1. 401-ый хайвэй

  «Ты что, Юджиничка! – ахнула моя клиентка. Когда-то я сказала ей, что в русском языке, если тебе кто-то нравится, достаточно прибавить к его имени «чка» - и не нужны никакие эпитеты. С тех пор я стала Юджиничкой. – В отпуск на Кэйп Бретон? На остров? К  медведям? И вообще... это же Богом забытая земля!»

«Богом забытая земля».
А дорога в эту Богом забытую землю лежала через провинции Онтарио, Квебек, Нью Брансвик и Новую Шотландию. Долгий мы проделали прошлым летом путь: почти шесть тысяч километров.

 Мы выехали из Торонто рано утром по знаменитому хайвэю № 401. Вообще-то официальное название  - МакДональд – Картье, но никто его так не называет, и мало кто это название помнит.
401–ый – и все!  Между Детройтом в Штатах и Виндзором в Канаде есть граница. Вот от нее и берет начало этот хайвэй, чтобы промчаться  (а медленно там не поедешь!) почти 820 километров и закончиться в провинции Квебек.

***

Манана


 Сколько здесь метров? Десять? Двадцать?  Какая разница? Все равно машины летят одна за другой.  Какой  зловещий гул!  То ли ветер, то ли машины.  Неужели и летом такие ветра? Брат говорил, что летом здесь жарко, как в Грузии.  Может, и так, но она уже не проверит.
 
 Могла бы  лететь – полетела! Конечно, и там она лишняя, но все-таки родной край, могила Давидки.

 Манана стояла на мосту через шумный 401-ый хайвэй и собиралась с духом. Всего десять метров. Или двадцать?
 
 Два года назад она вышла с сынишкой погулять. Он возился в песочнице, а она, как всегда, села на скамейку, открыла книгу. А потом услышала крик. Сосед на мотоцикле на полном ходу влетел в песочницу.
 
Муж не простил ее.
Она сама себя не простила.

Брат  из Торонто прислал  приглашение.
На третий день она  пошла работать. Раскаленная пекарня, тяжелые подносы, чужая непонятная речь. Манана возвращалась вечером и понимала, что она лишняя. У брата своя семья.

А у нее семьи нет. Больше нет. И  уже не будет.

Сколько здесь метров? Десять? Двадцать?
 
«Lady! – услышала она. - Are you O’K?»  Рядом стоял невысокий мужчина и держал на поводке собаку. Манана молчала. Сейчас он уйдет. Поймет, что она не говорит по-английски, и уйдет.
 
Ну, уходи же! Уходи!
 
Не уходит.
 
Он не ушел. Просто взял ее за руку и повел к себе: в дом, где  жил с женой и двумя дочерьми. В дом, который на несколько лет станет домом Мананы, и из которого она каждый день будет проходить по мосту над  гудящим как муравейник  хайвэем. Сначала в школу – учить английский, потом в колледж, потом на работу.


***

 Если вы приедете в Торонто, и вас повезут по 401– ому, обязательно скажут: «Смотри! Этот хайвэй -  самый напряженный в Северной Америке и один из самых  напряженных и широких в мире».
 
 В Канаде молодая история. Может, поэтому, а может, потому, что канадцы гордятся своей страной, они обожают все, что есть у них самое – самое. Сначала это вызывает улыбку: куда ей, Канадской истории, до Российской! – а потом и сам начинаешь с гордостью говорить: «У нас в Торонто – самая высокая телебашня! В  нашей Художественной Галерее – самое полное собрание картин  Харриса!»  Да... к хорошему привыкаешь быстро.


***

 Первая остановка – «Большое Яблоко». Так называется ресторан в небольшом городке Колборн. Этот ресторан – его достопримечательность.  Смотрите, как просто: построили огромное яблоко, выкрасили  в красный цвет и поставили кондитерский цех, где прямо перед вашими глазами  выпекают яблочные пироги и обливают чищенные яблоки шоколадом. Рядом стоит высокий столб с указателями: сколько километров от этого «Большого яблока» до столиц мира и даже до Южного полюса.. (Пингвинов, наверное, в гости ждут).
Редко кто не свернет с 401-ого, не заедет в «Большое Яблоко»  выпить кофе,  перекусить, взять в дорогу горячие пироги и шарлотки и купить сувениры – конечно, на яблочную тему.

***
   Помните  тест на оригинальность мышления?
   «Великий русский поэт? – Пушкин.
    Великая русская река? – Волга».

 А великая Канадская река – это St.Lawrence River – река Святого Лаврентия. Она берет свое начало в озере Онтарио, течет на Восток через полКанады, впадает в  Залив Св.Лаврентия – и в Атлантический океан. Туда, в ее устье, на остров Кэйп Бретон, мы и держим свой путь.
 
 А пока –  город Кингстон: место, где берет начало эта удивительная река. Когда-то  он был столицей Канады, но близость к врагам – американцам заставила канадцев перенести столицу подальше. Ну, что ж, Кингстон и не будучи столицей остается городом с европейской архитектурой, с одним из лучших Университетов, а главное – городом у истока  реки Святого Лаврентия. Это не узенький ручеек вытекает из озера, это еще одно озеро бурлит и шумит, словно вырвалось, наконец, на свободу.

 Нельзя быть в Кингстоне и не взять круиз  «Тысяча островов». Это круиз по истоку новорожденной  реки, где действительно тысячи и тысячи островов. Они маленькие, эти острова, и до сих пор есть непроданные. Так что если завалялись у вас несколько миллионов долларов – пожалуйста, покупайте! Владейте островом в одном из красивейших мест Канады!

Но на большинстве  уже стоят дома, а кое-где и дворцы, и покачиваются на волнах катера. Вам обязательно покажут самый маленький  в мире – меньше двух метров –  мост:  на одном островке флаг с кленовыми листьями, на другом звездно – полосатый. Ходят владельцы этих островов друг к другу в гости, и ни тебе таможни, ни проверки паспортов.


***

  А  401-ый летит дальше.

  Оттава. Столица Канады. Интересно, что канадцы произносят это слово с ударением на первый слог. Сначала странно, потом кажется: а как же иначе?
 
  Оттава не самый большой город в Канаде; куда ему до мегаполисов Торонто, Ванкувера или Монреаля! Не самый большой, а столица. И знаете, почему?
  Конечно, он дальше от границы со Штатами,  чем бывшая столица Кингстон, конечно, здесь протекает широченная река  Оттава и уже построен канал Ридо, соединивший ее с озером Онтарио, и  хоть и принадлежит город провинции Онтарио, а  другая огромная провинция, Квебек, совсем рядом. Но не поэтому стал этот город столицей. В 1857 году, когда  Торонто и Монреаль сражались за эту честь, выступила королева Виктория. «Оттава – маленький городок, - сказала она. - Туда поедут только те члены Правительства, кому страна дороже комфорта.  А другие Канаде не нужны».

  Оттава красива всегда, но особенно она красива в мае, когда проходит Фестиваль тюльпанов.
  В январе 1943 года дочь Королевы Нидерландов принцесса Джулиана, нашедшая вместе с другими членами Королевского Дома прибежище в Оттаве, родила девочку: принцессу Маргрит. А по законам Нидерландов королевой может стать только рожденная на Родине. И чтобы в будущем не лишать девочку этой возможности, Канада объявила комнату, где лежала Джулиана, территорией Нидерландов. Королевой Маргрит не стала, но каждый год Нидерланды присылают Канаде двадцать тысяч луковиц –  символ дружбы и благодарности. (Каждый год в провинции Новая Шотландия вырубают самую огромную и пушистую елку и отправляют  в  американский  Бостон...  Но я забегаю вперед...)
 
  В каждой стране есть Парламент, но не в каждой стране есть парламентские коты. (Кстати, в Канадский Парламент может прийти любой  и даже побывать на его заседании. Конечно, придется пройти под металлодетектором, а потом – пожалуйста, садись и слушай, как решают парламентарии свои – или твои? – проблемы).
 
  Так вот, коты.

 
               
                http://www.proza.ru/2012/04/24/1131


Рецензии
Спасибо за повествованиие. Очень захотелось прокатиться по 401-й дороге.

Мишаня Дундило   19.04.2017 16:58     Заявить о нарушении
Не пожалеете, Мишаня: и Онтарио хорошая провинция, и Квебек: там много на что можно посмотреть.

Спасибо Вам за отзыв.

Евгения Серенко   19.04.2017 23:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.