Космическая одиссея Стэнли Кубрика

«Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
Нил Амстронг. Астронавт «Аполлона -11». Человек,  который первый ступил на поверхность  Луны.

Шестидесятые годы двадцатого века. Человечество полно грез и надежд. Еще бы.  Запуск первого исскуственного спутника, первый полет человека в космосе, вовсю набирает обороты лунная программа США.  Казалось, через каких-то пару десятков лет люди покорят Солнечную систему и будут «плавать» по необъятным просторам Вселенной так же, как и по океанам Земли.   
Параллельно научно-техническому прогрессу стал популярен  жанр литературы: «научная фантастика».  Появились первые знаменитые имена: Айзек Азимов, Артур Кларк, братья Стругацкие. Они изначально не были писателями. Ученые, инженеры, исследователи. Те, кто выдвигал свои, на первый взгляд, «безумные»  идеи в художественных книгах, дабы не стать посмешищем в глазах научной братии.
Одной из теорий писателя Артура Кларка и заинтересовался малоизвестный в ту пору режиссер Стэнли Кубрик. Он решил снять фильм. Настолько реальным, насколько позволяло тогда время. Даже больше. Многие принципы подачи кинематографического материала, придуманные Кубриком буквально на коленке, используются до сих пор.
Все дело в том, что до середины шестидесятых жанр «фантастика» не воспринимали всерьез хоть в кино, хоть в литературе. Любой фильм про космос или про внеземную цивилизацию казался «кукольным театром» для детей. Были, конечно, и исключения. Например, всем известный роман Герберта Уэльса «Война миров» и постановка, сделанная по данной книге в 1938 году в США. Радиоспектакль вызвал ужас и панику среди американцев.   Но Стэнли Кубрик поднял планку, что дало вследствие другим режиссерам, как Андрей Тарковский, Джордж Лукас и Ридли Скотт, снять не менее значительные и поражающие воображение фильмы.
«Космическая одиссея» Кубрика стала отправной точкой. Она до сих пор остается одним из самых необъяснимых и загадочных фильмов двадцатого века. За два с половиной часа экранного времени общая сумма диалогов составляет лишь сорок пять минут. Все остальное – это видеоряд с дикой смесью религиозных, философских и научных теорий того периода.   Артур Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять „Одиссею“, то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов». Вопросы, которые задавало человечество с момента своего возникновения. Уникален ли человек?  Одиноки ли мы во Вселенной? И что есть Космос, враг он нам или друг?
Философия фильма многогранна. Нельзя с помощью какой-то одной точки зрения объяснить весь смысл. Под классическую музыку Кубрик показывает развитие человечества от пещерного человека до звездной эры. Но человечество, каким бы оно высокоразвитым не стало, всегда будет песчинкой перед грандиозностью Вселенной. И мы всегда будем являться частью чьего-то плана. И всегда будут вопросы.
« В одном из интервью Кубрик заявил, что «сердцем фильма» является «понятие Бога». Однако он предпочёл представить высшее сознание не в виде антропоморфных существ с другой планеты или седого старика на облаке, а геометрически совершенной фигуры. «Важно прочувствовать определённые вещи, а не проговорить их словами, — говорит Кубрик. — Следует оставлять пищу для воображения зрителя».  Звёздное дитя представлено в фильме как качественно новый этап развития сознания, своего рода новый Мессия (неслучайно в фильме звучит музыка к ницшеанскому трактату). Кубрик определял перерождённого в конце фильма Боумена как «усовершенствованного человека, сверхчеловека, если угодно», и говорил, что он «возвращается на Землю готовым к следующему прыжку в эволюционном  развитии рода людского».
 Существует множество трактовок «Одиссеи». Имя же Кубрика обросло мифами и легендами. Один из таких мифов, который культивируют  и сегодня, таков:
После выхода фильма на широкие экраны, в начале 1969 года, к Стенли Кубрику с разрешения ЦРУ обратились представители космического агентства НАСА. Они предложили режиссеру инициировать видеоряд «лунной прграммы». И, якобы, Кубрик согласился. Конспирологи, последователи «теории заговора», верят в правдивость данного мифа. Но это всего лишь миф, небылица.
Так стоит или нет смотреть данный фильм? Я думаю, что стоит. Ведь он входит в сотню лучших голливудских фильмов. Плюс, к тому же,  до сих пор является иконой фильмов жанра «научная фантастика».  Один из прекрасных саундтреков. Чего стоит лишь видеоряд: космос, рождение человека, вселенная под музыку «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса. И вопросы, вопросы, вопросы…
Я не смог объяснить всю суть данного фильма. Да это и невозможно. Лучше посмотрите его сами и найдите свою трактовку. 


Рецензии