Козодой

   Мой дедушка довольно бодрый и крепкий пожилой человек. Он всю свою сознательную жизнь трудился, не покладая рук. Именно поэтому, даже после ухода на заслуженный отдых, он стремился быть полезным обществу и по мере сил работал в коллективе, где прошла его трудовая жизнь. Вот и этим летом, как только его попросили помочь, он с огромным удовольствием стал выполнять работу сторожа в летнем лагере молочно-товарной фермы. Это, конечно же, сельским жителям понятно, что значит летний лагерь, а городским поясняю - весной из коровника, где коровы находились всю зиму, их переводят в специальные летние загоны. Вот именно там и работает мой дедушка, как он часто шутит «ночным директором». А поскольку кроме коров в отдельном загончике там проживали маленькие чудненькие такие телята с вечно влажными носиками, я, конечно же, была частым помощником у дедушки. Правда почти все время проводила около загородки малышей. Ведь они такие милые, забавные.
   Сначала телята меня боялись, но очень скоро привыкли и, увидев меня, начинали весело скакать. А потом дружной ватагой устремлялись к моей ладошке, стараясь, доверчиво коснутся ее теплыми носиками. Мы даже с ними разговаривали. Они меня правда не очень слушали или может, капризничали, не знаю, а вот что они говорили мне все, все до капельки было понятно. Да и что здесь такого удивительного ведь дети завсегда друг дружку могут понять.
   Но все-таки от темы своего рассказа я немного отвлеклась. Приходя в летний лагерь молочно-товарной фермы вечером, я часто была там до поздней ночи и очень скоро стала замечать, что не одна я повадилась вечерами в гости к бурёнкам. Тёплыми вечерами часто было видно, как, над отдыхающими коровами, стремительно порхает довольно большая птица. Иногда даже на время, забыв о маленьких телятах, я, затаив дыхание, заворожено любовалась, как это не известное крылатое создание легко и стремительно мчится, делая очень сложные пируэты, и вдруг застынет в воздухе, быстро, очень быстро махая своими крыльями, а потом неожиданно исчезнет в ближайшей посадке. Видно там у нее дом, смекнула я. Но что это за ночной мастер высшего пилотажа? Кто мне может дать ответ?
   Подошла я к дедушке. Сдвинув фуражку на затылок, он хмыкнул: «Ну, внучка, задала ты мне задачу. Знаю, что у нас в деревне зовут эту птицу козодой. Но не знаю больше про нее ничего. Может она не только коз доит, но и коров? Может за этим сюда и летает? Ну, глазастая моя, задала ты мне задачу». Долго он так сокрушался, но ничего о птице не вспомнил и не рассказал.
   Многих взрослых спрашивала я: «Что за птица козодой? Почему ее так прозвали?». К сожалению, ответа на мои вопросы ни кто мне не дал. Очень обидно даже.
   Но, поразмыслив немного, решила, что из каждого положения есть выход, и стала усердно думать, это тоже бывает полезным. И, конечно же, придумала. Даже удивилась, как же я сразу не догадалась, ведь взрослая девочка, уже десять лет скоро будет? Конечно же, только в книге можно найти ответ на любой вопрос. Вот тут то я не ошиблась, нашлась такая волшебная книга, в которой было написано о заинтересовавшей меня птице.
   Вот что я прочла: «…Козодой - так называют эту птицу во многих странах в Италии и Германии, во Франции и у нас в России. В Испании ее называют «обманщиком пастухов». Свое не доброе имя птица получила, потому что издавна существовала легенда, будто прилетает она по ночам или вечерам к стаду и выдаивает у коров или коз молоко. Действительно, рот у птицы большой, похоже, специально приспособлен захватывать вымя, и, действительно, птица эта часто вечерами летает над стадом. И прогоняли ее, даже убивали нередко. А ведь не ради молока прилетает козодой. По вечерам много мух, слепней, оводов вьется над животными. Ради них козодой и прилетает, и питается птица исключительно насекомыми.
   У козодоя всё приспособлено для охоты в воздухе: большие, направленные вперед глаза, огромный рот, которым он, как сачком, хватает добычу.
   Днем козодоя увидеть трудно: его окраска и манера сидеть не поперек сука, а вдоль, делает птицу невидимой. Даже рядом пройдешь - не заметишь. Так же неподвижно сидят они и в гнездах. Впрочем, назвать гнездом то место, где лежат одно – два яйца этой птицы и где через восемнадцать дней появятся птенцы, никак нельзя. Козодой откладывает яйца прямо на земле, садится на них, и с этого момента защищены они лишь самой птицей, точней, ее окраской. Отец помогает матери по уходу за детенышами. Проголодавшиеся малыши к вечеру начинают просить есть, и родители отправляются на охоту. Ловят насекомых, причем ловят в большом количестве и только вредящих: ночью другие насекомые почти не летают».
   Вот оказывается, какая эта птица козодой. А люди по незнанию относятся к ней со злом. Нет бы, сначала разобраться, умные книги почитать. Может быть, тогда мы все станем умней, добрей, и будем бережней относиться к животным, живущим рядом с нами? А? Как вы думаете? 


Рецензии
Интересно! Вечерами идя по лесной дороге можно много их увидеть. Кричат они также своеобразно. С уважением, Анатолий.

Анатолий Шишкин   01.06.2012 22:54     Заявить о нарушении