Незадачка

Незадачка
- Кать, ну вы же совсем непохожи! - почти взмолилась мама. - Он - мальчик домашний, а ты у меня...
И мама вздохнула.
Дочь поправила топик, завела за ушко темную прядку и проговорила возмущенно:
- Ну ма-ам!.. Как будто вы с папой похожи! Совсем даже непохожи... Он тоже все время дома торчит...
Мама сначала не нашлась что ответить, а потом заметила:
- Но Сережа все-таки лучше тебя учится...
Катя не поняла, при чем здесь это замечание, но отозвалась:
- Ну и здорово! Значит, он будет на меня влиять. В лучшую сторону. Между прочим, у него по алгебре - между тройкой и четверкой...
- А у тебя - между двойкой и тройкой, - возразила мама. - Какая разница?
- Ну видишь ведь - мы похожи. Немного...
- Делай что хочешь... - вздохнула мама.
- Хорошо, - отозвалась дочь кротко. - Ты же знаешь, я всегда тебя слушалась...
Ну да, она больше любит гулять по городу, чем учить уроки. Но весна же! Весной учить уроки - вообще преступление! Но приходится. Куда деваться - иногда приходится нарушать законы улицы.
...Ну разные они с Сережей. Раз-ны-е! Ну и что? Быть одинаковыми так скучно! А мама все время твердит, что Катя с Сережей - абсолютно непохожие, и что это плохо. И что лучше бы она, Катя, была как Сережа. Например, вместо того чтобы шлындать по улицам, сидела бы дома и учила уроки. Ладно. Хорошо.
Катя прошла в комнату. Сначала вытащила дневник. Потом - задачник по алгебре.
- Та-ак... - протянула она. - Задачка номер пять тыщ сто двадцать два... Жуть какая! "С аэродрома вылетели одновременно два самолета: один - на запад, другой - на юн. Через два часа расстояние между ними было две тыщи километров. Найдите скорость самолетов, если скорость одного составляла семьдесят пять процентов скорости другого".
Катя посмотрела в окно. В небе догоняли друг друга два самолета. Один летел чуть выше. Другой - чуть ниже. В одном летела она, Катя Абашева. В другом - Сережа. В каком - кто? Есть ли разница?
..."С аэродрома вылетели одновременно два самолета: один - на запад, другой - на юг..." Нет, ну как же так? Почему же они летят в разные стороны, хотя должны - в одну? Ладно, предположим - это не те самолеты, в которых летят Катя и Сережа.
..."Между ними было две тысячи километров..."
Много. Ну не могут они быть так далеко друг от друга!
..."Найдите скорость самолетов..."
Нет, ну это просто невозможно - в одиночку решить такую сложную задачку! Можно, конечно, позвонить Юрику, он решит все это безобразие в две минуты. Но зачем звонить Юрику, если Катя его терпеть не может? Лучше уж позвонить Сереже.
К телефону долго никто не подходил. Катя даже отчаялась и подумала: не сбежать ли на Плотинку? Длинные звонки сразу же прекратились, и в трубке раздался родной голос:
- Да... Слушаю...
Абашева заторопилась, боясь, что Сережа сейчас - вот сию секунду! - бросит трубку:
- Кротов, это я... Ну, Катя... Абашева. Ты задачку решил? ...Ну эту, пять тысяч какую-то... Про самолеты... Летят они куда-то... Нет? И я - нет! Может, поможешь?
В голосе было столько надежды! А потом она стала гаснуть. Точнее, погасла. Сразу. Почти мгновенно.
- ...Нет, ну я понимаю... А если вместе... как-нибудь... Ну Сере-е-ежа-а-а!.. У тебя же почти четыре по алгебре... А у меня - два... Ты мне помогать должен... Хорошо, хорошо, не должен, я пошутила... Ну просто помоги, а?
На том конце провода раздалось неохотное:
- Ла-адно, приду-у...
Катя немного успокоилась. Но только - совсем немного. А вдруг с ним что-нибудь случится на улице?! Он же - домашний! А иномарки так гоняют, что...
Звонок! Абашева рванулась к телефону.
- Ну! Некогда мне! Я уроки учу!
Трубка летит на рычаг. ну чего эта Машка вечно дразнится! Ну нельзя ей сейчас на улицу. Нель-зя! Она уроки собралась учить! Алгебру! В кои-то веки, как сказала бы мама.
Через двадцать минут раздался дверной звонок. Абашева пулей вылетела в коридор и распахнула дверь. На пороге стоял он - Сереженька Кротов.
..."Между ними было две тысячи километров..."
- ...Ну один летел на запад, понимаешь? - втолковывала Катя однокласснику. - А другой - на юг. Ты знаешь, где запад?
- З-запад? - неуверенно проговорил одноклассник. - В-все время путаю. Вроде, слева...
- Нет! - торжествующе сказала Абашева. - Справа! Это если стоять лицом к югу.
- А при чем здесь юг? - не понял Кротов.
- А при том, что самолет летел на юг!
- Нет, - сказал Сережа. - Тут нужно сосредоточиться!
Он сделал глубокомысленную паузу и продолжил:
- Значит, если один самолет летел на юг, а другой - на запад, значит, они летели под углом в девяносто градусов.
- Девяносто? - удивилась Катя. - То есть, значит, вертикально?
- Почему - вертикально? Самолеты, вроде, обычно летают горизонтально, - неуверенно проговорил Кротов.
- Но взлетают же они не горизонтально, а под углом...
- Они уже взлетели, - терпеливо объяснил Сережа. - И разлетелись под углом в девяносто градусов.
Катя представила, как разлетаются самолеты. Вдребезги! И ей стало страшно. Ведь в одном из них летел он, ее Сережа...
- Ты чего? - спросил Кротов. И посмотрел странно.
Признаваться в своем страхе не хотелось.
- Больно далеко улетели, - помолчав, отозвалась Катя. - Это какая же у них должна быть скорость?
- Треугольник, - сказал Сережа. - Прямоугольный. Одна сторона - запад. Другая - юг. А третья - две тыщи километров.
- Ага, - поняла Катя. - Запад берем за икс...
- Юг - за ноль семьдесят пять икс, - тут же отозвался Сережа. - И решаем уравнение квадрата гипотенузы.
- Та-ак, - с энтузиазмом и влюбленно глядя на одноклассника, подхватила Катя. - Ноль семьдесят пять икс в квадрате плюс икс в квадрате будет две тыщи в квадрате. Бешеные цифры!
- Четыре миллиона, - подсчитал Сережа.
Высунув розовый кончик языка, одноклассница выводила на листочке уравнение.
- ...Та-ак. Один семьдесят пять икс квадрат равен четырем миллионам. Значит, икс квадрат будет равен... Возьми - в верхнем ящике...
В верхнем ящике под калькулятором лежала самая сокровенная Катина вещь - дневник. Тот самый, в котором записаны все ее чувства к Сереже. Одноклассник выдвинул ящик и, помедлив, ткнул пальцем в дневник:
- Это, что ли, взять?
С замиранием сердца (вдруг Сережа все-таки не послушается?!) Катя ответила:
- Че, Кротов, с ума сошел? Калькулятор возьми...
Одноклассник еще раз покосился на дневник, вытащил калькулятор и, нажимая на кнопки, стал комментировать:
- Четыре миллиона... делить на одну целую семьдесят пять сотых... Та-ак... Примерно два миллиона двести восемьдесят пять тысяч семьсот четырнадцать... Это - икс в квадрате. Значит, извлекаем квадратный корень...
Катя привстала. Прислонилась к Сережиной спине и, заглядывая через плечо в калькулятор, присвистнула:
- Ну ни фига себе!.. Почти тыща пятьсот одиннадцать километров в час!
Сережа отчего-то вздрогнул и согласился:
- Д-да... Ни фига себе! Я и не думал никогда, что ты...
- Я ни при чем! - быстро отвела от себя подозрения Катя. - Решаешь ты, а не я.
- Какие-то полусверхзвуковые самолеты попались, - с сомнением проговорил Кротов.
- Военные, наверное, - блеснула знаниями Абашева.
- Не... Че-то не то, - засомневался вдруг одноклассник. - Ответ посмотри! Больно уж скорость большая.
- Так мы ж только одну скорость нашли! А вторая - меньше. На двадцать пять процентов. Значит, у второго скорость... - Катя лихорадочно тыкала пальцем в кнопки. - А у второго - тыща сто тридцать три. Почти на четыреста километров в час меньше! Нормально?
- Нет, ну чего-то не то все равно, - не перестал сомневаться одноклассник.
- Все то! - заверила его Катя и утянула одноклассника на кухню - пить чай.
А потом потащила Сережу гулять. Но он упирался и говорил, что ему пора домой и что шарахаться по улицам, тем более, вечером, он терпеть не может. Катя на него обиделась и еще раз поняла, что с Сережей они совсем разные. Абашева сбежала на Плотинку, даже познакомилась с каким-то Лешей. Но все равно она знала, что ее Сережа - самый лучший! Ну почему они не похожи?! Ну хотя бы в чем-нибудь!..
...Через день математичка Елена Игоревна, возвращая тетради после проверки восьмому "б" классу, раздраженно выкрикивала отметки:
- Копырин. Три. Абашева. Два. Кротов. Два...
По Катькиному лицу расплылась довольная улыбка.
9 марта 2003 г.


Рецензии