Статуэтка

Однажды, прогуливаясь по городу, я от скуки заглянул в антикварный магазин. Большая часть того, что там продаётся – подделки, естественно, но есть и настоящие, старые вещи. Продавец с задумчивым видом наблюдал за мной, затем покачал головой и тихо произнес, ни к кому конкретно не обращаясь:
– Всё–таки жаль, что они не умеют говорить, – и, повернувшись ко мне, добавил: – Какую историю могла бы рассказать она.
Он показал на крохотную статуэтку, почти незаметную на верхней полке. Я пригляделся, и легкий холодок пробежал по моей спине.
– Вам, что, правда любопытно? – отозвался. – Ее историю я, кажется, знаю…. Хотите её услышать? Ну что же…


…Статуэтка была фаянсовой и невероятно красивой. Она изображала мохнатую низкорослую лошадку, которая твердо стояла на ногах и смотрела куда–то вверх, слегка склонив голову влево. Это была, действительно, прекрасная статуэтка – иногда про такие вещи говорят: как живая. Только эта не была – как. Она была – живая. Он купил её по случаю, отдав почти все деньги, что у него были с собой, но никогда не жалел о трате. Статуэтка того стоила. Дома он долго переставлял её с места на место и, уже отчаявшись, хотел убрать подальше, когда в дверь позвонили. Выходя из комнаты, он торопливо поставил лошадку на журнальный столик. Вернулся с заказным письмом из редакции, торопливо распечатал и начал читать. Прочтя, уронил на пол, и откинулся на спинку кресла, задумчиво глядя в окно. Вспомнив про статуэтку, он взглянул на журнальный столик. И понял, что лошадка стоит на своём месте. И покидать его она не намерена. Так он её и оставил.
С тех пор прошло три года. Многое в его жизни изменилось: мебель, машина, работа, но одно не менялось никогда. Заходя к нему время от времени, я смотрел на столик, и … Лошадка всё так же стояла на журнальном столике, задумчиво глядя куда–то вверх и наклонив голову влево. Почему–то она беспокоила меня. В ней чувствовалась тайна, но я не хотел её знать. Некоторым вещам, как и людям, положено быть необычными.
Статуэтка стала частью его жизни, неторопливой и размеренной. Может, она была неким талисманом, привносящим что–то в жизнь своего владельца. Вот только он не верил в талисманы, предпочитая просто полезные вещи.
Вскоре я надолго уехал из города, потеряв связь почти со всеми друзьями. Дел было много, времени мало, и эта история забылась. Спустя год я вернулся, и он был первым, кого я встретил после возвращения. Обрадовавшись, он пригласил меня к себе, а по дороге я зачем–то спросил его о статуэтке. Странно взглянув на меня, он рассказал историю до конца…
Спокойный ритм его жизни был нарушен самым банальным образом. Он встретил девушку. Уже заканчивалось лето, в воздухе пахло осенью, и золото начало украшать деревья в городском парке. У него был отпуск, у неё тоже. Через неделю он уезжал на море и, шутя, пригласил её с собой. Она согласилась…. По возвращении он предложил ей переехать к нему.
Лошадку она невзлюбила сразу. Почему–то она напоминала ей Ходжу Насреддина, который ей не нравился вообще. Бездельник, вор и провокатор, с ее точки зрения. И то, что статуэтка выглядела как лошадиная версия хитрого араба, только усиливало впечатление. Статуэтка казалась живой, хитрой лошадью, которая только и ждет случая лягнуть кого-нибудь покрепче. Даже не кого–то, а конкретно ее. Услышав об этом, он смеялся до слез, но, взглянув на статуэтку, понял, что в чем–то она права.
Вскоре они начали ссориться, затем ругаться, и, наконец, решили расстаться. Собственно к этому все и шло, но последняя ссора окончательно расставила всё по местам. Разозлившись, она назвала его фетишистом, он в ответ заявил, что она просто ревнует его к статуэтке. Она посмотрела на него, на лошадку, аккуратно взяла её со столика и изо всех сил швырнула в окно. Потрясённый, он рухнул в кресло, а она… Она ушла.
Он заканчивал свой рассказ у двери своей квартиры. Открыв, он пропустил меня вперед. Войдя в гостиную, я огляделся и замер, почти не дыша.
…Статуэтка была фаянсовой и невероятно красивой. Она изображала тигра – однажды я видел такого в зоопарке. Тигр валялся на левом боку, блаженно щурясь от яркого солнца. Это была действительно, прекрасная статуэтка – иногда про такие вещи говорят: как живая. Только эта не была – как. Она была – живая.


– Однако, – сказал антиквар, покачивая головой, – признайтесь, вы только что всё это придумали.
– Ничуть. Я не придумываю истории. Заверните мне эту лошадку, пожалуйста. Я её покупаю.
Странно поглядывая на меня, он упаковал статуэтку в коробку. Расплатившись, я на-правился к выходу, взяв коробку под мышку. Уже на улице я услышал его голос и повернулся. Он повторил свой вопрос: – Зачем она вам? Для новой истории?
– Я же сказал, что не придумываю их. Я в них живу. Полагаю, она составит замечательную пару тигру...


Рецензии