Голландия - где миф, где правда?

ИМПОРТНЫЕ РАСТЕНИЯ: ЧТО ОНИ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ?

Мода на комнатное цветоводство победоносно шествует по планете, растений стало больше, а свежекупленные цветы со страшной силой продолжают гибнуть в неопытных руках начинающих цветоводов...
Вопросы сохранности импортных растений составляют лейтмотив большинства сайтов, посвященных комнатному цветоводству. Ответы на эти вопросы уже давно не разнообразны,  любителями накоплен вполне конкретный опыт, многое перестало быть догадками и превратилось в информацию, старые мифы развенчаны, зато создались новые. Изменилось и содержание самих понятий. Время дало ответы, которые могут прояснить положение, сложившееся на теперь уже бескрайнем рынке горшечных растений.

Необходимо признать, что все горшечные растения импортного происхождения, поступающие в розничную торговлю, – есть не что иное, как продукция промышленного производства, поставленного на поток в Голландии, Дании и некоторых других странах.
Как любое промышленное производство, производство растений ставит перед собой рыночные задачи, в числе которых непременными являются
– удовлетворение спроса потребителей,
– расширение производства,
– снижение затрат,
– рост прибыли,
– расширение рынка сбыта и т.п.
Решение таких задач вынуждает производителя находить и внедрять передовые технологии производства, а конкуренция в числе прочих мер борьбы требует повышения качества продукции. Любой экономист знает, что существенного снижения затрат нельзя добиться без сокращения сроков производства продукции.

Все это значит, что при резко возросшей за последние годы моде на горшечные растения и соответственно огромных в количественном отношении поставках во все страны мира производитель вынужден применять технологии, при которых «взрослые» растения «выращиваются» в рекордно короткие сроки.

Наивно полагать, что для производства многорожковых юкк и драцен используются стволы природных растений, которым до такого возраста потребовались бы десятилетия спокойного роста. Трезво оценивая масштабы производства, можно смело утверждать, что всех заповедников планеты не хватило бы на снабжение сырьем одной голландской фирмы в течение года.

Откуда же экологически дисциплинированные голландцы и иже с ними берут такое сырье? Да оттуда же, откуда они берут и всю остальную продукцию,   выращивают по ускоренным технологиям. Не стоит глубоко погружаться в эти тонкости, в конечном счете, технологии эти составляют секреты каждой фирмы, но то, что эти технологии имеют очень мало общего с нормальной в общепринятом смысле вегетацией растений, бесспорно.

Зачем же «гадкие» производители «дурят» народ, если их растения заведомо «не настоящие»?
А затем, что спрос такой. Мода на украшение интерьеров живыми растениями не имеет ничего общего с модой на коллекционирование и выращивание комнатных растений. Во всем мире эти вещи никто не путает.

Конечно, везде есть любители именно выращивания растений, но теплицы и хозяйства, в которых они приобретают своих будущих питомцев, свою продукцию никуда, кроме магазинов в своей стране, а чаще, в своем городе, не поставляют. Помните, в репортажах на сельскохозяйственную тему фигурировало такое понятие, как «районирование сорта»? Примерно этим самым и занимаются фермы, которые выращивают «настоящие» растения. Эти растения, как правило, законодательствами большинства стран запрещены для экспорта-импорта. Поэтому с ними мы на рынке и не сталкиваемся.

Продукция же, с которой мы имеем дело, предназначена для украшения интерьера. А это совсем другая история. Здесь на сцену является такая философская категория, как различие национальных менталитетов.
Т.е. в Европе, да и не только в ней одной, принято относиться к цветам и растениям, как к декору, и не только в интерьере, к слову сказать. Смена цветов на городских клумбах   явление того же порядка. Отцвело   выбросили   посадили новые цветы. Аналогично в помещениях: когда растение теряет декоративность, его выбрасывают, заменяя свежим.
Естественно, производитель закладывает различные сроки эксплуатации своей продукции. Цветущее растение должно сохраняться не дольше букета из срезанных цветов, а если вам нужно украсить холл общественного здания деревьями, они должны продержаться намного дольше, ведь они и стоят намного дороже. Дольше, но не долго, тем более не навсегда. Ведь производитель заинтересован в том, чтобы его продукция раскупалась снова и снова. Поэтому «срок годности» товара всегда ограничен.
Такой продукции никакие границы не страшны. Она всегда отвечает требованиям международных конвенций и никогда не содержит в своем составе веществ, запрещенных к провозу через границы государств. Именно поэтому все растения выращиваются и транспортируются в специальном субстрате, который хоть и похож иногда на грунт, на самом деле с природным грунтом ничего общего не имеет. А природные почвы и почвосмеси большинством государств отнесены к подкарантинным грузам и беспрепятственно перемещаться через границы не могут.

Обычно много помидоров летит в транспортировку растений от голландских теплиц до магазинных прилавков. И совершенно напрасно. С транспортировкой у буржуев все в порядке. Прямехонько из фирменных теплиц контейнеры с растениями перемещаются в рефрижераторы с тем же самым температурно-влажностно-световым режимом и абсолютно нечувствительно доезжают до места назначения. До магазина? Нет, конечно! До крупнооптовой базы. Или до гипермаркета. Это называется «прямые поставки».

Но не везде же растут гипермаркеты. Там, где их нет, является целая цепочка посредников. Фура разгружается на крупнооптовой базе. Потом мелкие оптовики развозят продукцию по своим точкам. Иногда это рынки, иногда оптовые магазины. Здесь уже никакой спецтранспорт не применяется, и растения начинают путешествовать в привычной человеку среде. Естественно, резкая смена температуры-влажности-освещенности сказывается на их состоянии. Но производитель ведь заложил определенные сроки годности, посему на этой стадии можно наблюдать только признаки благополучия: растения начинают расти, бутоны раскрываются... товарный вид не только не теряется, он улучшается, что работает на руку мелкооптовым, а потом розничным продавцам. На полку розничного магазина растения попадают, изрядно покатавшись в машинах поставщиков. А «срок годности» вовсю отсчитывает время, отведенное для сохранения товарного вида.

В розничном магазине предпринимается ряд мер для сокращения этого срока. Одна из них   полив. В промышленных условиях растения не поливают: там поддерживается постоянная влажность, на которую и рассчитан влагоемкий субстрат. Но стоит его намочить, и он теряет свои первоначальные свойства. Впрочем, если его просушить, то он их тоже потеряет. Неизвестно, что лучше. В мокром субстрате заводятся и охотно размножаются гнилостные бактерии, в пересушенном   сохнут и прекращают функционировать корни растений. К тому же после выхода из промышленных условий на свободу, растения перестают получать все те питательные вещества, на которых они выросли, и начинают испытывать что-то вроде ломки. Сюда же накладываются, как правило, совершенно неприемлемые температурно-влажностные условия, и пресловутый «срок годности» скукоживается, как шагреневая кожа.

Вот здесь уместно вспомнить об особенностях национального... цветоводства. Уж очень мы не любим ничего разового! Еще у многих в памяти стирка полиэтиленовых пакетов, многократное использование красивых бумажных сумок, мы иногда даже моем разовые стаканчики... Что уж говорить о красивых и весьма недешевых порой растениях. Их разовость редко в какой голове может уложиться.
А уж по части превращения их в настоящих фениксов нам нет равных! Но это приходит с опытом, цена которого нередко многочисленные потери, пробы, ошибки, разочарования, поиск способов и методов реанимации...

А начинается все обычно одинаково: «Купили.., так хорошо росло, а потом стало болеть... Что это? Отчего? Как спасти? Помогите!..»


Рецензии