От салонной беседы к Николаю Гумилеву

От салонной беседы к Николаю Гумилеву
 
     Присутствую при салонной беседе о Лермонтове. Идет рассказ о его происхождении. Шотландские корни. Кельты. Рассказ, в основном, идет о кельтах, только через час беседы было немного сказано о творчестве поэта. Очень познавательно все, о чем говорят. Все это знают и изучают, как в России, так и в Шотландии. Сразу возникает желание посмотреть, как же все северные страны примыкают друг к другу и почему они такие разные.

     И несколько таких меточек из его рассказа запомнились, как некий контраст  ко всей беседе.

     Якобы своей настоящей родиной считал Шотландию, тосковал о ней, и это нашло свое отражение в стихах.

     Стихи Лермонтова очень просты по своей сути, если их читать просто как бы поверх слов, только тот смысл, в них вкладывая, какой в них и есть в действительности.

     Поэт переживал от своей нереализованности, и можно предположить, что бы он мог сделать, если бы он прожил больше времени.

     Стихи Лермонтова помнили и читали в лагерях.
 
     Вот это последнее утверждение и было для меня таким резким заявлением. Вела беседу очень милая обаятельная женщина, не манерная, но очень рафинированная, что создавалось впечатление, что она далека от реальной жизни. Но судя по тому, что она бывала в очень разных местах, то это впечатление обманчиво. Она филолог. Специалист. И так легко прошло соединение кельтов и лагерей для заключенных. Читали там стихи, заключенные читали Лермонтова. Хотелось спросить, кто и когда это делал? Но сказано это было легко в общем тоне разговора. Поэтические вечера в лагерях или индивидуально? Что в этом правда? Такое утверждение можно строить и в отношении любого поэта, а особенно Лермонтова.

     На этот вечер принесла три экземпляра книги о репрессиях, именно о репрессиях против  тех, кто прекрасно знал поэзию, и образование которых было построено на культе поэзии  главного великого поэта Пушкина. И только в самом лицее, где и учились лицеисты, они писали стихи, да еще писали стихи те, кто смог выехать за границу. А вот творчество в лагерях не так известно, только в некоторые промежутки между арестами, возможно, они и что-то сочиняли, те, кто прошел лагеря. Из лицеистов был известен только один Фроловский.
 
     Совместимы ли поэзия и нечеловеческие условия заключенных в лагерях? Сильно сомневаюсь. Избежав расстрела и попав в лагерь, думает заключенный только о том, чтобы выжить. При этом он должен выполнять работу по нормативам, введенным для заключенных. Беседа льется так воздушно  и свободно, только эти слова о стихах Лермонтова и лагере разрушили очарование всего такого милого и лёгкого, и, по большей части неведомого. И,  о неведомом, тоже говорится. О том, что где-то рядом присутствует  и  неожиданно дает талант одному, отбирая его у другого.

     На вечере несколько человек, которых я знаю, вот им я и принесла свою книгу. Знакомство с каждым из них тоже было окружено некой неожиданностью, а таинственность, в этом случае, я называю случайностью.

     Первое знакомство состоялось с Ириной  на курсах немецкого языка. Вот ей я и принесла свою маленькую книжку.

     Вечер подошел к концу. Остались только несколько маленьких групп, которые решали свои текущие дела. Вот и подошла к Дмитрию и напомнила ему о том, что мы уже много раз обсуждали.

- Как там ваше творчество? Написали о Таганцеве? О Гумилеве?
- Нет еще.
- Может быть, встретимся  и об этом поговорим.
- Нет пока времени.  Я ведь в свое время встречался с сыном Таганцева.
-Невероятно.
- Он очень переживал, что об отце думают, что он привлёк людей к своим делам, а потом и назвал их всех на следствии.
- Да, не было никакого дела. Все придумано.
-Да, не было.
- Таганцева обманули, с ним подписали документ, что суровые меры не будут применены к обвиняемым по его делу.
- Это так, но сын переживал.

- Но это было. И что теперь об этом и говорить. Не мог Таганцев  знать 833 человека, всех кого привлекли по этому делу, а было, наверное, и больше. Рабочие, моряки, профессора, кого там только не было. Как помнить всех.
 
- А вы знаете, что когда пошла отдавать книгу в печать и спросила, как зовут издателя, то в ответ услышала фамилию, которая совпадает с одной из фамилий следователя в деле Таганцева. Следователь допрашивал Николая Гумилева. Это было так необычно. Решила, что так и нужно, что что-то заставило прийти именно сюда, а не в какое-то другое место.

- Интересно.
- Да, кстати, недавно слушала передачу о Гумилеве.
- И я тоже смотрел, но какое-то жалкое зрелище.
- А название книги, о которой говорили, говорит о   тайне смерти и жизни Гумилева.
- Да, проходил Гумилев по делу Таганцева.
- Я составила список тех неточностей, которые были  сказаны автором книги. Хотя до этого статьи этого автора,  встречала в интернете. Очень хороший язык, все так четко написано, а говорил он в передаче ужасно. Столько неточностей, а то и просто не знания.
- Согласен.
- Взяла и отправила этот список оговорок на передачу. Ответа нет.
 
     И, действительно, после передачи отправила письмо ведущему программы.  Написала, что мое послание относится к передаче о Николае Гумилеве. И по пунктам все расписала.
 
1.Название книги «Тайна жизни и смерти Николая Гумилева», это конечно, очень охватывающее название.
 
2.Кроме этой книги по истории дела «Петроградской боевой организации» или «Дела Таганцева» существует еще книга Георгия Миронова «Заговор, которого не было…».
 
3.В беседе не назвали имени следователя, который вел допросы Гумилева. Этим следователем был Якобсон. Но тем не мнение  утверждается, что именно этот следователь был и следователем  при царском режиме. А это утверждение спорное, так как никто не назвал даже имени этого следователя.
 
4.В книге Георгия Миронова приводятся материалы и других дел, по которым вел следствие все тот же Якобсон.
 
В хронике Миронова тоже есть следователь Якобсон. Вот и соединила фамилия следователя Якобсона поэта Николая Гумилева и безвестного санитара скорой помощи Б.Н. Никитина и его мать, М.Д. Никитину. И судьба подследственных Якобсона была одинаковой – расстрел.
5.Кроме того, нужно учитывать, что следователи ВЧК в то время имели особые функции, а именно не только следствия, но и решения по делам с применением мер наказания, вплоть до расстрела.
 
6. В 1921 году, когда было сфабриковано «Дело Таганцева», еще не было в Уголовного кодекса. Закон был принят только в 1922 году.
 
7. В передаче ссылаются на принятие решений тройками, но представляется, что в случае Дела Таганцева решение принималось на уровне высших органов ВЧК.

8.Кроме того, хочется сказать, что с Николаем Гумилевым общались, а это указано в протоколах, члены комитета Петроградской боевой организации, Шведов и Герман. А в комитете состояло только три человека. В дополнение только к Шведову и Герману добавляется только сам Таганцев. Таганцев и дал показания на Гумилева.
 
8.В протоколах допросов Гумилева встречается еще одна фамилия – Вячеславский. Но эта фамилия относится к Шведову, он использовал для себя и эту вторую фамилию.
    
9.Необходимо учитывать, что к этому моменту составлялись списки офицеров царской армии. В анкетах арестованных эти сведения об офицерах и об их участии в Первой мировой войне вписывали в графу  вместе со сведениями об участи в бандах и в белой армии.
 
10. Представление о Гумилеве, как о человеке, далеком от жизни, не совсем верное. Он не стремился поддержать власть и не стремился в политику, вообще, в отличие от Александра Блока, который был секретарем Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противоправных действий высших чиной царского режима.
 
11. Николай Гумилев был Георгиевским кавалером, что подтверждало его непосредственное участие в боевых действиях.
 
12. Не могли назвать места, где сидел арестованный Гумилёв. Вот документ, который указывает на точное место содержания одного из арестованных по делу Таганцева.
«16/1Х -21. Дорогой мой мальчик, сегодня полдня провела у тебя на Шпалерной. Выехала из дома в 9 часов, и была дома в 4 часа, все так не могла получить обратно передачу».
Эта маленькая запись говорит о том, где находились арестованные по делу Таганцева – «Петроградской боевой организации».
 
13. Из материалов дела, где заключённые ещё пытались писать письма в разные инстанции, можно найти и другие адреса органов судебной власти.
 «В судебно-следственный подотдел отдела Юстиции (просп. Володарского
44 комн. 26). Заявление. Заключенного ….. Д.П.З. 5 отделения 112 команда
Шпалерная 5».
 
14.Следователи в деле Таганцева это не только следователь Якобсон, но и Агранов, Мессинг, Карин, Кияковский, в дальнейшем высшие чины в ОГПУ.
 
15. О месте захоронения расстрелянных, по приговорам дела Таганцева, в передаче  тоже ничего не сказано, хотя в самом названии звучат слова «тайна смерти». А в действительности, место расстрела и захоронений в Ковалевском лесу идентифицировано В.В. Иофе в 1997 году, обнаружено исковой группой центра "Мемориал" в 2001 году, памятный  знак установлен 25.8.2001.
 
     Так плавно перешёл разговор от кельтов, от предков Лермонтова, от стихов Лермонтова, которые читали в лагерях, к делу «Петроградской боевой организации», называемого делом Таганцева, по которому проходил поэт Николай Гумилев. И был поэт расстрелян.


Рецензии
Добрый вечер, Катерина!
Прочитал у Вас две статьи о Гумилеве. Добротный, интересный материал не только для ценителей творчества поэта, но и для историков и "просто" читателей. Спасибо огромное.
Всего доброго Вам!
С уважением,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   10.10.2014 21:00     Заявить о нарушении
Благодарю вас за внимание к такой теме. Действительно, Гумилев для меня один из арестованных по Делу Таганцева, конечно, как поэт тоже. Он сражался в Первой мировой войне, конная разведка, это тяжело и страшно. Прочитала его записки о том времени. Разведчик есть разведчик. Катерина

Екатерина Шильдер   10.10.2014 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.