Уроки немецкого Письмо моему главному учителю

"Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было с нами в школе, - нет, а зато то, что сталось с нами после".

Валентин РАСПУТИН

Фильм "Уроки французского" в детстве я смотрел с большим интересом несколько раз. Потому что история эта была очень похожа на историю главного в моей жизни учителя. Но когда начал читать книгу, долго не мог понять смысла слов, открывающих рассказ. О нашей вине перед учителями за нашу дальнейшую жизнь. Понадобилось 15 лет, чтобы понять эти слова.

За окном без перерыва звонят колокола церкви: сегодня немцы празднуют Fasching - проводы зимы. В номере гостиницы "Am Funkturm" я пишу письмо школьной учительнице немецкого языка. О чем написать вам, Валентина Викторовна? О том, как здесь хорошо и интересно? Но вы об этом знаете не хуже меня...

...Первый урок немецкого прошел на редкость увлекательно. За 45 минут мы научились считать до десяти, здороваться и прощаться. С этого дня в течение нескольких лет открытие культуры и истории Германии проходит с помощью Валентины Викторовны Дроздовой. Всегда безупречно, аккуратно, со вкусом одетая, она являлась для нас почти неземным существом, в адрес которого самый хулиганистый из учеников не мог допустить никакой грубости. В студенческие годы Валентина Викторовна проходила стажировку в ГДР, и, если тема урока была "Зоопарк", мы, открыв рты, слушали ее рассказ о посещении Лейпцигского зоопарка. Почти каждый текст учебника она дополняла своим интересным рассказом.

Как классный руководитель, она проявляла поистине материнскую заботу о нас. Детям из многодетных семей, к которым относился и я, школа оплачивала питание в столовой. Позднее совершенно случайно узнал, что были месяцы, в которые деньги на питание не выделялись, и тогда она платила за нас из своего кармана.

Прошло шесть лет после того, как я покинул школу. У меня умерла мать. В день похорон я сидел на лавочке возле дома, все еще до конца не поняв, что стал круглым сиротой. Подняв голову, увидел Валентину Викторовну. Она не стала меня успокаивать. Она прошла в дом, посидела у гроба, потом отдала старшему брату деньги, которые собрали в школе учителя.

Через неделю я стал студентом Иркутского педагогического института иностранных языков.

Валентина Викторовна - педагог от Бога. Она родилась и выросла в Киргизии, окончила с отличием специализированную немецкую школу, Фрунзенский университет. С мужем приехала к нам в Якутию.

...В номер входит горничная, негритянка Рита, и просит разрешения начать уборку. Отодвигаю так и оставшийся чистым лист бумаги и встаю из-за стола. Рита бросает взгляд на конверт: "Россия, Республика Саха-Якутия, город Томмот, школа # 8, Дроздовой Валентине Викторовне". Спрашивает: "Где находится город Томмот?" Чтобы не пугать ее километрами, отвечаю, что нужно лететь 11 часов на самолете.

...Летом 1999 года мне удается побывать в родном краю. Дома я не был уже пять лет. Естественно, захожу проведать свою учительницу. Вижу, как сильно она изменилась. Глаза ее печальны. Что сделало правительство с учителями, посадив их, как и всю страну, на голодный паек, известно всем. И в минуты нашей встречи до меня наконец доходит смысл распутинских слов. Вся моя жизнь сложилась бы совсем иначе, если бы тогда вы, Валентина Викторовна, не попали в наш край. Я чувствую себя виноватым, что живу теперь лучше вас. Езжу по миру, общаюсь благодаря знанию иностранного языка с людьми из разных стран. Да, вы были бесконечно правы: жизнь - штука сложная и непредсказуемая...

Василий ЯШКИНАС


Рецензии
Да, повезло на редкость вам с учителем немецкого языка. Аналогичная тема - в моем рассказе "Наша тыча" на нашем сервере. Полюбопытствуйте.
В.Л.

Виктор Ламм   21.04.2012 15:57     Заявить о нарушении
Да, Виктор прочитал с удовольствием! Здорово!

Василий Яшкинас   21.04.2012 20:25   Заявить о нарушении
Уничтожили все.....Только оды и приемлете....Этакий крошка-цахес....

Лиля Брик   05.07.2013 01:02   Заявить о нарушении