Кинжал Камуи

"Тело врага - лучшие ножны твоего кинжала!"
(о гостеприимности синоби).


«Кинжал Камуи» - фильм настолько классический, что на данный момент основательно подзабыт современной публикой. И это несмотря на то, что в 1985 году он оказался целой вехой в развитии полнометражной анимации, особенно в таком его ответвлении, как «приключенческий жанр».

Конечно, в отношении «Кинжала», ни о каких революциях в 24 кадра в секунду, или реформе концептуализации говорить не приходится. Зато можно рассказать, как фильм пытался надежно удержать на два часа зрителя у экранов кинотеатров. И надо сказать – с поставленной задачей он справился. Подобное не удивительно, т.к. бюджет был не мал и стараний художники и аниматоры вложили также предостаточно. Анимация сработана добротно и монолитно, музыкальное сопровождение и мода на анимационные лица 80-х с мощными бровями и несгибаемым стержнем внутри поныне внушает ностальгию, ракурсы эффектны, схватки стремительны и изящны.

И пускай постер вас не обманет – ведь синоби склоны вводить в заблуждение. Эта работа, молодой на то время студии «Mad House» -предопределила на годы вперед все тенденции популяризации похождений ниндзя.

«Кинжал» сделал подобную тему не только мега-хитовой, но и определил этапы развития сюжета, героев, стилистику и характерные приемы «завязки-развития». Следует напомнить – не только «Наруто», «Василиска», но и знаменитого «Манускрипта Ниндзя» в 1985 году не существовало даже в гипотетических планах. Вряд ли «Кинжал Камуи» был самым первым в своем роде, однако он определенно стал флагманом по качеству исполнения полнометражным опусом среди прочих малобюджетных конкурентов на ту же тему.

Коснувшись весьма скользкого вопроса стиля, нельзя не упомянуть о том, кто оказался его режиссером-постановщиком. У кормила этого корабля стоял немного-немало Ринтаро. И если оставить в стороне его хамелеонские тенденции, указываемые рядом критиков, атмосфера фильма напоминает поставленные позднее этим же человеком полнометражный «Икс» и первый эпизод «Нео-Токио».

Причудливая, хочу заметить смесь, в которой нашлась и ложка сюрреализма (в той же сцене одурманивания и не только), и целая бочка экспрессионизма остросюжетных противостояний, поисков разгадок тайн рождения и не менее странных смертей. Героям «Кинжала» повезло немногим больше команде «Икса» - персонажи раскрыты чуть глубже, чем престало фигурам фехтовального файтинга. Жестокая реальность компрессии манги о скитаниях главного героя (которого заносит почти пешком на Дикий Запад через Петропавловск-Камчатский и обратно в Японию) урезала всем остальным шансы дожить до финальных титров, а статисты традиционно верно исполнили роли приговоренных к казни.

По первым пяти минутам вступления становится предельно понятно, как же будут показывать происходящее действо – максимально насыщенно по количеству запоминающихся кадров, смущающих вестибулярный аппарат ракурсов и стремительных смен точек обзора. Набор акробатических пируэтов и смертоносных па с выпадами клинков и метанием сюрикэнов, обширный арсенал ловушек, засад и подмен – чистейший бальзам на душу всех фанатов «черных жнецов в масках». Им пройти мимо и не ознакомится с «Кинжалом Камуи» - преступлению подобно.

После просмотра становится ясно, откуда в дальнейшем взялся визуальный серпантин «Похитителя душ», «Афросамурая» и несметное число других подобных аниме. И все было бы хорошо и прекрасно, и «Кинжал» так бы и остался чемпионом по способам окропить экран всполохами пролитой алой влаги и блеснуть выхваченным оружием (блики, отсветы и световые «зайчики» преследует сетчатку зрителя с патологическим упрямством). К сожалению, по старой даже в те годы традиции – у произведения обязан иметься худой-бедный, но сюжет.

Авторы решили, что лучше идей возмездия - смотрится только поиск сокровищ и тайны прошлого. Так или нет – решать надо лично, без иронии воспринимая ретро-моду на скалоподобных злодеев и харизму героя переносящего заморозки при минимуме одежды – да так, что любой отмороженный «морж» был бы готов удавиться от черной зависти.

Пусть кто-то назовет героев этого аниме набором архетипов с заданным набором функций, возможностей и целеустремлении. Вот только такие фильмы породили столько клонов и копий – что имеют право сами по себе считаться оригинальными. Разжевывать перипетии приключений дело определенно не благодарное, буддистские монахи – тоже в чем-то ниндзя, а синоби отчасти философы. Лучше один раз откопать реликвию и стерев со скрижалей пески времен, увидеть воочию, чем услышать в чём-то вольном пересказе.


Рецензии