Благо отделенности церкви от государства

19 Апр, 2012 at 11:08 AM

Помню, мне, году в 1994, принесли старушки книжку, в которой рассказывалось, как большевики видят "отделение" церкви от государства. Прочитав её я во многом понял, почему они, тогда пионерки и комсомолки, шли и разрушали храмы. Отделение было представлено таким образом, что оно приносило больше пользы самой церкви, которая становилась и свободной, и не привязанной к одному месту, и не связанная государственными обязательствами. Это совершенно вписывалось в идеологию революции, и верующим людям, казалось, что эта новая церковь, позволит им быть и в государстве комсомольцами, и в новой церкви верующими. Именно сопротивление этому "отделения", и было выставлено властями, как нежелание церкви, отказаться от имперских притязаний, и соучастии её в контрреволюции. Конечно это был полный обман или жестокая наивность писавшего. Но при этом некоторые приходы, да и обновленческая церковь, приняли это за чистую монету, и сами помогали "бороться" с контрой, занимаясь и доносительством и "разъяснительной" работой с населением. Какое же у них было удивление, когда и их самих выгоняли из храмов, объясняя, что отделенной церкви помещения государственные (а храмы стали таковыми) не нужны. Однако, даже у меня, в 1994 году, размышления об отделении вызывали радость и непреодолимое желание делать для церкви все, что бы она внутри своего "отделения" была самодостаточная и экономически благополучная. Отделение Церкви от государства, действительно видится как благо, причем благо не оспоримое, так как оно основано на свободе.
 Каково же было мое недоумение, когда я видел, как идут годы, а церковь так и не начала "отделяться" и прежде всего "экономически", а потом уже и "идеологически". Еще больше меня удивила "Концепция социальной деятельности", которая либо строит планы, основанные на экономическом благополучии и самодостаточности церкви, которых у неё нет, либо надеяться на прямое государственное финансирование, чем серьезно входит в конкуренцию, с существующими социальными институтами. Сомнения усилились, когда я увидал новый Устав, который полностью лишает приход самостоятельности, и превращает епархию, в громоздкий, мало управляемый механизм, в котором говорить о каком то отделении кого то,от кого то уже говорить не приходиться. Зависимость оценки деятельности епископа от деятельности епархии в целом, приводит его, а за ним и настоятелей приходов, в полную зависимость от администраций и их "щедрости" (простой пример назначенного на 22 апреля стояния - если администраторы не выделят автобусов, то к кафедральным соборам приедет мало народа, "мало народа" покажет несостоятельность епископа, поэтому , уверен, что большинство из них уже позвонили губернатору, и договорились, как вместе покажут "лояльность")
  И чем больше мы вдумываемся в вопрос "отделенности", тем больше видим, что её не только нет, но и в ближайшее время не предвидится. Больше того, озвучивание социальных проектов, которые церковь сама не способна финансировать, только усиливает её зависимость от государства и от других "спонсоров". Митрополит Илларион, уже даже заговорил о возможности проектов с баптистами ( а они имеют дольше 700 центров реабилитации наркоманов, с бюджетом в десятки миллионов долларов), лишь бы как то начать соответствовать заявленным  амбициям. Думаю, в это нет никакой перспективы, так как "конкуренция" в социалке настолько велика, и формы её организации настолько сложны для понимания православных клириков, что никто не будет "делиться", а работать "за спасибо" наши клирики уже разучились. (Если учесть еще и  надвигающееся ВТО, то перспективы еще хуже. Мы видим как "провалился" "православный банкинг", от того, что изменились банковские ставки)
  Это я все к чему? К тому, что чем раньше церковь вспомнит, что она "отделена" от государства и начнет процедуру этого отделения, с организацией своей, внутренней жизни на основах организационной и экономической самодостаточности, тем у неё будет больше шансов сохранить количество прихожан, стать для них необходимой и нужной, стать влиятельной силой в обществе и государстве. Ресурсы для этого у церкви есть. Нет воли и нет у некоторых желания "отделяться" от государственной кормушки, так как они задрали уровень своего существования выше среднего класса.
У меня, на глазах есть пример, как у моего друга прекрасный коттедж, в элитном поселке, который он начал продавать, поскольку содержать его стало невозможно дорого. При этом у него есть и несколько "предприятий" и он "пашет" 25 часов в сутки. Но когда мы проезжаем с ним мимо "коттеджей" клириков, которые построены рядом с ним, то  он сначала удивлялся, как они расширяются, а теперь просто отворачивается от 4 этажных "дворцов", с вопросом - "ну вот разве так должны жить попы?" 
Отделение церкви от государства - несомненное благо. От того будет оно или нет и зависит выживет церковь или нет. Думаю, что именно те "церкви", которые сейчас действительно "отделены", могут оказаться в преимущественном положении в сохранение "духовности", и привлекательности, по сравнению с нашей, практически официально - государственной церковью.


Рецензии