Вспоминаю, поминаю

Перебираю старые фотографии. Перебираю бусинки на нитках памяти – белые, чёрные, белые, чёрные… Вспоминаю, поминаю…

Папа крутит ручку патефона и в открытое окно летят слова его любимой песни в исполнении Георгия Виноградова:
Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер
Вспомним, друзья...
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Когда-то, в далёкие пятидесятые, этот праздник был радостно-счастливым.
В нашем дружном дворе не было ни одной квартиры, молчаливо наблюдавшей за подготовкой к празднику. Под, ещё не цветущие, акации, под высоченный, уже зелёный, ясень китайский, который мы все называли «чумаком», выносились столы, стулья и табуретки. На, обязательно накрахмаленные  скатерти, выставлялось всё самое вкусное, что могли приготовить хозяйки. Если это был рабочий день - Праздник начинался вечером. А если календарь дарил 9 Мая в воскресенье - патефон не знал устали с самого утра.
Разносолов особых не было, но наша мама обязательно пекла пирожки с творогом, зелёным луком и укропом. А бабушка готовила праздничные голубцы (такие – ещё только на Рождество!)  – делила  пропаренные листочки капусты на два - четыре кусочка, разгладив каждый на своей ладони, укладывала начинку, ловко заворачивала и сжимала голубец в кулаке. В большом казане, куда она их складывала, мне они казались маленькими одинаковыми птичками.
Нам, детям, нравилась эта суета и, стараясь принять в ней участие, мы сновали вокруг столов, расставляя на них алюминиевые вилки, разнокалиберные тарелки и гранёные стаканы.
Но для тех, кто собирался за этими щедрыми столами, важна была не еда.
Кто с наградами, кто без оных (как наш Папа, лишенный медалей за то, что раненый попал в плен, бежал и продолжал воевать, встретив Победу 8 Мая в Праге), наши родные и близкие были счастливы и радостны своей причастностью к Победе.
Слёзы и грусть на их лицах появлялись, когда поминали погибших, а потом они пели песни, рассказывали разные истории из лихого времени.
И не хотелось нам, ребятишкам, ни на минутку сбежать с этого острова Праздника и Воспоминаний. Даже те, кого в обычные дни называли разбойниками и босяками, разинув рты, слушали и новые и старые истории.
… Уходят наши Победители…         
Горько, что не сбылось СТОЛЬКО надежд.
Никого не буду обвинять, никого не буду ругать – я ничего не могу изменить. Могу лишь, перебирая фотографии, попросить внука присесть рядом. Верю и надеюсь, что и он сохранит наш фотоальбом.
Я просто повторяю Их имена и вижу каждого, кого знала. И тех, кто ещё с нами и тех, кто ушёл. И тех, кто гордился своими наградами, и тех, кого нет по каким-то причинам на сайте podvignaroda.ru. И тех, кого часто вспоминают и поминают родные и близкие. И тех, кого уже некому вспомнить и помянуть...

Столяренко - Евгений, Михаил, Николай.
Рзаев Джафар.
Гайдукевичи - Константин, Антон, Василий.
Малорьян Андрей.
Малярчуки – Федор и Дмитрий.
Албул – Иван, Семён, Мария.
Мухин Владимир.
Тимовский Григорий.
Смоляренко Нина.
НегрЕша Вера.
Шолохов Дмитрий.
Лазарев Роман.
Жилин Ефим.
Удовенко Фёдор.
Дымов Николай.
Разумная Мария.
Колесниченко Иван.
Симонович Эдуард.
Тишковский Станислав.
Чернега Николай.
Кострубей Георгий.
Кострубей Нина.
Нилов Владимир.
Вишняков Георгий.
И ещё многих, многих, многих, прошедших через ад войны…

На фотографии мой отец с друзьями.


Рецензии
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.