Христианство и мистерии 5

V
Мистерии

Итак, мистерии относятся к древнейшим ритуалам в основном античной языческой культуры, которые до настоящего времени полностью не разгаданы. Как самостоятельные представления мистерии предшествовали появлению христианства, а впоследствии некоторые эпизоды древних ритуалов вошли в состав таинств самого христианства.

Судя  по найденной информации, одни из первых мистерий появились еще в Древнем Египте. В своей основе они были отнесены к богу плодородия и царю подземного царства Осирису. Мистерии Древнего Рима и Греции также были посвящены богу плодородия Дионису, а в Азии Таммузу - богу плодородия и стражу небесных врат.

Тут нам сразу приходится отметить бросающуюся в глаза примечательную особенность: во множестве странах культы мистерий были посвящены богам плодородия.

Возьмем на заметку такую интересную особенность мистерий, возможно это пригодится нам в дальнейших размышлениях.

Как правило, мистерии состояли из взаимосвязанных драматических эпизодов, можно сказать представляли собой нечто вроде современного театрального действия. Интересно, что такие действия проводились с полной верой в происходящее, сопровождались экзальтированными заклинаниями, оргиями, оркестром, шумными песнями и вольными танцами. Часто представления мистерий состояли из ритуальных действий по отношению к умершим родственникам, а также врагам.

В основе сюжетов мистерий можно было наглядно увидеть демонстрацию древнейших мифов, связанных с божествами. Один такой сюжет мы еще разберем более подробнее.

Богослужебный ритуал мистерий изображал появление мироздания из хаоса, а также представление в определенных символах известную борьбу жизни и смерти, добра и зла, зимы и лета.

Окончание мистерии ознаменовывалось жертвоприношением, обычно животного.
Как представлялось посвященным, древние мистерии предполагали высшее религиозное знание тех времен. Считалось, что священные культы мистерий в своем таинственном действии содержали сакральные ответы на вопросы, которые были скрыты от основной религии, на которые она не могла дать ответы.

Человек, не посвященный в мистерии, считался в древнем обществе неверующим. По сути, если это можно понять с позиции современности, незнание смысла мистерий считалось позором.

По мнению Плутарха, мистерии были предназначены для отвлечения души от телесной жизни и для соединения ее некими путеводными нитями с богами.

Цицерон считал, что своим действием мистерии учили достойно жить и со смирением принимать смерть.

В процессе поисков информации нам встретилось примыкающее к нашей теме интересное мнение, что так называемая общая религия, которая якобы в начальном виде проявляется не только в мистериях, но и в высказываниях египетских мудрецов, ведет свое существование с известной затонувшей Атлантиды.

Интересное решение вопроса возникновение религии. По нашему подозрению, такой выход из положения с одной стороны имеет свой коварный умысел и с другой, несомненно, облечен в символическую форму.

Бесспорно, легенда об Атлантиде очень древняя. Относя к Атлантиде зарождение мистерий и религии, можно добиться расположения к ним доверчивых масс. 

Однако существование Атлантиды до сих пор не доказано и вряд ли это произойдет. Что бы под ней не подразумевалось, скорее всего, сама Атлантида является мифом, также требующем разгадки.

Развивая догадки в нужном направлении, мы рискнули предположить, что в нашем случае таинственный образ Атлантиды возможно приравнять к некоторой таинственной области, которая возможно существовала ранее и по неизвестным причинам исчезнувшей. 

А возможно ли повернуть вопрос таким образом, что такая область существует и поныне, просто является скрытой и недоступной в силу определенных неизвестных причин?

Интересно, но некоторый намек к подобному ходу мыслей мы нашли в выражениях самого Р. Штейнера, в котором он пересказывает мудрость Сократа:

«Душа признается матерью божественного. Бессознательно, с необходимостью природной силы, ведет она (душа) человека к божественному. Это бросает свет на понимание греческой мифологии в духе мистерий. Мир богов родился в душе. … Но он должен дойти еще до иного представления. Он должен превратить в божественные образы и ту божественную силу, которая была деятельна в нем еще до сотворения этих образов».

А что если под видом «божественной силы», действующей в душе человека еще до возникновения божественных образов, скрывается искомая нами Атлантида?

Не значит ли это, что Атлантида представляет собой символ некой области, которая находится внутри самого человека?

Постараемся к подобному сравнению вернуться немного позже.

В целях краткости нашего дальнейшего обзора мистерий и христианства мы остановились на более чем известном примере, также взятом из сочинения Р. Штейнера «Древние мистерии и христианство».

Наши дальнейшие взгляды и выводы мы решили представить в виде кратких комментариев к иллюстрации широко известного мифа, нашедшего приют в мистериях и христианстве.

Сначала мы приведем пример интерпретации упомянутого мифа с позиции мистерий. Затем попытаемся обрисовать точку зрения на данную историю со стороны зрелого христианства. В заключение, в целях итогового сравнительного анализа толкования одинаковых символов, приведем интерпретацию данного сюжета научным методом.

Согласимся сразу, что такое многоплановое и наверняка не единственное толкование одного мифа со стороны мистерий, христианства и науки лично у меня вызывает чувство недоверия ко всем перечисленным методам, и не только.

Каким образом определить, какая точка зрения наиболее близко подошла к искомой истине?

                Продолжение следует ...


Рецензии