Идеальное оружие против конфликта

ИДЕАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ КОНФЛИКТА. (Из цикла «разговоры с другом»)
 
Едва ли найдешь людей, которым бы нравились конфликты. Хотя, конечно, есть  любители выделиться из толпы посредством эпатажа или скандала. Очереди, переполненные автобусы - все те места, где люди приближаются друг к другу на недопустимое расстояние просто созданы для того, чтобы рождать конфликты, ссоры и даже драки. Интимная зона, человека находится в пределах от 0 до 60 см. Эту зону человек рассматривает как свою собственность. И любое даже самое безобидное вторжение в сокровенное пространство вызывает отрицательные эмоции. Вот кто-то случайно задел вас локтем или кашлянул в вашу сторону, и внутри вас уже нарастает раздражение. А уж если вторжение наглое (отдавили ногу, толкнули) то тут не каждый сдержится. Слово за слово, переходящее во взаимные оскорбления.
- Ну, ты чё, мужик?
- А ты чё?
Зануда, нахал, животное - это лишь самые легковесные из эпитетов, которыми вас могут наградить. Даже если вы решите не обращать на это внимание, испорченное настроение до конца дня вам гарантированно. Чтобы обезопасить себя от действия хамов, некоторые люди предпочитают принцип невмешательства. В некоторых случаях этот принцип, может быть, и сбережет ваши нервы. Но бывают ситуации, когда вас откровенно провоцируют на действие. Например, сможете ли вы спокойно наблюдать, как ваш сосед по купе начинает горланить пьяные песни, и останетесь ли вы невозмутимым, когда габаритная дама втискивается перед вами в очередь к билетному окошку, которое через пять минут закроется на перерыв?
Ясно одно, что хаму надо сделать замечание. И ясно еще одно, что хам только того и ждет, чтобы вы вступили с ним в перепалку. Вот тогда он оторвется на вас по полной. Так ругаться или не ругаться?
Один мой успешный друг нашел ответ на этот извечный вопрос и охотно со мною поделился секретом идеального оружия:
- Фундамент любого конфликта - это противопоставление. Так вот, я разрушаю фундамент по принципу «ты - это я». Все мы произошли от Адама, и любой человек в какой-то мере это наше собственное отражение. Если передо мной пьяный, то в моей голове нет порядка, а если кто-то смотрит на меня сверху вниз, значит во мне самом презрения много. И потому я никогда не обвиняю человека, я критикую не его самого, а его действие в данный момент. Я не скажу  «ты - хам», я скажу  «ты грубишь и мне от этого неприятно». Кстати, интересный факт - критика без ненависти, воспринимается в любой форме. Я могу даже прикрикнуть - скандала не будет.
- Ну а если все-таки он будет продолжать тебя провоцировать, обзывать?
- Я высказываю свою точку зрения на происходящее, но не жду, чтобы человек тут же изменился и принял ее. Ты сам-то быстро принимаешь чужую точку зрения? Вопросы вот мне задаешь.
- Сдаюсь.
- Сдавайся. И имей в виду, что перевоспитать малознакомого человека за мгновение словами ты не сможешь. Да и вообще, стоит ли его перевоспитывать? Не лучше ли заняться развитием своей внутренней силы? На силу не всякий обидчик рискнет пойти.
- Я считаю, что у меня все в порядке, себя защитить я уж как-нибудь смогу.
- Восточную мудрость помнишь? Самый сильный воин не тот, кто побеждает соперника, а тот, на которого соперник не может напасть. Насилие всегда находит слабого.
- Ты хочешь сказать, что если меня провоцируют на конфликт, то я слаб?
- Да. Если хочешь, то конфликт можно представить как тренировку твоей внутренней силы.
- Вот это мне уже нравится. Что-то в этом есть приятное. Значит, ты предлагаешь:
1. Критиковать без ненависти (ты - это я).
2. Критиковать не личность, а действие.
3. Не ждать мгновенного изменения.
Все верно?
- Верно, - тут мой друг мне заговорщицки улыбнулся и сказал примерно следующее:
- Есть еще один очень действенный способ. Я его называю «снять потолок». У этого способа много других названий, например, «увидеть в человеке бога» или «убить врага любовью». Для меня «снять потолок» - означает заглянуть в зрачки человека и увидеть за ними бесконечность мира.
- Что-то я не совсем тебя понимаю.
- Этот способ доступен только тем, кто умеет снимать свою крышу и ощущать бесконечность мира в себе. Идеальное оружие дается в руки идеальных воинов.
- Так ты считаешь себя идеальным воином?
- Идеальный воин не считает себя идеальным, он в процессе постижения идеальности. 
Возражать моему другу мне не было смысла. Я знал, что он умеет тушить конфликты любой сложности. Причем тушить виртуозно. Превращать пожар не в угли, а в приятный всем теплый, искристый очаг.


Рецензии
Спасибо, Кимма. Ваш способ наверное имеет ценность. Его следует опробовать. Но не совсем понятно, как он работает. Лично мне нужны примеры, такие писхологически убедительные сценки.

И не совсем понятно, как критиковать хамство, не критикуя хамов? Как можно осуждать карточную игру, не осуждая шулеров?

Другая проблема в том, что мне с некоторых пор перестали грубить. То есть, это конечно очень хорошо. Я в том смысле, что Ваш способ трудно опробовать.

Было время, со мной всё время что-то случалось. Один коллега даже сказал: "Видимо, лицо у тебя располагает". Наверное, хамы находили во мне удобную жертву. Потом перестали находить.

Михаил Сидорович   16.01.2017 07:06     Заявить о нарушении
Примеров уйма.
Я, вообще, против "исусиков". Есть такие люди абсолютно ровные и не взрывные. Я за палитру отношений. Как в Природе и солнце, и гроза и проч.
Это даже не способ, а всё то же завуалированное рассуждение.
Я - часть Природы, ты- часть Природы.
Конфликт - это резонанс.
В резонансе участвуют двое, то есть, есть Нечто в них такое, что объединяет их.
Процесс может протекать по разному
Итог . Восстановления равновесия в Природе и создание КРАСОТЫ.
Пример. Я сажусь в поезд дальнего следования. Одуряюще громко кричит музыка - попса.
Я прошу выключить её. Мужчина со злостью говорит:
- Нало же! Ты только села! А я уже еду два дня. Бери себе отдельное купе , если не хочешь слушать!
- Как Вы можете слушать эту дрянь! Эту жуть! Это же полный дебилизм!- Восклицаю я.
Мужчина не сдаётся. Музыка гремит. Я ложусь на полку и пытаюсь заснуть. Я ищу в себе источник такого же дебилизма, как в мужчине. Это только кажется, что во мне его нет. Не было бы, музыку бы он выключил. Я ИЩУ В СЕБЕ. В поисках ответа я засыпаю под гремящую музыку. Я не требую её выключить. Я знаю, что это где-то есть внутри меня.
Только слегка открываю глаза, слышу его шёпот.
- Вы знаете, я тут сидел и дкмал, думал. И вдруг понял, что Вы правы! Это абсолютно уродливая музыка! Я выключил и больше не включу.

Кимма   16.01.2017 08:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.