И предпосылки, и сущности

   Не так давно, примерно в 1989-1990 годы, неделями и на «ура» крутили в сельских кинотеатрах «Маленькую Веру», «Интердевочку»… Слава опережала появление подобных фильмов на периферии – билеты раскупались наперед и на все сеансы, возраст зрительской аудитории – всех «плинтусов», но преимущество удерживала-таки молодежь школярная. Она же, кстати, и оправдала полученный заряд-опыт, составив армию сегодняшних украинских «остербайтеров» на «заробитчанских» просторах Запада и России.
   Сегодня же современные «кинохиты» и литературу, - вслед за европейско-американской, - затопила тематика золушек и принцев-нищих. Их, безвестных чад, из нищеты и постылого простолюдья «освобождают» объявившиеся вдруг отцы-бизнесмены, и даже олигархи, жаждущие искупить на старости лет (или даже и в расцвете оных) грешки молодости. И даже у целых просоветских семей, - доведенных до отчаянья и наивных в своей безвыходной нищете, - и у них объявляются из-за «бугра» сказочно богатые (а главное щедрые) родственники…  И вот оно, - штампованная изюминка современных фабул, - головокружительное выныривание со дна на Олимп жизни!.. Куда как благодарная тематика в обществе, замороченном внутренними раздорами, непонятно-непознанными перестройками-реформами, рынками-перевыборами, враньем, полит-драками и деп-воровством верховным… А уж для молодежи из глубинок – «золушкина» тема как спасательный круг, эдакий «страусовый рецепт» на все случаи бесконечных передряг и исканий взрослых…
   Ну а если заштампованную пленку взять и прокрутить в обратном направлении? Да и вовсе остановить? Ну не нашлось звездного спонсора-родственника! И никто, даже приблизительно подходящий под сказочный штамп, не заинтересовался тобой, и не подобрал ни на улице, ни даже на самом краю... Вот тут-то даже пальцы не понадобятся, чтобы высасывать из них оскоминную изюминку товарных литшедевров.

                ПЕРИФЕРИЯ:
   Сегодня на ее просторах случаи подростковой жестокости, к сожалению, не редки. И если на «резвости» городских подростков общественность хоть как-то живее реагирует (по крайней мере, на телеэкран)... С периферии до этой самой общественности достучаться сложнее по многим факторам. Периферия и сегодня живет по принципу «и в большом селе - все на виду», да «кабы хуже чего не вышло». Здесь каждый кому-то сват, брат, начальник или подчиненный – это основа всех устоев и неписаных правил глубинки. И чем круче в верхах полит-кризисы и дурь-дефолты закручиваются – тем глубинка оторванней от мира внешнего, труднее выживаемая и слышимая, каждым нервом своим – на пределе…
   Глубинка остро, как никто и нигде, хронический недобор социальных благ и возможностей своих связывает с надеждами на лучшую долю собственных детей-внуков: «вырастет-выучится-добьется…». Но последние десятилетия что-то все чаще дает сбой, не срабатывает выверенное не одним поколением правило. И дети-внуки глубинки, пресытившись неэффективной жертвенностью старших поколений, безоглядно избирают в путеводный свой ориентир экранный пофигизм, предпочитают утверждаться на привнесенных извне мерках кулака и доллара... С готовностьюсиюминутной, едва вспорхнув от школьного порога, стремятся занять место в очереди на выезд за кордон - хоть куда, но только бы подальше, да поближе и поскорей к неизведанным запредельным благам...

*** На ДИСКОТЕКЕ в одном из районных клубов крымской глубинки 10-классница избила 9-классницу, свою недавнюю закадычнейшую подругу. Особая причина? Была... Не понравился цвет подружкиных волос, а потом и вовсе достало: подруга, видите ли, на оскорбления ответила ей тем же... Чем не повод?.. Вот и била. Жестоко, не по-женски, не по-девчачьи (хотя,.. возможно ли такое: «по-женски», «по-девчачьи»? Ну,.. разве что, хлопок по щеке, таскание за косу?..), била зверски и… "по-киношному круто": ногой со всего маху и - в грудь...  Избитая девочка после злополучной дискотеки попала в больницу с сотрясением головного мозга, ушибом грудной клетки  и ссадинами на лице. Целая учебная четверть прошла по больницам.
   И такая-то вот разборка, как оказалось, не единичная, не из ряда вон – в этом же селе, между учениками этой же школы, и даже «главная героиня», ненаказуемая и неуправляемая, - одна и та же, в лице собственном. Чем не «феномен» периферийного значения?
   Глубинка-глубинкой,.. но у них там что, ни правоохранителям, ни школе ни до чего дела нет? – вы вправе возмутиться. Конечно, периферийных проблем и у первых, и у вторых хватает, но это отдельная тема. Я – о проблеме, давно уже вызревшей во всех своих реалиях: РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ в  детско-подростковом пофигизме. Ведь, и бщественный устрой (и не только глубинки), и нормы поведения в нем, и способы, и странности мышления чад наших, и виды на способы выживания – все от нас, от взрослых. Но для периферии - ко всему прочему - ее главным постулатом была и все еще в силе завязанность на родственно-соседских отношениях, на зависимости каждого от местного «начальника», от получения и сохранности рабочего места, и даже (а уж сегодня - как никогда!) - «хорошим» ли быть школьному аттестату ребенка. И переступить через все эти табу жителю периферии и сегодня – ну просто невозможно-немыслимо!..

***Родители первой избитой девочки опустили руки: ходить по судам - ни средств нет, да и не было бы хуже - "что еще ждать от драчуньи (если судиться), что еще она сотворит в отместку с нашим ребенком?.."
Во втором случае также до суда не дошло –  потерпевшая самостоятельно и «по-свойски» дала сдачу нашей "героине"... Родители же последней, избитой на диско¬теке девочки, рискнули довести дело до правового финиша. Но не тут-то было: хождения по инстанциям - правоохранительным, местного самоуправления (вот уж, действительно, - «само»: - ни управы на него, ни прав к нему у просолюдья…) и образования – ничего кроме отписок, нервных стрессов и затягивания проблемы в тупик не принесли. Семья, как в последнюю инстанцию, обратилась в местную газету. И уже с их письмом пыталась пройти и отследить реальный путь назревания проблемы повсеместной на уровне периферийном.
   Встреча в сельской школе с сотоварищами-одноклассниками девчонок, с педагогами; с жителями села, работниками клуба и сельсовета, в районной больнице - с лечащим вра¬чом пострадавшей (комиссией ВКК девочка  по стоянию здоровья была освобождена от экзаменов за 9 класс). Все это пройдено при подготовке данного материала, все - в пределах журналистской этики и законодательных норм СМИ… И не от страха перед угрозами всесильных сородичей хулиганки...
   И невольно напрашивалось: взрослые,.. Все пути-дорожки проблемы от них вытекают и к ним возвращаются…
   Уж такая она, глубинка, в своей оторванности от «глобальных» о себе забот «высоких-столичных».
   Вот и не секрет для всего села, и для школы в первую очередь, что всего в нескольких метрах от школьного же двора зияют развалины детсада (в большинстве своем - ненужный элемент периферийной современной инфраструктуры). И именно в них, - ДО дискотеки, -  и собирается сельская молодежь подзарядиться спиртовым тонусом - девчонки и мальчишки, старшеклассники (в селах-то, нынче, - они и есть молодежь). "Подзарядкой" снабжает детвору местная торговая "ЧП"-сеть - сами же школьники в беседе с журналистом откровенничали об этом открыто, и совсем не стесняясь присутствия педагога-наставника. Ни для кого и никаких секретов! Как и противодействий со стороны тех, кто должен бы противодействовать, и хоть какой-то здравой реакции – ни-ни! Но лишь самое благодушное со стороны взрослых нежелание знать. Взрослые демонстрировали это незнание как нечто обыденное, что в порядке вещей: «Это же во внешкольное время случилось, и не на территории школы... Мы с ними (учителя с учениками – корр.) не связаны за пределами школы - вот в чем дело...» - чистосердечно, но… тет-а-тет говорила пожилая сельская учительница... А на районно-педагогическом уровне и вовсе отмахнулись: - «Ну, не на школьной же территории дрались - пусть родители в суд обращаются, если уж что-то там...»…
   И вот уже не по-юношески забывчивыми стали вчерашние сотоварищи дискотечные, друзья-одноклассники избитой. Все, кстати, мужеского полу Хотя,.. мужчина – он же от «мужества». А мужество, бесспорно, - оно от «чести» и «совести». Которые человеку (а уж мужчине-то!..) раз и на всю жизнь даются. И потерять их в раннем юношестве - себя потерять, до седин не исправить... – Так думалось и хотелось сказать 16-летним «мужам». Но не по-детски пофигистские, без тени смущения, но уже с оценивающей наглинкой  глаза их… Здесь-то, на своей территории, они и вели себя соответственно… 
   И РАЙОННАЯ МИЛИЦИЯ, по факту заглянувшая-таки в село, - и ее «почему-то только сторона избитая интересовала, а не наоборот» - рассказывали селяне. «Почему» - на самом деле село на этот счет не очень-то заблуждается…
   А МЕЖДУ ТЕМ и "всемогущие" сородичи хулиганки не стали дожидаться случайных для себя прорух, и тоже обратились в больницу: мол, встряхнули их воинствующее дитятко (в драке) - дитятку больно было... В больнице не смогли "классифицировать" столь серьезную степень "встряски"... Подключилась "тетя из органов" – вот тут-то и стал раскручиваться в обратную сторону снежный ком: ни тебе, оказывается, серьезности побоев, да и само хулиганство - подрастково-"фиолетовое" (местный колорит сленговый), и уже, как-то,.. «и НЕ факт вовсе»! И даже журналистское расследование - и оно не оно,.. «не законно!»… Коль вздумало (еще только вздумало!) зазвучать супротив их взбалмошного дитяти! И родительница хулиганки штурмует ситуацию, что называется, в карьер: обещает неприятности вселенские представителям СМИ... И не успели мы, что называется, и до дому доехать, - уже браво строчила жалобы (приводила закавыченные «фразы журналистские», при «выдаче» которых лично не присутствовала) в правоохранительные и районные инстанции: "Придя домой после всех уроков дочь была очень расстроена, находилась в подавленном состоянии, очень сильно плакала..." – из письма в прокуратуру матери драчуньи на встречу журналиста с одноклассниками ее дочери.
   Вранье не подтвердилось. Впрочем,.. и этому вранью материнскому, защищающему дочь, можно в какой-то степени поставить плюс: если переживает и плачет ее дитя, жалеючи (а вдруг?!) избитую бывшую подругу, - может, и впрямь в девчонке совесть проснулась?.. Ну а если же, мягко говоря, фантазирует ее родительница, - знать, тем самым и таким-то способом, всего лишь защищает мамаша-педагог собственные грядущие проблемы из-за пробелов в воспитании дочери.
   А, ведь, у драки в фойе Энного клуба в причерноморской глубинке недостатка в свидетелях не было... Но дошло дело до опроса милицией, - эти самые «свидетели», вчерашние сотоварищи-однокашники потерпевшей, - ссылались на беспамятство, врали и при встрече с журналистом. А наиболее удручающим было наблюдать тех, кто в свои 16 "с хвостиком" уже демонстрировал умение "ориентироваться в жизненных перспективах" - прагматично приняв не сторону пострадавшую, а ту, которая... повесомей, от которой и зависимость аттестатная для себя посущественней (родственницы драчуньи – одна педагог, другая – работник милиции...).

   *** НА ОДЕСЩИНЕ, В РАЙЦЕНТРЕ школьницы два часа издевались над одноклассницей и снимали пытки на мобильный телефон... На шум прибежали другие ученики, расправу наблюдали около двух десятков свидетелей, но на защиту пострадавшей никто не встал. Всем трем девушкам угрожает до шести лет тюрьмы, хотя им еще нет 15 лет. (из центральных СМИ)

   Интересно, а если бы и завсегдатаи "диско-разминок" и их родители-покровители – все и по всюду, согласно обязательным для всех правовым нормам - были уверенны в неотвратимости такой вот перспективы и для себя?..  А пока родители избитой девчонки из крымской глубинки по сей день ищут правду и правосудие. А уж какой урок преподнесен молодежи из этого села, этой школы… Результат ждать долго не заставит…               
  2008 г.               

СПРАВКА:
   Шокирующие данные Всемирной организации здравоохранения за 2008 год представлены к сведению общественности: Украина - абсолютный лидер среди 40 стран Европы по количеству подростков 11-15 лет, регулярно употребляющих алкоголь.
   Порядка 40% наших 14-18-летних мальчишек и девчонок употребляют «алкогольные» напитки; за последние четыре года общая цифра еженедельного распития пива среди этой категории «любителей» выросла в Украине вдвое.
   И крепкие напитки уже догоняют пиво по популярности.
Мало того, в количестве выпитого девушки уже не отстают от парней, и в старших классах даже умудряются перехватить пальму первенства. – заявляет киевский психолог Ю.Калашников. А «половина 15-летних школьниц считают нормальным употребление ром-колы или джин-тоника еженедельно», - констатирует социолог Н.Левчук.
   В зависимость от коктейлей чаще всего попадают именно девушки.
Наркологи и психологи бьют тревогу - проблема становится общенациональной! Повсеместная продажа спиртного несовершеннолетним в торговых точках, несмотря на запрет и снисходительное отношение общества к слабому алкоголю, только укрепляют его позиции в украинской молодежной субкультуре. Коктейль или пиво - почти обязательная составляющая общения, и даже просто утолить жажду лучше чем-то «вставляющим», - полагают современные подростки.
   Итог: у малолетних любителей пива и алкопопсов уже к 20 годам есть все шансы пополнить ряды алкозависимых, - утверждает главный нарколог Киевской области Геннадий Зильберблат. В группе риска, по его словам, уже около пяти тысяч украинских подростков. И это только те, кто попал в поле зрения наркокабинетов, реальная же цифра в десять раз больше!
                (данные украинского Института социсследований им.Яременко)
 


Рецензии