10. Крапива

    Это замечательное и полезное растение цепко закрепилось в моей памяти.
 Уверена - если крапиву, не дай Бог, занесут в Красную книгу или она исчезнет навсегда, я всё равно буду помнить запах, строение, форму листьев и волдыри, которыми она щедро награждала меня в детстве.
 Уже больше двадцати лет мне не доводилось её собирать, но вспоминаю об этом процессе каждое лето.
 Достаточно увидеть или вдохнуть запах сорванного листа.

 Близкое знакомство с крапивой произошло в моё первое лето в детдоме, когда детский дом занимался заготовкой лекарственных трав.
 Я, к тому времени, уже освоила сбор тысячелистника и знала, что стебель вместе с соцветием не должен превышать десять - пятнадцать сантиметров.
 Нам была дана чёткая инструкция: длину стебля соблюдать и корни растения не повреждать, чтобы оно не стало редким в наших краях.

 Не понимаю, на что рассчитывали педагоги, когда отправляли детей на задание с одним лишь инструментом – голыми руками.
 Дело в том, что стебель тысячелистника очень крепкий, и сорвать его, по инструкции, почти невозможно.
 Первое время, я честно старалась поступать так, как учили, но убедилась, что это растение живым не сдаётся – и предпочитает гибель путём вырывания с корнем.
 А задание никто не отменял, и ужина лишаться не хотелось, поэтому я, как все остальные, быстро перешла на варварский способ добычи сырья.

 Он был изобретен не мной: рядом старались более опытные коллеги.
 Итак, травина выдиралась с корнем, затем, на глазок, отмерялись нужные сантиметры, и цветок отгрызался здоровыми детскими зубами.
 Вкус у тысячелистника, надо сказать, очень даже горький, хотя и полезный.

 Работали мы по-стахановски - в радиусе трёх километров от детского дома нельзя было встретить не то, что розового, но даже белого цветка. Мы проползли каждый сантиметр несчастной земли и вырвали всё, что можно.

Теперь  воспитанников не загружают заготовками, и тысячелистник вернулся в наши леса.
 Я лично убедилась в этом одним летом, отправившись в поход по местам трудовой славы.

 С крапивой дело обстояло сложнее…
 Несмотря на то, что росла она на каждом шагу, собирать её оказалось непросто.
 Молодая трава была, хотя бы, ниже меня ростом, а вот зрелая - колосилась где–то над головой.

 Почему нам не выдавали перчатки? Вернее - не всем?

 Этот вопрос я задала себе уже в старшем возрасте.
 А тогда спасали рукава платья или кофты.
 В период заготовки вид у малышей был примерно одинаковый: рукава у всех вытянуты и зелёного цвета.
 Технологический процесс протекал так: захват, отрыв, перехват за макушку и - скользящим движением вниз по стеблю.
 Все: листья у ног, стебель в сторону, руки в волдырях, а рукава зелёные. От ожога они всё-таки уберечь не могли.
 А ещё - нужно запихать листья в сетку.

 К концу сезона наше мастерство возросло. Мы умудрялись помогать процессу даже ногами - на них была спасительная обувь.

 Отлынивать я не пыталась – я помнила - «Кто не работает – тот не ест».
 Но чем дольше шли заготовки, тем меньше оставалось крапивы в селе…
 Сначала местные жители подкашивали для нас её у своих огородов.
 Потом она заканчивалась и у них - задания выполнять становилось всё сложнее.
 Наступали дни, когда мы бродили по деревне, и ничего не попадалось нам на глаза.

 Вот в такой период, позвонила тётя и сообщила директору, что возьмёт меня на каникулы.

 Потом я узнаю, что некоторых везунчиков родные, иногда, будут ненадолго забирать домой, и я войду в их число.
 Сестру родственники почему–то брать не станут, и я обижусь на них за это позднее.

 А пока, о разговоре взрослых я ничего не знала и, на вечерней линейке, услышала следующее: «Иванова, у тебя есть возможность съездить домой, но, если за завтрашний день, не соберешь пять килограммов листьев крапивы – тебя не отпустят».
 Это сообщение обеспечило мне бессонницу…

 Трудовое задание на завтра я получила, но как его выполнить? Мой личный рекорд - килограмма три, не больше.

 Как мне хотелось домой - словами высказать не могу!

 Сейчас педагоги обучают детей путём постановки перед ними задачи и решения проблемы.
 Я столкнулась с подобным тридцать лет назад. И проблема у меня была нешуточная.

 Мозг начал лихорадочно соображать.

 Первой мыслью было - отправиться на сбор тут же, вечером, но опаздывать на отбой я боялась, а часов, естественно, не имела.
 Ещё возникал вопрос с местом - куда спрятать собранные листья?
 Оставался единственный выход – встать пораньше.

 Я и встала раньше доярок, вместе с солнцем, потому, что так и не уснула.
 Прокралась мимо ночного воспитателя и, почти до вечера, рыскала по окрестностям.

 Приём травы шёл в районе четырёх часов дня.
 Это время мы могли безошибочно узнавать по солнцу и урчанию в животе, в предвкушении полдника, но сегодня мой режим был сбит: я дёргалась, переживала, что опоздаю, но сетка с листьями наполнялась медленно.

 Самое ужасное было то, что я понятия не имела, как должны выглядеть пять килограммов крапивы. Сколько собирать–то? Принесу, а у меня не хватит.

 Помучившись в сомнениях, я решилась на отчаянный шаг - положила в листья обломок кирпича. Чтобы наверняка.

 Обычное дело для смелых и решительных, но не для меня.

 Сетку взвесили и указали место, куда высыпать сырьё.

 Потихоньку вынув камень, который готова была проглотить, я вывалила крапиву на сушку и, со страхом, ждала приговора.

 Мне ничего не сказали.
 Сама я не спрашивала – боялась услышать ответ, да и кирпич жёг руку.
 Опять бессонная ночь.
 Хватило или нет?

 Я так и не узнала, сколько тогда собрала листьев. Утром приехал дядя и увез меня.

на фото: Линейка - ждём трудовые задани


Рецензии
Ещё раз вспомнил Ваш рассказ, когда сегодня пошёл в парк на сбор крапивы. Правда, захватил перчатки. В остальном всё так же, как и у Вас. Собрал немного, от силы килограмм, обдал дома кипятком, мелко нарезал, смешал с солью, луком и мукой и сделал котлеты. Знаешь, мяса я уже лет сорок не ем, а котлету иногда по старой памяти хочется...

Андрей Прудковский   28.06.2015 20:37     Заявить о нарушении
Ого! Андрей, Вы молодец! Котлеты из крапивы -никогда не пробовала. У нас около церкви выросло много этой травы, но ее быстренько скосили, змеи нынче одолели, ползают где надо и не надо. Я что-то даже побаиваюсь за черникой идти.

Ирина Новикова 3   29.06.2015 08:11   Заявить о нарушении
Попробуй, вкусно! Но для нежности, пожалуй, неплохо ещё добавить в смесь подсолнечного масла, а то получились суховатые...

Андрей Прудковский   29.06.2015 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.