21. По правилам советской торговли

      
      В магазине:
- Колбаса есть?
- Есть.
- А копченая?
- Есть.
- А красная икра есть?
- Есть.
- А черная?
- Тоже есть.
- Да вы что, издеваетесь?
- Сам же первый начал…
       ИЗ АНЕКДОТОВ О СОВЕТСКОЙ ТОРГОВЛЕ.
      
      Получили мы с женой свои «красные» дипломы и – что делать? – поехали назад, в шахтерский город Красный Луч, работать в местном горпромторге. Вернее, работать я стал один, а жена Наташа сидела дома с маленькой дочкой…
      Всем, кто жил в советское время, не нужно особо растолковывать, как это было сложно, жить втроем на одну мизерную зарплату продавца, в городе, где нет никакого подспорья в виде приусадебного хозяйства, и когда нет ни от кого никакой материальной помощи. Надо было как-то выживать…
      На преддипломной практике я работал на промтоварной базе горпромторга, на складе культтоваров, товароведом-бракером секции игрушек. Понятное дело, что такая работа меня совершенно не устраивала, потому что была очень скучной. А на том складе и занимался только в основном тем, что ради развлечения сам ремонтировал нерабочие игрушки, всякие-разные луноходы, катера на батарейках, автоматы с мигающими лампочками и тому подобное. Это для меня было лучше, чем писать рекламации в адрес производителей-бракоделов, а потом месяцами ждать ответа (как правило, с согласием на удовлетворение претензии и отказом от приезда представителя завода). Платили мне за такую работу 78 рублей, ставку старшего продавца. Плюс к этому, разрешали, если было желание, брать себе забракованные и списанные игрушки…
      Став дипломированным специалистом, тем более «краснодипломником», я с игрушками возиться не хотел, поэтому пошел к руководству просить работу получше. Начальница отдела кадров, она же и горпромторговский парторг, посмотрела на меня, прищурившись, потом сходила к директору посоветоваться. Вернувшись от начальства, сказала: «Пойдешь в 10-й магазин, посудо-хозяйственный… Там завмаг, Галя, уходит в декрет через пару месяцев, ей нужен хороший сменщик».
      Я заикнулся было, что к посуде отношения мало имел, специализация у меня – культтовары, но кадровичка посмотрела на меня с какой-то такой ухмылкой, из-за которой я почувствовал себя недоумком, что счел за благо дальше не распространяться, и принять назначение как знак должного и высокого доверия…
      Под началом Гали я в должности старшего продавца, а фактически – заместителя завмага, пробыл два с лишним месяца. Галя со мной особо не церемонилась, сразу же стала учить тому, что и как нужно делать, чтобы быть успешным советским завмагом. То есть – кому и сколько давать «на лапу», чтобы на областной базе дали хороший товар, как при этом ублажать начальство, чтобы не придиралось, как «делать план», чтобы была премия продавцам и себе, как поставить работу, чтобы в магазине не было большой недостачи (а недостача всегда будет, главное, чтобы она не была обременительной. А если её, недостачи, совсем нет – это подозрительно, да и коллектив портится, расслабляется, теряет управляемость). За два месяца многому, конечно, не научишься, но всё же кое-что я из уроков своей наставницы усвоил. И 15 октября 1978 года меня назначили заведующим магазином № 10…
      Это было удобное для меня место работы – в топографическом, так сказать, плане. От здания магазина до дома, в котором в квартире Наташиных родителей жили мы, было всего метров двадцать. Я, конечно, пользовался этим обстоятельством: поначалу просто ходил не спеша домой обедать, а потом, было пару случаев, выгружал дома, а не в магазине, от чужих глаз подальше, какой-нибудь особо дефицитный товар, предназначенный «нужным» людям…
      Полгода работы завмагом вымотали меня так, как будто я, скажем условно, проработал, например, в разведке, в тылу врага, не меньше года. Всё доставалось мне с большими затратами нервной энергии. Выяснилось, что я всё-таки не умею и не люблю давать взятки. Нет, внешне вроде бы всё происходило нормально, я давал, и у меня брали и деньги, и подарки из «дефицитов» (это самая ходовая была «валюта». Промтоварщикам я возил дефицитные продукты, за что мне выписывали в торговом отделе базы, наряду с обычным ассортиментом, какое-то количество, например, хрусталя или пару-тройку электросамоваров. Часть из этого своего «дефицита» надо было отвезти в продовольственный магазин, завмагу или мяснику, чтобы потом они снова мне что-нибудь дали. В общем, нескончаемая цепочка «ты – мне, я – тебе»). Но как меня при этом всего внутри корежило, кто бы знал! А ведь еще надо было и транспорт находить для того, чтобы привезти выписанный товар с базы в Ворошиловграде в магазин в Красном Луче! Промторг никаких машин, конечно, не давал. Когда я однажды заикнулся было, что по правилам полагается для перевозки товаров со складов выделять специальный автотранспорт, в конторе торга на меня посмотрели как на сумасшедшего и сказали – ты чё, всегда и везде все завмаги сами возят, «на пол-литре». А если не можешь так, зачем вообще в торговлю пошел?
      И я, закусив губу, пошел восвояси…
      Конечно, работа в магазине имела для меня и свои плюсы. С голоду мы с женой и маленькой дочкой не умирали, даже и праздники у нас были, друзей в гости принимали и сами по гостям ходили. Завелись у меня и знакомства всякие нужные. Например, когда пришло время, по блату взяли дочку в детский сад, расположенный поблизости…
      Коллектив в посудо-хозяйственном магазине был абсолютно женский, поэтому, конечно, мне поначалу было психологически непросто. Галя и тут дала уроки, посоветовав женщин не бояться, а руководить ими жесткой рукой, но иногда проявляя и ласку. «От тебя не убудет, - сказала Галя, лукаво улыбнувшись при этом, - если ты иногда какую-нибудь девушку прижмешь в уголке да погладишь по плечику…» Прижимать я, конечно, никого не прижимал, но слова ласковые говорить говорил, а вообще-то старался держать себя строго.
      Хотя, ты хоть как будь строг, но если приходится работать с кем-то на доверии, торгуя из-под прилавка, то это всё равно, что быть любовниками, почти такой же уровень интимности… Недаром же во всех коллективах с бригадной материальной ответственностью, где мне пришлось работать, очень много было внутри бригад «служебных романов»…
      Вскоре Галя, едва оправившись после родов, решила вернуться на работу в магазин. Я с радостью встретил эту весть, потому что «десятый» мне уже надоел до смерти, я хотел перемен. И как только Галя сообщила, что возвращается точно, я помчался в торг и попросил назначения в городской универмаг. В торге надо мной посмеялись слегка (им невдомек было, почему я так радуюсь, уходя с такой «жирной» должности), но без проволочек организовали и ревизию, и перевод в отдел культтоваров универмага «Проминь».
      Ровно через полгода после назначения меня завмагом, я сдал дела по магазину № 10 и встал за прилавок старшим продавцом секции «Фототовары» отдела «Культтовары» на первом этаже краснолучского универмага. А еще примерно через полгода в этот же универмаг пришла работать и моя жена Наташа, тоже старшим продавцом, в соседнюю секцию парфюмерии и галантереи…
      
      --------------------------------------
      
      На снимках: 1. Продавщицы краснолучского универмага. Первая слева – Наташа Петина. 2. Наша доча, Наташенька Петина.
      Фото из моего архива.


Рецензии
Интересно, неизвестный мне пласт жизни (неизвестный изнутри).
Кто-то из твоих дочек (не помню кто) очень похож на маму, просто очень...

Ольга Безуглова   20.04.2012 02:43     Заявить о нарушении
Старшая (то есть - первая из дочерей), Наташа. :-)

Анатолий Петин   20.04.2012 03:06   Заявить о нарушении