Сны оружия

«Всё, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком. А с крысой мы можем сделать почти всё. Об этом тяжело думать, но это правда. И это не исчезнет, если мы закроем на это глаза. Вот что такое киберпанк».

Брюс Стерлинг, эссе «Киберпанк в девяностых».


Мечтают ли андроиды об электроовцах?! Желает ли киборг стать жертвенным агнцем на загрязненном нечистотами алтаре утилизации отходов?! И куда приведет бег по лезвию бритвы самого преданного поклонника Гибсона и Пэта Кадигана.

Золото не ржавеет, душа неподвластно тлену, как и классика. Настоящий кибер-панк больше одухотворенная машина, нежели чумазый неформал с металлическим ирокезом.

Однажды они возвращаются из небытия, всплывают из-под тонн погребенного мусора фансервиса и хлама растиражированных фабричных штамповок. Давно позабытые, за давностью прожитых на нецифровых носителях лет, чужаки среди своих, более смазливых и конкурентно-способных товарищей.

Те самые, несуразные и непокладистые в стереотипы, подчас жутковатые, в своей прямолинейности вещи, оставляющие отметины в памяти и сладко-горький привкус солоноватой крови на разбитых губах.Классические киберпанковские персонажи — маргинализованые, отчуждённые одиночки, которые живут на краю общества в преимущественно отдаленном будущем.

«Сны оружия» - сон мангаки Кисиро Юкито, он страшнее кошмаров воспаленного сознания голливудского фантаста Кэмерона. Вселенная трущоб с высоким уровнем развития научных достижений и не менее высоким уровнем нищеты. Вторжение в повседневную жизнь технологических перемен, вездесущая инвазивная модификация человеческого тела и глобальная промывка сознания.

В центре повествования, на арене боевых и драматичных действий – мир-антиутопия Gunnm, не зря мангака корпел сначала над сеттингом, и потом, брался за персонажей, все продуманно и логично, даже слишком - для отрывка из многотомной эпопеи.Главный герой жесткого, как клинок гладиатора в НеоКоллизей повествования - падший стальной ангел с вымышленным именем Галли, больше человек, нежели одушевленный робот.Больше валькирия, нежели херувим, сброшенный с насквозь прогнивших небес Олимпа-Залема, и Хьюго - этакий модерновый вариант Оливера Твиста (да еще какой крученный) с хобби достойным Джека Потрошителя.

На фоне этих весьма колоритных и ярких героев не менее интересен Идо, он же кибер-врач Дулттл (переиначенный Маршаком), удаляющий язвы криминала самым радикальным ампутационным способом, и доктор Кирин (нововведение режиссера) – вторая пара любящих, но нелюбимых.Кто доминанта, а кто дополняющий, и усиливающий ощущение безнадеги, выразительный фон – даст возможность разобраться только внутренний фильтр, нежели фокус камеры или указки монтажера.

Две пары персонажей, замкнувших на себе круг горестей и заработанных упорным трудом и самоотдачей терновый венец, сплетенный из колючей проволоки и модернизированный крест мученика и жертвы своих идеалов. История о любви: к мечте, к своему месту на свалке прогнившей жизни, о попытке прыгнуть выше головы механизированного Икара. Всё повязано на любви, крепко и основательно – цепями ложных надежд робота-берсерка и сервоприводами настоящего отчаянья.

Как всё это должно, есть и будет оканчиваться в этом самом лучшем из проклятых цивилизацией и жителями верхнего города мире кибернизированных монстров и технолизированных грешников. Когда реальность антиутопий ракетным молотом сокрушает  детские мечты и взрослые иллюзии и наивные заблуждения. Она сбивает самодовольные улыбки с физиономий злодеев вместе с самим лицом, сокрушает сердца бывших праведников, калеча души несостоявшихся святых.

Закаляет души молодых за секунду до вечного расставания, осуществляет заветные желания самым грязным и жестоким способом, который можно купить за кровавые деньги и проданные тела. Побег осуществлен успешно – по частям, в обрамлении стеклянной посуды, на воздушном шаре в необетованые небеса враждебных небожителей.

Мир – где нет закона, кроме силы криминальных боссов и робо-и раболепствующих серых и ржавых масс охотников и мишеней их нападений.Лязг стали и скрежет зубов, обильно пролитая кровь, как смазка шарниров сюжета, и слезы дождей вместо мелодрамы (роботам нечем и незачем рыдать), ну, а людям недоступен трезвый расчет арифметической машины. И там и тут развороченные механизмы и препарированные иллюзии, обманы восприятия и фальшь наигранного понимания. Разорванные в клочья собаки и существа, куда более голодные до чужой боли, чем самые одичавшие помойные псы.

Вместо финального файтинга – окончательная редакция юношеского максимализма, урезанная во всех доступных значениях версия взросления. И только одуванчик, проросший среди стальных сорняков глобального захламления и сточных болот грандиозного надувательства. Только он, как призрак надежды, не известно на что, непонятно для кого.

«Сны оружия» - не предупреждение, сколько уже можно твердить одно и тоже, пророкам и предтечам технократии. Не реквием по мечте, но заупокойная служба с первых кадров до последних титров.

Грубо и просто – чтобы до каждого дошло и докатилось всё, что гораздо позже вылилось в «Технолайзе», и, кстати, студия Mad House – со-продюсер «Tsutsu Yume Gunnm», и это до сих пор настораживает.


Рецензии