. В республике не определены приоритетные направления развития отраслей экономики. Следовательно кредитно-финансовая политика носит несбалансированный, пожарный характер.

Пятое. К одним из серьезных недостатков я отношу отсутствие разъяснительной пропагандистской работы на радио, телевидении, в печати основ экономических знаний в условиях перехода к рынку. Людям необходимо объяснить, рассказать, показать и иногда доказать, что ждать помощи не нужно не  от кого: ни от России, ни от Украины, ни от доброго "дяди Сэма". Нужно научиться работать много и качественно самим.

В понимании первостепенных задач широкими массами нашего народа - залог стабилизации сейчас и в будущем.

И шестое. Обеспечение условий для создания конкурентоспособной промышленной и сельскохозяйственной продукции в республике должно стать главной заботой Правительства и парламента республики.

Почему конкурентоспособность продукции, выпускаемой в нашей республике, резко падает? На этом вопросе остановлюсь, перечисляя лишь факторы, снижающие ее по себестоимости:
затрата на транспортировку сырья и отправку готовой продукции потребителям;
налоговые пошлины на вывоз, ввоз сырья и готовой продукции;
пошлины на получение лицензий, сертификатов качества, сертификатов происхождения товаров;
ограничения по заработной плате и их последствия;
высокие ставки затрат по энергоносителям.

Не ставлю своей задачей делать углубленный анализ всех факторов, влияющих на конкурентоспособность товаров, производимых в республике, но читатель должен знать, что потенциальные потребители поставляемых нами в СНГ товаров тоже не спят. Учитывая нестабильность, дезинтеграционные процессы, которые повлекли за собой разрыв экономических традиционных связей по кооперации, они заставили создавать параллельные производства в своих странах и выпускать продукцию, аналогичную нашей. Но это полбеды. Основное — это конкуренция западных стран, поставляющих продукцию более высокого качества и по более низким ценам. Все вышесказанное лишь подтверждает, что борьба за рынки сбыта, конкуренция будет продолжаться в странах СНГ всегда.

Путь к успеху, экономическому процветанию республики лежит через конкурентоспособность производимых товаров. как по цене, так и по качеству на внутреннем и внешнем рынках.

Без глобального понимания этих вопросов трудно рассчитывать на преодоление кризиса в экономике в обозримой перспективе.

Проблемы конкурентоспособности выпускаемой продукции в республике должны выходить на первый план всей экономической политики. Нам нужно понять, разобраться, где наше место на мировом рынке, рынке СНГ, разделения труда. Какие из отраслей промышленности, сельского хозяйства могут рассчитывать на успех в борьбе за рынки сбыта. Как строить, исходя из этого, налоговую, кредитно-финансовую, таможенную политику в республике.

Мировой рынок многие десятки лет разделен и по сферам влияния отдельных стран Европейского союза, и по специализации производимых товаров. Для примера — по странам большой семерки. Германия является мировым лидером в производстве печатных станков, химической промышленности. Америка доминирует в самолетостроении, в области персональных компьютеров, кинематографической продукции. Японские фирмы диктуют моду и цены на рынке потребительской электроники, робототехники, факсимильных аппаратов, автомобилестроения. Италия специализируется в основном на керамической продукции, обуви, одежде, упаковочном оборудовании и т.д.

Почему так происходит на мировом рынке? Ответ может быть один. Нельзя быть конкурентоспособным во всем.

Экономисты республики должны понять и определить в первую очередь, где наша место на рынке разделения труда, определить свою международную конкурентоспособность с максимально возможной достоверностью.

Этот вопрос является определяющим для экономического процветания республики.

Ошибочно утверждение, что конкурентоспособность товаров, выпускаемых в государстве, зависит от богатых запасов полезных ископаемых. Мировой опыт, подтверждает обратное. Процветающие страны, среди которых Япония, Германия, Италия, Корея, являются странами с ограниченными запасами природных богатств.

Ошибочно также утверждение, что заработная плата наемных рабочих является привлекательной с точки зрения уменьшения себестоимости продукции. Например, в Индии и Мексике низкая заработная плата, но экономическая модель не приносит серьезных результатов для повышения конкурентоспособности товаров и увеличения благосостояния народа. Для государства более важна степень автоматизации труда при сохранении рабочих мест и высокой заработной плате.

Географическое положение Приднестровья, его климат во многом определяют наши богатейшие аграрно-промышленные возможности. Сложившийся промышленный комплекс Приднестровья : легкая промышленность, пищевая, перерабатывающая, среднее машиностроение, электроника, станки, насосы, электродвигатели. Казалось бы, все ясно и  приоритеты развития экономики налицо, что еще нужно для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции в Приднестровье. Кажется, дай предприятию три, десять миллионов долларов оборотных средств, и оно оживет, задышит. А дальше? А дальше этих денег в лучшем случае хватит на год. Деньги съедят инфляция и заработная плата, продукция осядет на складам не найдя своего покупателя.  Это,  мы уже проходили.

Необходимо комплексное взаимодействие государства, республики, предприятий и отдельного производителя в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг.

Комплексность в решении проблем обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции — это не только меры Правительства по обеспечению защиты внутреннего рынка, экспортные и налоговые льготы. Прежде всего, это анализ состояний отрасли, изучение ее потенциальных возможностей на рынках ближнего и дальнего зарубежья и дифференцированный подход влияния государства на ее развитие.

В Приднестровье хорошо была развита легкая промышленность. Ее предприятия славилась в недавнем прошлом на всей территории СССР. Рынок СССР был закрыт, потребительских товаров не хватало, предприятия процветали. Все это в прошлом. Сейчас такие промышленные гиганты, как объединение "Тиротекс", шелковый комбинат в Бендерах, швейные фабрики в Тирасполе, Бендерах, Дубоссарах большую часть времени стоят. Причина — отсутствие оборотных средств, нет сырья, а главное — выпуск неконкурентоспособной продукции, по цене, качеству и многим другим компонентам, определяющим спрос на товар. В отдельных случаях безнадежно устарело оборудование и технологические процессы. Предприятия простаивают по нескольку месяцев в году, теряется квалификация, уходят инженерные кадры — все это не способствует успеху.

Все знают, что на предприятиях легкой промышленности Приднестровья работало до 50 тысяч человек, а это почти 15% всего трудоспособного населения республики.

Могут ли предприятия легкой промышленности в ПМР выпускать конкурентоспособную продукцию? На мой взгляд — да. Но для этого,  нужна совместно выработанная с предприятиями,  не зависимо от форм собственности государственная политика.

Нужна государственная программа выхода предприятий легкой промышленности из кризиса.

Она должна носить комплексный характер и иметь форму договора между предприятиями и государством. Прежде всего,  необходимо освободить предприятия легкой промышленности на определенный срок от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, экспортных пошлин, что позволит пополнить оборотные средства предприятий. Но и это не все. Важно принять законодательные акты, обеспечивающие гарантии для притока иностранного капитала в эти отрасли на паритетных началах. Важно, чтобы Программы предприятий  представленные государству  для обеспечению выхода из кризиса, включали все элементы, обеспечивающие успех и выход на производство конкурентоспособной продукции,  как по техническому перевооружению, созданию дизайнерских центров,  параллельных производств по качественной упаковке, фурнитуре, всем видам аксессуаров, так и по обеспечению новых форм организации управления .

Другой подход необходим к сырьевым предприятиям легкой промышленности - таким, как Тираспольское объединение "Тиротекс" и Бендерский шелковый комбинат. Сырье они получали в основном из-за ближнего и дальнего рубежа. Отрыв этих предприятий от источников сырьевых ресурсов, переход к оплате за сырье в твердой валюте серьезно поставил эти коллективы перед проблемой выживания. Но и здесь, думаю, нет тупика. Кроме вышеперечисленных льгот на 3-5 лет, необходима государственная целенаправленная работа на уровне Правительства no-созданию транснациональных компаний или финансово-промышленных групп, со смешанным капиталом  перерабатывающих комбинатов и банков, обеспечивающих финансовую поддержку. Нужна законодательная база для их деятельности. Предприятия, поставляющие продукцию на внутренний рынок, должны получать налоговые скидки, особенно если это касается предприятий текстильной отрасли, обеспечивающих предприятия, производящие одежду в Приднестровье или работающие по кооперации. Необходимость тесной кооперации между предприятиями легкой промышленности очевидна.

Опыт управления предприятиями в Италии, небольшими компаниями в легкой промышленности, позволил обеспечить прирост к торговому балансу до 1 миллиарда долларов в год.

Особенно эффективной для республиканской экономики является способность производить и отпускать товары на внутренний рынок — по низким ценам и высоким — на внешний рынок.

Другой подход необходим при создании конкурентной стратегии в машиностроении. Как сохранить конкурентоспособность продукции предприятий машиностроения Приднестровья? Сложность проблемы заключается в том, что машиностроение не является одной отраслью, а состоит из десятка отраслей со своими собственными стратегиями, к каждой из которых предъявляются свои уникальные требования на пути достижения конкурентоспособности. Важнейшим фактором в этой связи является определение и анализ структуры отрасли, знание границ конкурентоспособности выпускаемой продукции, знание потенциальных рынков сбыта и конкурентов. Анализ этих критериев позволит определить свое положение в отрасли с целью изменения его в лучшую сторону. Уровень жизни в Приднестровье в основном будет зависеть от способности наших товаропроизводителей проникать в структурно-привлекательные отрасли промышленности на потенциальных рынках сбыта.

Создание долгосрочных, конкурентоспособных преимуществ в Приднестровье для машиностроительной отрасли является определяющим.

Это не только правильно построенная инновационная политика предприятий (умение создавать машины, приборы, станки более высокого качества с более выгодными для покупателя технологическими, эксплуатационными и дизайнерскими свойствами), но и умение защищать свои разработки авторскими правами в виде пакетов авторских свидетельств, умение хранить секреты производства.

Перенос части производственных мощностей за пределы республики оздоровит экономику республики.

Важнейшим фактором для обеспечения длительной конкурентоспособности товаров может послужить создание союзов с компаниями на потенциальных рынках сбыта для того, чтобы получить доступ к потенциалу последних. В качестве примера можно привести перемещение производств и капитала Японии и Кореи — в Гонконг, Малайзию, Тайвань, США.

Конкурентоспособными преимуществами могут стать не только сами товары, но и система организации маркетинга, сбыта и оказания сервисных услуг по обслуживанию реализуемой продукции. Умение предвидеть характер отрасли на многие годы вперед может обеспечить устойчивую конкурентоспособность производимых товаров в машиностроении. Однако нельзя забывать, что постоянное вкладывание финансовых средств в инновационную политику предприятий может привести к успеху лишь в том случае, если будет правильно определена стратегия развития отрасли или ее сегмента при безусловном сохранении технологических секретов производства. Особо необходимо сказать о роли государственных органов в поощрении инновационных устремлений предприятий. Необходимо всячески поощрять предприятия, совершенствующие свои технологии, повышающие конкурентоспособность товаров — снижением налогов в области инновационной политики. Изменение законодательной базы, поощряющей инновационную политику предприятий, в большой степени влияет на конкурентоспособность товаров на внешнем рынке.

Вот почему в нынешних условиях кризиса на промышленных предприятиях не только важно сохранить их интеллектуальный потенциал, но более того - все сделать, чтобы финансирование НИР и ОКР для улучшения качественных характеристик товаров на перспективу велось постоянно.

Почему даже мировые лидеры в отдельных отраслях терпят на рынках фиаско, а отсталые фирмы вдруг вырываются вперед? Это происходит потому, что другие компании начинают лучше чувствовать направления изменений конкурентной среды, начинают первыми применять новые технологии и ноу-хау. Особенно подвержены краху крупные предприятия, неспособные быстро менять инвестиционную и инновационную политику, технологию производства.

Хорошим ориентиром для предприятий машиностроительного комплекса республики может стать изменение ассортимента выпускаемой продукции для развития приоритетных отраслей республики. Создание конкурентоспособных отечественных машин по переработке продукции сельскохозяйственного комплекса, а также линий по производству упаковки для продуктов питания очень важно для республики и ее будущего.

Приднестровье, его возможности выращивать, производить, перерабатывать сельскохозяйственную продукцию вряд ли кем-то были до конца изучены и в наше время. Но такое время настало, и пора четко себе представлять, что выгоднее выращивать для внутреннего потребления, что экспортировать, какая консервная продукция будет конкурентоспособной на внешнем рынке.

Одно можно с уверенностью сказать - развитие агропромышленного комплекса должно иметь приоритетную форму, отраженную в законодательных актах ПМР.

Нужна государственная программа развития агропромышленного комплекса ПМР.

Географическое положение республики, ее возможности в развитии сельского хозяйства очевидны, и, следовательно, должны носить приоритетный характер для обеспечения продовольственной независимости, а ее продукция должна стать основой экспортных возможностей республики.

Земля является общенародным достоянием республики, но, на мой взгляд, настало время найти этой земле хозяина.

Надо передать землю тем, кто ее обрабатывает.

Надо создать законодательную базу для легализации деятельности всех форм собственности и всех форм объединений с максимальной отдачей для экономики республики. Необходимо приступить, там, где созрела для этого ситуация, к созданию фермерских хозяйств, машинно-тракторных товариществ по их обслуживанию. Широкая сеть мини заводов по переработке плодоовощной продукции должна максимально приблизиться к производителю сельскохозяйственной, мясомолочной продукции. Важнейшим шагом по повышению конкурентоспособности нашей сельскохозяйственной продукции могло бы стать создание на существующих мощностях машиностроительных предприятий поточных линий по производству упаковки, создание отечественных мини-заводов по переработке сельскохозяйственной продукции, специализированных предприятий по ремонту сельхозтехники.

Развитие международной торговли является основополагающим в понимании своих задач на пути экономического развития республики в рыночных условиях.

Необходимо создание целой сети торговых представительств в странах СНГ как потенциальных покупателях производимой у нас продукции, целью которых является реклама продукции, максимальное приближение товара к потребителю и вытеснение западных конкурентов с рынка. Но для вторичного завоевания рынков потребуется также открытие и создание в других странах своих дочерних предприятий, обеспечивающих выпуск как отдельных узлов машин, так и окончательную сборку. В этом залог успеха. Я не предлагаю создавать конкурентов собственными силами и за свой счет. Это целенаправленная государственная и корпоративная политика с целью закрепления на рынках сбыта с непосредственным участием и под контролем головного предприятия в Приднестровье. Таким образом, предприятия могут увеличивать объем экспорта.

Для стимулирования внешнеэкономической деятельности республиканских товаропроизводителей и привлечения иностранных инвестиций необходимо принять законодательные акты, обеспечивающие защиту инвестиции, о предотвращении двойного налогообложения, об охране интеллектуальной собственности на уровне международных стандартов.

Очень важно поощрение создания крупных совместных транснациональных страховых компаний, которые в значительной степени обезопасят производственно-коммерческую активность, увеличат приток капитала в республику.

Важно развитие широкой сети торгово-экономических представительств ближнего и дальнего зарубежья в приоритетных для нашего аграрно-промышленного комплекса странах. Необходимы гарантии предприятиям-товаропроизводителям, поставляющим продукцию республики на внешний рынок. Мы должны принять целый комплекс мер и законодательных актов, обеспечивающих:
защиту и охрану валютных поступлений;
гарантии государства под кредиты, выделяемые иностранными банками;
максимальное сокращение таможенных процедур и поборов;
проведение политики защиты отечественного товаропроизводителя и демонополизацию внутреннего рынка;
установление стабильной, минимальной ставки продаж валюты государству от внешнеэкономической деятельности;
повышение оперативности и ответственности банков за качество обслуживания клиентов.

Особое место в развитии республики занимает кредитно-финансовая, налоговая политика. Она может носить разрушительный и созидательный характер. Второе, конечно же, предпочтительнее для любого государства.

Первое, что необходимо твердо знать — налоги нужно платить. Для того, чтобы их можно было платить, нужна максимально понятная система налогообложения. Консервативно-стабильная в течение всего периода первого этапа перехода к рыночной экономике (5-10 лет).

Порядок начисления и выплат налогов должен быть понятен не только самой налоговой инспекции, но и всей налогооблагаемой инфраструктуре республики, без правва внесения подзаконных актов в течении всего этого периода.

Налоговая политика строится таким образом, чтобы, дифференцируя по приоритетным отраслям развития, умело менять ее по мере выхода экономики из кризиса. Ошибочность же текущего момента, или сложность, заключается в том, что Правительство пытается закрыть все финансовые дыры, не выделив приоритеты развития экономики на перспективу, не просчитав возврат затраченных финансовых средств.

Важны шагом к возрождению экономики Приднестровья послужило бы принятие закона, снижающего налоги на прибыль коммерческих банков, направляющих свои деньги на инвестиции, на развитие производства по льготным ставкам.

Налоговые и финансовые органы должны систематически анализировать, как влияет принятие тех или других законов не только на доходную часть бюджета, но и на развитие деловой, производственной активности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что не менее важно в условиях выживания республики в конкурентной среде. Эти факторы влияют не только на величину налогооблагаемой базы, но и на качественный состав финансовых поступлений от налогов в бюджет республики, что очень важно в условиях отсутствия прямых кредитных вливаний в виде твердой волюты из других стран и международных фондов

Главной задачей для налоговых служб республики, обеспечивающих успех реформ на переходном этапе построения рыночных отношений, является способность к созданию благоприятного инвестиционного климата.

С точки зрения эффективности нужно сохранять единый стабильный налоговый льготный режим как для иностранных, так и для внутриреспубликанских инвесторов. Важно для всех понимать, что на переходном этапе перед налоговыми службами республики стоит важная задача — разработать такие налоговые системы, которые обеспечили бы, а не усложнили выполнение законов о налогах. Это означает, что лица, вырабатывающие налоговую политику, должны искать и найти компромиссы между целями экономической эффективности, справедливости и простоты административных процедур. Это значит, что системы разделения доходов и уплаты налогов должны быть максимально простыми. В этом деле нужна компьютеризация всего учёта и проверок, подготовка компетентных и непредвзятых специалистов налоговых служб, хорошо и недвусмысленно сформулированные законы, четкая работа судов по налоговым штрафам.

И в заключение хотелось бы сказать следующее. Перед республикой, вставшей на путь реформ,  стоят сложные задачи в области новой экономической политики, без решения которых трудно рассчитывать на успех в стабилизации экономики ПМР. Наиболее очевидными из них являются:
-недопустимость ставить свою экономическую политику в зависимость от результатов выборов в других республиках, где бы они ни проходили.
-нужно привыкнуть и научиться работать, обеспечивать себя сырьем самим,  в новых условиях;
-понимание и определение роли государства в развитии рыночной экономики;
- понимание необходимости проведения рыночных реформ;
- обеспечить создание конкурентоспособной продукции агропромышленного комплекса республики;
- создание правовой базы деятельности республики на международном уровне;
взвешенная инвестиционная, налоговая политика государства.

Решение этих проблем очень важно и при наличии соответствующей политической воли, общественного согласия, стабильности в обществе. Время не ждет!


Рецензии